Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Кретове С.А. с участием прокурора Мещерякова И.С, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1762/2022
по административному исковому заявлению Джамаловой Зулейхи Рашад кызы об оспаривании пункта 4192 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков",
УСТАНОВИЛ:
Правительством Москвы от 11 декабря 2013 года принято постановление N819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее постановление Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП). Нормативный правовой акт опубликован 17 декабря 2013 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N69, а также размещен 11 декабря 2013 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Подпунктом 1.2 пункта 1 названного постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости (приложение 2).
В пункт 4192 Приложения 2 постановления Правительства Москвы N 819-ПП включено здание по адресу: г. Москва---.
Джамалова Зулейха Рашад кызы, являясь собственником здания, обратилась в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействительным постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП в части п. 4192 Приложения N 2.
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником здания общей площадью 1 030, 2 кв.м, здание не является объектом самовольного строительства, поскольку было построено и введено в эксплуатацию с получением необходимых разрешений и согласований от компетентных органов на отведенном для целей строительства земельном участке. Вопрос законности возведения здания был несколько раз рассмотрен на заседаниях Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства, по результатам которых приняты решения о снятии объекта с рассмотрения в связи с отсутствием признаков самовольного строительства. Оснований для включения объекта в Перечень не имелось. По убеждению административного истца, оспариваемый пункт 4192 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы противоречит положениям статей 8.1, 209 Гражданского кодекса РФ, ограничивает право административного истца на распоряжение принадлежащим ему имуществом.
В судебном заседании представитель административного истца административные исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Правительства Москвы, одновременно представляющий интересы заинтересованного лица Департамента городского имущества города Москвы, против удовлетворения административного иска возражал по доводам письменного отзыва, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий Правительства Москвы и с соблюдением требований законодательства к форме, порядку принятия и введения его в действие, а содержание нормативного правого акта соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Спорное здание включено в оспариваемый пункт приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП, поскольку обладает признаками самовольного строительства и размещена на земельном участке, не предоставленном (не отведенном) для целей строительства (реконструкции). Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемое положение нормативного правового акта на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Мещерякова И.С, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные административные исковые требования, суд приходит к следующему выводу.
Из содержания постановления Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N819-ПП усматривается, что его положения приняты в целях защиты прав города Москвы при реализации правомочий собственника в отношении земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации город Москва как субъект Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города.
Пунктом 12 части 1 статьи 13 и частью 3 статьи 20 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" установлено, что к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится владение, пользование и распоряжение землей. От имени Москвы правомочия собственника осуществляют органы государственной власти города Москвы в рамках их компетенции.
Положения части 2 статьи 4 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N48 "О землепользовании в городе Москве" предусматривают, что к полномочиям исполнительных органов государственной власти города Москвы в области землепользования и застро йки в городе Москве в рамках их компетенции относятся управление и распоряжение землями, находящимися в собственности города Москвы, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, иными земельными участками в соответствии с федеральным законодательством.
В силу пункта 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
Согласно п унктам 2, 13 статьи 11, пункту 1 статьи 13 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий организует и осуществляет управление собственностью города Москвы и контроль за ее эффективным использованием, наделяет полномочиями по управлению собственностью города Москвы соответствующие органы исполнительной власти; осуществляет управление в области земельных отношений; разрабатывает и осуществляет городскую политику в области градостроительства и землепользования.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Москвы с соблюдением компетенции и в пределах предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий в области землепользования и застройки в городе Москве и в целях совершенствования порядка выявления и пресечения незаконного (нецелевого) использования земельных участков; принят в форме постановления Правительства Москвы, подписан Мэром Москвы, опубликован 17 декабря 2013 года в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы" N69 и размещен 11 декабря 2013 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям, предъявляемым к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, он введен в действие и опубликован в соответствии с требованиями пунктов 1, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N25 "О правовых актах города Москвы".
Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Как следует из наименования и содержания постановления, отдельное положение которого оспаривается административным истцом, оно принято в целях совершенствования порядка взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков; постановление касается земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
Объективные критерии использования земельных участков по целевому назначению установлены Земельным кодексом Российской Федерации и Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу статей 1, 41, 42 Земельного кодекса Российской Федерации акты земельного законодательства основываются на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами; возведение арендаторами земельных участков жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, сооружений допускается в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
По смыслу статьи 263, пункта 2 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Последствия постройки, произведенной арендатором на арендованном им земельном участке без соблюдения требований о целевом назначении земельного участка, определяются статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что административный истец является собственником здания по адресу: г. Москва, ---.
