Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Ставича В.В., судей фио, фио, при секретаре Сергеевой О.В., с участием прокурора фио, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело N2а-943/2022 по административному иску Петрова Георгия Валерьевича к Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес, Демьяновой Евдокии Евдокимовне об отмене регистрации кандидата в депутаты
по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Черемушкинского районного суда адрес от 3 сентября 2022 года об отказе в удовлетворении требований,
УСТАНОВИЛА:
Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 21 июля 2022 года N8/8 Демьянова Е.Е, выдвинутая Московским городским отделением политической партии "Коммунистическая партия Коммунисты России", зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N2.
Петров Г.В, зарегистрированный в качестве кандидата в депутаты по тому же избирательному округу, обратился в суд с административным исковым заявлением к Демьяновой Е.Е, Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес об отмене регистрации кандидата в депутаты.
В обоснование заявленных требований указал на то, что выдвижение кандидатов от Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России (далее - КПКР) для участия в выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес 11 сентября 2022 года осуществлено постановлением Комитета Московского городского отделения КПКР от 2 июля 2022 года, утвержденным решением Политбюро ЦК КПКР от 2 июля 2022 года, что противоречит требованиям статьи 25 Федерального закона "О политических партиях", в соответствии с которыми кандидаты подлежат выдвижению тайным голосованием на съезде партии или конференции (общем собрании) регионального отделения партии, а не постановлением Пленума Комитета регионального отделения партии, как это имело место в рассматриваемом случае. Аналогичные положения содержит Устав КПКР, согласно которым высшим руководящим органом Московского городского отделения КПКР является конференция, а в случае, если на учете в нем числится и состоят менее 30 членов партии и в его составе нет местных отделений, то общее собрание членов регионального отделения КПКР с функциями, правами и полномочиями конференции регионального отделения. Комитет Московского городского отделения КПКР на своем пленуме уполномочен лишь на выдвижение кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления на дополнительных и (или) повторных выборах.
Кроме того, истец также ссылался на то, что Московское городское отделение КПКР, учрежденное учредительной конференцией и обязанное формировать периодически выборные и контрольно-ревизионные органы своих подразделений и самого регионального отделения, не может не иметь в своем составе ни одного местного и первичного партийного отделения, конференции или общие собрания которых избирают делегатов на конференции вышестоящих структурных подразделений и конференцию регионального отделения КПКР, поскольку иное означало бы, что и Московское городское отделение КПКР и сама КПКР могут считаться юридически фиктивными организациями, не имевшими права на учреждение и регистрацию в качестве партии и структурного подразделения партии и права на участие в любых выборах, подлежащими ликвидации в судебном порядке.
Административный истец ссылался также на то, что надлежащее решение о выдвижении избирательным объединением административного ответчика Демьяновой Е.Е. в качестве кандидата на выборах должно было содержать в себе сведения о дате рождения, месте жительства, паспортные данные кандидата, а избирательная комиссия могла зарегистрировать ее в качестве кандидата только при поступлении в комиссию документов, подтверждающих соблюдение названных требований к выдвижению кандидата. Однако документов, которые содержали бы необходимые данные и информацию о соблюдении избирательным объединением установленного порядка выдвижения кандидатов на выборах, административным ответчиком Демьяновой Е.Е. в избирательную комиссию не представлено и у комиссии они отсутствуют, поскольку их не существует.
С учетом изложенного, административный истец полагал, что подобные обстоятельства, исключающие возможность регистрации Демьяновой Е.Е. в качестве кандидата в депутаты, являются вновь открывшимися и влекут отмену регистрации кандидата.
Решением Черемушкинского районного суда адрес от 3 сентября 2022 года в удовлетворении административных исковых требований фио отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Петров Г.В. ставит вопрос об отмене данного судебного решения как незаконного, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права; неверную оценку собранных по делу доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя административного ответчика Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес по доверенности фио, заключение прокурора фио, полагавшей решение суда законным и обоснованным, сочтя возможным на основании ст.ст. 150 и 152 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на адрес в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Подпунктом "а" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренных, в том числе подпунктом "б" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона.
