Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего судьи фио, судей фио, фио, с участием прокурора фио, при секретаре Бабашкиной З.А., рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио
административное дело N2а-1023/2022 по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Останкинского районного суда адрес
от 09 сентября 2022 года, которым постановлено:
Позднякову Юрию Ивановичу в удовлетворении требований к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес об отмене решения об отказе в регистрации кандидата - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец Поздняков Ю.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес от 08 сентября 2022 года N 19/1 "О пересмотре решения о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 1 фио", которым ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N1.
В обоснование требований административный истец указал на нарушение административным ответчиком положений действующего законодательства и его прав принятым решением, поскольку в нарушение пункта 7 статьи 38, пункта 6 статьи 76 Федерального закона N67-ФЗ, а также равенства кандидатов, при имеющемся заключении по проверке подписных листов N907 от 09 июля 2022 года, подписные листы подверглись повторной проверке двумя экспертами и разными вопросами, поставленными перед экспертами.
Решением Останкинского районного суда адрес от 09 сентября 2022 года в удовлетворении административного искового заявления фио отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Поздняков Ю.И. выражает несогласие с решением суда, просит удовлетворить административный иск.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения административного истца фио, представителя административного ответчика по доверенности фио, заключение прокурора фио, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, без нарушения норм процессуального права.
Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3, часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом и равноправия (статья 1, часть 1; статья 2; статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2).
В соответствии с частью 2 статьи 239 КАС РФ кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
При этом с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10 статьи 239 КАС РФ).
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12.06.2002 N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N67-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти адрес и выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в адрес, а также иные вопросы проведения выборов в адрес, отнесенные федеральным законодательством к ведению адрес, урегулированы Законом адрес от 06.07.2005 N38 "Избирательный кодекс адрес" (далее - Избирательный кодекс адрес).
Судом установлено, что решением N 8/1 от 15 июня 2022 года Совета депутатов адрес назначены выборы депутатов Совета депутатов адрес на 11 сентября 2022 года.
Решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования - адрес N 4/5 от 17 июня 2022 года утверждена форма протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов адрес на выборах депутатов Совета депутатов адрес. Указанное решение направлено для опубликования в электронном периодическом издании "Вестник Московской городской избирательной комиссии".
02 июня 2022 года административный истец Поздняков Ю.И. представил в избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в адрес - адрес документы о выдвижении в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному адрес N 1.
04 июля 2022 года Поздняковым Ю.И. в избирательную комиссию были представлены документы для регистрации кандидатом: подписные листы в количестве 5 листов в одной папке всего в количестве 20 подписей, протокол об итогах сбора подписей избирателей, первый финансовый отчет кандидата.
06 июля 2022 года рабочей группой в составе двух человек проведена проверка подписных листов, представленных Поздняковым Ю.И. в избирательную комиссию.
Согласно протоколу от 12 июля 2022 года об итогах проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержу выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 1 фио, административным истцом было представлено 20 подписей избирателей, 20 из которых были признаны недействительными, на основании п. 10 ч. 7 ст. 37 адрес кодекса адрес.
13 июля 2022 года принято решение N 8/4 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 1 фио по основаниям п. 5 ч. 20 ст. 37 адрес кодекса адрес, ввиду отсутствия достаточного количества подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Не согласившись с данным решением, Поздняков Ю.И. обратился в суд с административным исковым заявлением о его отмене.
Решением Останкинского районного суда адрес от 22 июля 2022 года Позднякову Ю.И. отказано в удовлетворении требований об отмене решения избирательной комиссии.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 03 августа 2022 года решение Останкинского районного суда адрес от 22 июля 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от 16 августа 2022 года решение Останкинского районного суда адрес от 22 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 03 августа 2022 года оставлены без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 05 сентября 2022 года решение Останкинского районного суда адрес от 22 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 03 августа 2022 года, кассационное определение судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
от 16 августа 2022 года, отменены, административный иск удовлетворен частично. Признано незаконным решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес от 13 июля 2022 N8/4 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N1 фио". На избирательную комиссию внутригородского муниципального образования в адрес возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о регистрации кандидата фио
На основании кассационного определения судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 05 сентября 2022 года избирательная комиссия внутригородского муниципального образования в адрес - адрес повторно рассмотрела документы о выдвижении кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному адрес N 1 в порядке самовыдвижения фио
В соответствии с решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес от 17 июня 2022 года N4/4 "О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес выдвинутого по соответствующему многомандатному избирательному округу" количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата по многомандатному избирательному округу N1 составляет 16 подписей.
В соответствии с решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - адрес от 17 июня 2022 N4/14 "О количестве подлежащих проверке подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по соответствующему многомандатному избирательному округу", проверено 20 подписей избирателей.
Согласно Заключению по проверке подписных листов N1280 от 08 сентября 2022 года, проведенной заместителем начальника 9 отдела ЭКЦ... адрес фио и старшим экспертом 2 отдела ЭКЦ УВД по адрес... адрес фио, в подписных листах кандидата фио выявлены записи дат внесения подписей (записи, расположенные в графах "Дата внесения подписи") от имени разных избирателей, выполненные одним лицом.