14 октября 2021 года Госинспекцией по недвижимости составлен акт о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта N 9052813, согласно которому проведено обследование земельного участка по адресу: г. Москва, Ореховый бульвар, вл. 31А и выявлен объект недвижимости, обладающий признаками самовольного строительства - нежилое двухэтажное здание с техническим этажом, общей площадью 1 030, 6 кв.м. Земельный участок с кадастровым номером --- общей площадью 614 кв.м предоставлен Джамалову Рашаду Явер оглы в соответствии с договором аренды от 23.09.2013 N --- сроком по 20.07.2062 для эксплуатации здания торгового назначения и общественного питания. Договор действует. Нежилое двухэтажное здание с техническим этажом, общей площадью 1 030, 6 кв.м обладает признаками самовольного строительства.
Оценивая представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.
16 мая 2003 префектом Южного административного округа города Москвы выпущено распоряжение N --- "О предоставлении земельного участка по Ореховому бул, вл. 31 Обществу с ограниченной ответственностью "ОЙЛС Газстройинвест" на условиях краткосрочной аренды для разработки исходно-разрешительной, проектной документации и строительства магазина" (далее - распоряжение префекта ЮАО N 01-41-1294).
В соответствии с п. 1 распоряжения префекта ЮАО N --- предписано предоставить ООО "ОЙЛС Газстройинвест" земельный участок по Ореховому бул, вл. 31 (территориально-экономическая зона N 28) в границах по плану "приложение) площадью около 0, 064 га на условиях краткосрочной аренды сроком на два года (с выхода настоящего распоряжения), с выкупом права аренды по утвержденной стоимости в размере 4 751 доллара США для разработки исходно-разрешительной, проектной документации и строительства магазина.
Указанным распоряжением префекта ЮАО предписано обществу также обратиться в ГУП ГлавАПУ Москомархитектуры на оформление исходно-разрешительной документации на размещение объекта (п. 2.1.), оплатить выкуп права аренды земли в размере 4 751 долларов США (п. 2.2.), оформить договор аренды земли (п. 2.3.) и в установленные проектом сроки осуществить строительство магазина, сдать объект Госкомиссии по приемке в эксплуатацию (п. 2.6.).
Во исполнение указанного распоряжения префекта ЮАО между Московским земельным комитетом (ныне - Департамент городского имущества города Москвы) и ООО "ОЙЛС Газстройинвест" заключен краткосрочный договор аренды от 26.05.2003 N --- земельного участка площадью 640 кв.м, имеющего адресные ориентиры: г. Москва, Ореховый бульвар, вл. 31, предоставленный в пользование на условиях аренды для разработки исходно-разрешительной, проектной документации и строительства магазина.
Также особыми условиями договора аренды предусмотрены обязательства ООО "ОЙЛС Газстройинвест":
- обратиться с заявкой в ГУП ГлавАПУ Москомархитектуры на оформление исходно-разрешительной документации на размещение объекта в соответствии с распоряжением префекта ЮАО от 16.05.2003 N --- (п. 4.1 договора аренды);
- оплатить выкуп права аренды земельного участка в размере 4 751 долларов США по курсу ЦБ на день, предшествующий платежу (п. 4.2 договора аренды).
Выкуп права аренды земельного участка был произведен в полном объеме.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Москвы от 13.11.2001 N 1022-ПП "Об утверждении методики расчета размера арендной платы за право аренды земельного участка" Московскому земельному комитету предписано производить расчеты платы за право на заключение договора аренды земельного участка для строительства (реконструкции) зданий, строений и сооружений на земельном участке - в соответствии с Временной методикой расчета размера платы за право аренды земельного участка (приложение N 2).
Как следует из абз. 3 п. 1 Временной методики расчета размера платы за право аренды земельного участка, являющейся приложением N 2 к постановлению Правительства Москвы от 13.11.2001 N 1022-ПП, для определения размера платы за право аренды земельного участка необходимы следующие данные, содержащиеся в исходно - разрешительной документации для проектирования и строительства в городе Москве: площадь земельного участка, в том числе под благоустройство, площадь застройки, общая площадь наземной и подземной части имеющегося на земельном участке и проектируемого объекта, удаленность земельного участка от станции метро или железнодорожной станции, выход границ земельного участка на магистрали общегородского значения, функциональное назначение проектируемого объекта.