При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
В силу подпункта "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ основанием отказа в регистрации для кандидатов, выдвинутых политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
Пунктом 2 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2021 года N95-ФЗ "О политических партиях" предусмотрено, что решение о выдвижении региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления принимается на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии. Решения о выдвижении иными структурными подразделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются общим собранием соответствующего структурного подразделения либо иным органом, предусмотренным уставом политической партии.
Пунктом 3.1 той же статьи установлено, что в случае отсутствия регионального или местного отделения политической партии уставом политической партии может быть предусмотрено, что решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты соответствующих законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований, кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления может быть принято при проведении выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии, а при проведении выборов в органы местного самоуправления - коллегиальным постоянно действующим руководящим органом политической партии или ее регионального отделения.
Разрешая настоящее дело, суд установил, что решением избирательной комиссии от 21 июля 2022 года N 8/8 Демьянова Е.Е. зарегистрирована кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу N 2.
Демьянова Е.Е. выдвинута в качестве кандидата Московским городским отделением Политической партии Коммунистическая партия Коммунисты России.
Выдвижение кандидатов в депутаты представительных органов местного самоуправления в адрес на выборах 11 сентября 2022 года данной политической партией осуществлено постановлением Комитета Московского городского отделения КПКР от 2 июля 2022 года.
Решение о выдвижении кандидатов утверждено решением Политбюро ЦК КПКР от 2 июля 2022 года.
Разрешая настоящее дело, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, исследовав и оценив по правилам статьи 84 КАС РФ в совокупности собранные по делу доказательства, пришел к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены регистрации кандидата в депутаты Демьяновой Е.Е.
При этом суд исходил из того, что положения пункта 3.1 статьи 25 Федерального закона "О политических партиях" предусматривают возможность наделения правом выдвижения кандидатов в депутаты при проведении выборов в органы местного самоуправления коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии или ее регионального отделения - в случае отсутствия у соответствующей политической партии местных отделений.
Такие положения должны содержаться в уставе политической партии.
В соответствии с пунктом 6.8 Устава Политической партии "Коммунистическая партия Коммунисты России" Комитет является постоянно действующим руководящим органом регионального отделения Партии.
В силу пункта 6.9 Устава Комитет регионального отделения выдвигает и отзывает кандидатов (списки кандидатов) в депутаты представительного органа муниципального образования и кандидатов на иные выборные должности в органах местного самоуправления в случае отсутствия на территории соответствующего муниципального образования местного отделения Партии. Данное решение утверждается Политическим Бюро ЦК.
Поскольку, как установлено в ходе судебного разбирательства, местного отделения КПКР в муниципальном адрес не имеется, выдвижение кандидата Демьяновой Е.Е. постановлением Комитета Московского городского отделения КПКР, утвержденным решением Политического Бюро ЦК КПКР, суд признал соответствующим положениям Федерального закона "О политических партиях", Уставу Партии.
Доводы административного истца о том, что решение политической партии о выдвижении кандидата в депутаты должно содержать сведения о дате рождения, месте жительства и паспортные данные административного ответчика Демьяновой Е.Е, судом отклонены как не основанные на положениях пункта 14.5 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ.
Кроме того, судом учтено, что документы, связанные с выдвижением Демьяновой Е.Е. Московским городским отделением КПКР в качестве кандидата в депутаты, были представлены административным ответчиком в избирательную комиссию, в связи с чем о наличии в таких документах недостатков, а равно о возможном нарушении политической партией порядка выдвижения кандидатов избирательной комиссии должно было быть известно уже при поступлении таких документов, таким образом, обстоятельства, на которые ссылался Петров Г.В, не могут быть признаны вновь открывшимися по смыслу подпункта "а" пункта 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ.
С учетом изложенного, судом принято решение об отказе в удовлетворении административного иска фио
Данные выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о наличии по данному делу оснований к отмене регистрации кандидата Демьяновой Е.Е. основаны на ошибочном толковании заявителем норм действующего законодательства, регулирующих спорные правоотношения, направлены на переоценку установленных в ходе судебного разбирательства фактических обстоятельств и собранных по делу доказательств, при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для разрешения спора по существу.
Таким образом, по материалам административного дела, доводам апелляционной жалобы оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черемушкинского районного суда адрес от 3 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение и настоящее апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.