В подписном листе N2 кандидата фио в строке N5 в графе "Год рождения" (в возрасте 18 лет - дополнительно число и месяц рождения) имеются признаки изменения первоначального содержания путем дорисовки, а именно в правой верхней части первой цифры "5" в первоначальной записи "1552" был дорисован правонаклонный элемент, в результате чего запись читается как "1952".
В подписных листах кандидата фио в подписях от имени четырёх избирателей, расположенных на первом листе в строках N2 и N5, на третьем листе в строке N5, на четвертом листе в строке N2 - выявлены явно выраженные признаки снижения координации движений и замедленного темпа письма (извилистость дуговых и прямолинейных элементов, угловатость овальных и полуовальных элементов, тупые начала и окончания штрихов), которые могут свидетельствовать о выполнении данных подписей под влиянием "сбивающих" факторов, в число которых входит подражание подписям избирателей.
Согласно представленной ведомости проверки подписных листов, представленных кандидатом в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N1 признаны недействительными следующие подписи:
номер листа 1, номер подписи (строки в подписном листе) 1, ФИО избирателя - фио - дата внесения подписи избирателя проставлена им не собственноручно; номер листа 1, номер подписи (строки в подписном листе) 3, ФИО избирателя фио, дата внесения подписи избирателя проставлена им не собственноручно; номер листа 2, номер подписи (строки в подписном листе) 5, ФИО избирателя фио, неоговоренные избирателем или лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, исправления в сведениях об избирателе; номер листа 1, номер подписи (строки в подписном листе) 5, ФИО избирателя фио, подпись избирателя выполнена другим лицом; номер листа 3, номер подписи (строки в подписном листе) 5, ФИО избирателя фио, подпись избирателя выполнена другим лицом; номер листа 4, номер подписи (строки в подписном листе) 2, ФИО избирателя фио, подпись избирателя выполнена другим лицом.
Согласно протоколу рабочей группы об итогах проверки подписных листов, содержащих подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Совета депутатов адрес проверено 20 подписей избирателей, из них общее количество подписей избирателей, признанных недостоверными и/или недействительными - 6.
Руководствуясь представленными рабочей группой документами, 08 сентября 2022 года Избирательная комиссия внутригородского муниципального образования в адрес - адрес решением N 19/1 "О пересмотре решения о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 1 фио" отказала в регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов адрес по многомандатному избирательному округу N 1 фио, ввиду признания шести подписей избирателей недействительными, отсутствия необходимого количества достоверных подписей.
В силу части 4 статьи 37 Избирательного кодекса адрес соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, достоверности подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, муниципального списка кандидатов, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, работников аппарата избирательной комиссии, привлеченных специалистов.
В результате проверки подписи могут быть признаны достоверными, недостоверными и (или) недействительными (часть 5 статьи 37 Избирательного кодекса адрес).
В соответствии с частью 6 статьи 37 Избирательного кодекса адрес недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом. Подпись признается недостоверной на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
Пунктами 6, 7 части 7 статьи 37 Избирательного кодекса адрес предусмотрено, что недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке подписей избирателей в соответствии с частью 4 настоящей статьи; подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей.
В соответствии с частью 10 статьи 37 Избирательного кодекса адрес при обнаружении среди проверяемых подписей избирателей 5 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей или при недостаточном для регистрации кандидата количестве достоверных подписей комиссия отказывает в регистрации кандидата.
Разрешая заявленные требования, суд, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, пришел к обоснованному выводу об отказе в их удовлетворении, поскольку у административного ответчика имелись основания для отказа в регистрации кандидата в депутаты фио
Данные выводы суда мотивированы и оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии счастью 2 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 N67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, паспортные данные, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.
Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.
К числу оснований для отказа регистрации кандидата, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 указанного Федерального закона относится недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт д).
В соответствии с пунктом 8 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.
Согласно п.6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ недействительными признаются, в том числе, е) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
ж) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума;
л) подписи избирателей, участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации (часть 18 статьи 38 указанного федерального закона).
Принимая во внимание вышеизложенные положения закона и фактические обстоятельства дела, судебная коллегия находит, что постановленное по делу решение является законным и обоснованным.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, выводы суда не противоречат материалам дела, и являются мотивированными, они соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу и регулирующих рассматриваемые правоотношения в их взаимосвязи, материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом истолкован верно, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Ссылки административного истца на то, что избирательная комиссия при повтором рассмотрении вопроса о регистрации кандидата фио не могла повторно создавать рабочую группу с приглашением другого эксперта криминалиста по проверке подписных листов, не могут быть приняты во внимание, поскольку в данном случае первоначальное решение избирательной комиссии было отменено, при этом на избирательную комиссию кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не возлагалась обязанность принять решение о регистрации кандидата. Соответственно после отмены решения избирательная комиссия, разрешая повторно вопрос о регистрации кандидата, в установленном ст.ст. 32, 35, 37 Избирательного кодекса адрес порядке с соблюдением процедуры проверки достоверности сведений и документов, порядка выдвижения кандидата, решилаповторно вопрос о регистрации кандидата фио
При этом нарушения принципа равенства кандидатов не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не содержат в себе обстоятельств, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене этого решения.
По делу отсутствуют, предусмотренные статьей 310 КАС РФ, основания для отмены решения суда в апелляционном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 177, 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Останкинского районного суда адрес от 09 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.