Законом города Москвы от 16.07.1997 N 34 "Об основах платного землепользования в городе Москве", в редакции, действующей на момент принятия решения о предоставлении земельного участка, предусмотрено, что совершение сделок с правом аренды неделимого земельного участка, строительство на нем в установленном порядке новых зданий или сооружений, а также размещение временных объектов, используемых в коммерческих целях, может производиться после внесения платы за право на совершение сделок с правом аренды незастроенной части земельного участка.
Следовательно, выкуп права аренды земельного участка, предоставленного для разработки исходно-разрешительной, проектной документации и строительства магазина, был произведен в полном объеме и городом была получена плата за право осуществления строительства магазина на земельном участке.
ГУП ГлавАПУ Москомархитектуры по заказу ООО "ОЙЛС Газстройинвест" была разработана исходно-разрешительная документация N --- на социальный объект шаговой доступности торгово-бытового назначения по адресу: г.Москва, Ореховый бульвар, вл. 31.
Согласно Выписке из решения заседания Архитектурно-планировочной комиссии Архитектурного совета Москомархитектуры по рассмотрению исходно-разрешительной документации от 24.10.2003 протокол N 37 Комиссией принято решение о согласовании размещения социального объекта шаговой доступности торгово-бытового назначения со следующими технико-экономическими показателями:
- площадь отводимого земельного участка: 0, 064 га;
- площадь застройки: 560 кв.м;
- суммарная поэтажная площадь объекта: 1070 кв.м;
- количество этажей, в т.ч. уровней (при наличии): 2.
Следовательно, материалами дела подтверждается, что в 2003 году городом Москвой в лице уполномоченных органов была согласована исходно-разрешительная документация и выделен земельный участок под строительство магазина шаговой доступности в существующих ныне габаритах.
31.05.2005 Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы заказчику ООО "ОЙЛС Газстройинвест" выдано Градостроительное заключение за регистрационным номером N --- по вопросу нового строительства капитального объекта шаговой доступности торгово-бытового назначения.
Ориентировочные технико-экономические показатели в Градостроительном заключении указаны следующие:
- площадь отводимого земельного участка - 0, 064 га;
- площадь застройки - 560 кв.м;
- суммарная поэтажная площадь объекта в габаритах наружных стен - 1070 кв.м (общая площадь);
- количество этажей - 2.
Как следует из Заключения по обследованию объекта недвижимости, являющегося приложением к Градостроительному заключению, по данным БТИ на участке расположено двухэтажное здание магазина.
Согласно Заключению по условиям проектирования, также являющегося приложением к Градостроительному заключению, суммарная площадь объекта в габаритах наружных стен здания составляет 1 070 кв.м.
Среди городских организаций, принимавших участие в согласовании и подготовке данного Градостроительного заключения, были Департамент земельных ресурсов города Москвы и Департамент имущества города Москвы, реорганизованных в последующем в Департамент городского имущества города Москвы, а также префектура Южного административного округа города Москвы и Москомархитектура.
Так 27.02.2004 территориальным объединением регулирования землепользования Южного административного округа Московского земельного комитета дано Заключение, которым согласованы материалы Исходно-разрешительной документации. При этом в п. 6 Заключения указано, что у Московского земельного комитета нет спорных вопросов.
Также 03.03.2004 Южным территориальным агентством Департамента имущества города Москвы дано Заключение по вопросу согласования Исходно-разрешительной документации о возможности нового строительства социального объекта шаговой доступности торгово-бытового назначения.
Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы по заказу ООО "ОЙЛС Газстройинвест" выпущен Акт разрешенного использования от 21.07.2005 N А---- на строительство социального объекта шаговой доступности торгово-бытового назначения по адресу: г. Москва, Ореховый бульвар, вл. 31 (ЮАО, Зябликово) со следующими допустимыми технико-экономическими показателями:
- площадь отводимого земельного участка - 0, 064 га;
- площадь застройки - 560 кв.м;
- суммарная поэтажная площадь объекта в габаритах наружных стен - 1070 кв.м (общая площадь);
- количество этажей - 2.
Как следует из представленных в материалы дела документов технической инвентаризации, выданных территориальным бюро технической инвентаризации ГБУ МосгорБТИ, по состоянию на 15.09.2006 в сведения технического учета внесена информации о наличии по адресу: г. Москва, --- двухэтажного нежилого здания общей площадью 1 026, 2 кв.м, 2004 года постройки.
В связи с завершением строительства магазина шаговой доступности по адресу: Ореховый бульвар, вл. 31, в соответствии с Московскими городскими строительными нормами 8.01-00 "приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения", утвержденными постановлением Правительства Москвы от 11.07.2000 N ---, на основании акта разрешенного использования от 21.07.2005 N ---, технического заключения о состоянии несущих конструкций ЗАО "ЛСЦ ПИИ "Микро", экологического аудита ООО "Экадит", решения Окружной комиссии по рассмотрению фактов самовольного строительства ЮАО (протокол от 07.07.2006 N 4, п. 6), акта приемочной комиссии от 17.07.2006, утвержденного приказом от 17.07.2006 N --- генерального директора ООО "ОЙЛС Газстройинвест" Пашлова Ю.В. и заявления заказчика - ООО "ОЙЛС Газстройинвест" префектом Южного административного округа города Москвы выпущено распоряжение от 01.12.2006 N ---, которым введен в эксплуатацию законченный строительством магазин шаговой доступности по адресу: Ореховый бульвар, вл. 31 общей площадью 1 041, 0 кв.м.
В соответствии с положениями ст. 4 Закона города Москвы от 09.07.2003 N 50 "О порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве" (далее - Закон N 50) организацию и координацию работ по подготовке и оформлению разрешений на строительство, реконструкцию в соответствии с настоящим Законом, иными законами города Москвы и нормативными правовыми актами Правительства Москвы на территории города Москвы осуществляют:
1) орган архитектуры и градостроительства города Москвы на территории города Москвы - при разработке градостроительной документации, при оформлении актов разрешенного использования участков территории градостроительных объектов, при согласовании архитектурно-градостроительных решений градостроительных объектов, при оформлении, регистрации и выдаче разрешений на строительство, реконструкцию;
2) уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти города Москвы - при разработке планов размещения строительства, реконструкции в городе Москве, при подготовке проектов решений о строительстве, реконструкции градостроительных объектов, отнесенных к категориям I и II, градостроительных объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются за счет средств бюджета города Москвы, градостроительных объектов, для строительства, реконструкции которых предоставляются земельные участки, иные объекты недвижимости, являющиеся собственностью города Москвы, а также при рассмотрении заявлений граждан и юридических лиц о предоставлении им для строительства, реконструкции земельных участков, иных объектов недвижимости, являющихся собственностью города Москвы, без конкурса;
3) префектуры административных округов - при рассмотрении заявлений граждан и юридических лиц о строительстве, реконструкции в случаях, когда указанные граждане и юридические лица являются собственниками земельных участков, иных объектов недвижимости, при подготовке проектов решений о строительстве, реконструкции в случаях, указанных в настоящем пункте;
4) органы исполнительной власти города Москвы, уполномоченные Правительством Москвы на проведение конкурсов на строительство, реконструкцию, - при подготовке конкурсной документации и проектов решений о строительстве, реконструкции на конкурсной основе, при проведении конкурсов и подведении их итогов.
Согласно п. 2 ст. 4 Закона N 50 при выполнении работ, связанных с подготовкой и оформлением разрешений на строительство, реконструкцию, органы, указанные в части 1 настоящей статьи, в пределах своей компетенции координируют деятельность иных отраслевых, функциональных и территориальных органов исполнительной власти города Москвы, взаимодействуют с уполномоченными органами государственного надзора, федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в городе Москве, а также взаимодействуют с застройщиками (заказчиками).
Как следует из п. 4 ст. 5 Закона N 50 оформленный в установленном порядке акт разрешенного использования участка территории градостроительного объекта подлежит регистрации в государственном градостроительном кадастре города Москвы, является обязательной частью решения о строительстве, реконструкции, утверждается в составе решения о строительстве, реконструкции.
В соответствии с п. 3 ст. 9 Закона N 50 решением о строительстве, реконструкции градостроительного объекта категории III является правовой акт Правительства Москвы или в случаях, установленных нормативными правовыми актами Правительства Москвы, правовой акт уполномоченного территориального органа исполнительной власти города Москвы.
В соответствии с Положением о Префектуре административного округа города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 03.12.2002 N 981-ПП "Об образовании территориальных органов исполнительной власти города Москвы - Управ районов" (далее - Положение о Префектуре) (в ред. от 31.10.2006, на дату выпуска распоряжения префекта о вводе в эксплуатацию) префектура административного округа:
- заключает в установленном порядке договоры (инвестиционные контракты) на строительство и реконструкцию объектов нежилого назначения, в том числе гаражей и автостоянок (п. 2.2.2.13);
- создает комиссии по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов и утверждает акты приемочных комиссий, за исключением случаев, установленных законодательством, а также участвует в работе ведомственных приемочных комиссий (п. 2.2.2.14);
- согласовывает градостроительную и исходно-разрешительную документацию для проектирования и строительства, реконструкции объектов, находящихся на территории административного округа, за исключением случаев, установленных законодательством, а в отдельных случаях заказывает их разработку (п. 2.2.2.16);
- проводит в пределах своей компетенции окружные конкурсы и аукционы по предоставлению в аренду земельных участков и подбору инвесторов на строительство и реконструкцию объектов на территории административного округа (п. 2.2.2.18);
- согласовывает предоставление земельных участков под строительство всех объектов, находящихся на территории административного округа, в том числе под размещение и реконструкцию линий и объектов всех видов внеуличного и наземного, городского и магистрального транспорта, улично-дорожной сети, сооружений транспортной инфраструктуры и автосервиса; сети и объектов связи (п. 2.2.2.19).
В соответствии с п. 3.2 Положения Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы, утвержденному распоряжением Мэра Москвы от 04.07.2000 N --- "Об утверждении положения о Комитете по архитектуре и градостроительству г. Москвы (Москомархитектура)" (далее - Положение о Комитете), Комитет осуществляет контроль за соблюдением положений Генерального плана, иной утвержденной документации о градостроительном планировании, требований градостроительных нормативов и правил города Москвы, требований территориальных регламентов регулирования градостроительной деятельности, требований исходно - разрешительной документации при разработке проектной документации, при осуществлении строительства, реконструкции градостроительных объектов и благоустройства территории.
Также Комитет обеспечивает организацию разработки проектов застройки, градостроительных обоснований, оформление исходно - разрешительной документации для строительства, реконструкции градостроительных объектов (п. 3.9 Положения о Комитете).
Исходя из Положения о Комитете Москомархитектура наделена следующими полномочиями:
- проводить контроль за строительством, реконструкцией, ремонтом объектов недвижимости в целях соблюдения субъектами градостроительной деятельности требований градостроительной и проектной документации, государственных строительных нормативов и правил, разрешений на строительство (п. 4.5);
- принимать в пределах своей компетенции решения о приостановлении или прекращении градостроительной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации о градостроительстве (п. 4.7);
- оформлять заключения для принятия решений Правительством Москвы (префектами административных округов) по всем видам строительства на территории города Москвы (п. 4.9).
Согласно п. 5.6 Положения о Комитете в целях осуществления единой градостроительной и архитектурной политики Комитет формирует Архитектурный совет Москвы.
Как следует из п. 3.2 Положения об Архитектурном совете Москвы Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектуры), утвержденного распоряжением премьера Правительства Москвы от 28.10.1996 N 1033-РП "Об Архитектурном совете Москвы Комитета по архитектуре и градостроительству г. Москвы", решения Архитектурного совета и протоколы рассмотрений Управлением Архитектурного совета и предлицензионной подготовки Москомархитектуры обязательны для всех организаций, участвующих в инвестировании, проектировании, экспертизе и согласовании проектов, их реализации на территории г. Москвы.
Суд приходит к выводу, что в материалы дела представлены необходимые документы, доказывающие законность возведения и введения в эксплуатацию спорного Объекта.
23.09.2013 Департаментом городского имущества города Москвы с Джамаловым А.Т. заключен договор аренды N --- земельного участка площадью 614 кв.м с кадастровым номером ---, имеющего адресный ориентир: г. Москва, Ореховый бульвар, вл. 31А, для целей эксплуатации здания торгового назначения и общественного питания сроком до 06.05.2062.
В соответствии с п. 1.5 Договора аренды на участке расположено одно двухэтажное здание.
Как следует из п. 3.9 Административного регламента предоставления государственной услуги города Москвы "Предоставление земельных участков в аренду правообладателям зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках", утвержденных постановлением Правительства Москвы от 15.05.2012 N 99-ПП (в ред. от 06.09.2013) (далее- Административный регламент), должностное лицо, ответственное за обработку документов (информации) при выявлении на земельном участке объектов, обладающих признаками самовольной постройки, направляет информацию (документы) в Городскую или окружную комиссию по пресечению самовольного строительства в соответствии с компетенцией, установленной в положениях об указанных комиссиях.
В соответствии с Административным регламентом основаниями для приостановления и в дальнейшем отказа предоставления государственной услуги является выявление на земельном участке объектов, обладающих признаками самовольной постройки, в том числе объектов, реконструкция которых произведена без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил (2.16.3, 2.24).
Таким образом, в случае выявления на испрашиваемом в аренду земельном участке с адресным ориентиром: г. Москва, ---, объекта самовольного строительства, осуществление государственной услуги по предоставлению земельного участка в аренду Департаментом городского имущества города Москвы было бы приостановлено или в оказании государственной услуги было бы отказано.
В материалы дела представлены документы, из которых следует, что спорный объект - нежилое здание по адресу: г. Москва, --- уже не раз был предметом рассмотрения на заседаниях Окружных комиссий по пресечению самовольного строительства в разных годах.
Как следует из Выписки из протокола N 2 от 10.08.2004 Окружной комиссии по рассмотрению фактов самовольного строительства Южного административного округа города Москвы был вынесен на рассмотрение вопрос о строительстве магазина шаговой доступности по адресу: --- и по результатам заседания было принято решение рекомендовать уполномоченным городским организациям согласиться по факту осуществленного строительства для последующего оформления имущественных отношений заказчика с городом.
Вопрос строительства магазина шаговой доступности по адресу: г. Москва, --- был также рассмотрен на Окружной комиссии по рассмотрению фактов самовольного строительства ЮАО (протокол от 07.07.2006 N 4, п. 6).
Как следует из Выписки из протокола заседания Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства на территории Южного административного округа города Москвы от 07.08.2012 N 6, утвержденного префектом ЮАО Смолеевским Г.В, в отношении капитального объекта площадью 1 026, 2 кв.м по адресу: --- принято решение: отметить наличие правоустанавливающей и разрешительной документации на строительство объекта; снять объект с рассмотрения в связи с отсутствием признаков самовольного строительства.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что вопрос законности возведения объекта уже был предметом рассмотрения на Окружных комиссиях по пресечению самовольного строительства и снят с рассмотрения в связи с отсутствием у спорного объекта признаков самовольного строительства.
Принимая во внимание пояснения сторон и представленные в материалы дела доказательства суд приходит к выводу, что уполномоченным государственным органам было известно о строительстве и вводе в эксплуатацию в 2006 году здания магазина на земельном участке по адресу: г. Москва, ---, при строительстве были получены необходимые документы, дающие право в соответствии с нормами действующего на тот момент законодательства осуществлять строительство на отведенном для этих целей земельном участке, а в 2013 году Департаментом городского имущества города Москвы земельный участок по адресу: г. Москва, --- снова был передан в аренду для эксплуатации уже построенного и введенного в эксплуатацию в 2006 году здания магазина.
Из содержания пункта 1.2. постановления Правительства Москвы N 819-ПП следует, что в приложением N 2 к постановлению является перечень объектов недвижимого имущества, созданных на земельных участках, не предоставленных (не отведенных) для целей строительства (реконструкции), и (или) при отсутствии разрешения на строительство, в отношении которых зарегистрировано право собственности и (или) сведения о которых внесены в установленном порядке в государственный кадастр недвижимости.
Здание по адресу: г. Москва, --- не относится к объекту недвижимого имущества, которое создано на земельном участке, не предназначенном для целей строительства, поскольку в 2003 году Московским земельным комитетом на основании распоряжения префекта Южного административного округа города Москвы земельный участок был предоставлен для разработки исходно-разрешительной, проектной документации и строительства магазина, были получены соответствующие заключения и разрешения для осуществления строительства и объект был введен в эксплуатацию на основании распоряжения уполномоченного органа, которым на тот момент являлась префектура района.
При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что здание включено в пункт 4192 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы N 819-ПП в отсутствие правовых оснований.
Суд относится критически к ссылкам на наличие поданного Правительством Москвы и Департаментом иска о признании нежилого здания по адресу: г. Москва, --- самовольной постройкой и об обязании осуществить ее снос, поскольку на заседаниях Окружных комиссий по пресечению самовольного строительства в 2004, 2006 и 2012 годах был рассмотрен вопрос в отношении капитального объекта площадью 1 026, 2 кв.м по адресу: --- и принято решение о наличии правоустанавливающей и разрешительной документации на строительство объекта, в связи с чем объект был снят с рассмотрения в связи с отсутствием признаков самовольного строительства.
В соответствии с ч. 2 ст. 215 КАС РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает его недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению с даты вступления решения суда в законную силу.
Пункт 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закрепляет, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" разъяснено, что в случае, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Из материалов дела следует, что оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права лиц, следовательно, суд вправе признать оспариваемый пункт недействующим со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 4192 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 11 декабря 2013 года N 819-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков".
Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Москвы и размещению на официальном сайте Правительства Москвы (http://www.mos.ru).
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 20 сентября 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.