Московский городской суд в составе председательствующего судьи Баталовой И.С. при секретаре Кретове С.А. с участием прокурора Мещерякова И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а- 2592 /202 2 по коллективному административному исковому заявлению Межрегиональной общественной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей сред ы "ПРИНЦИПЪ", Корминой Алефтины Сергеевны, Кормина Святослава Николаевича, Абрамовой Анджелы Геннадьевны, Весельевой Клары Анатольевны, Денисовой Ирины Ивановны, Эбергардт Натальи Алексеевны, Агаповой Любови Михайловны, Дроновой Галины Викторовны, Ломоносовой Людмилы Михайловны, Медведева Алексея Васильевича, Андрунник Аллы Витальевны, Кснофонтовой Лилии Владимировны, Слядневой Натальи Алексеевны, Белькова Владимира Геннадьевича, Суслова Сергея Викторовича, Лариной Людмилы Александровны, Паршинцева Александра Кузьмича, Бобкина Валерия Николаевича, Журавлева Алексея Михайловича, Филатовой Надежды Николаевны, Новиковой Марины Леонидовны, Видова Владислава Романовича, Хугаева Олега Андреевича, Пестовского Владимира Сергеевича, Поповой Анны Юрьевны, Гонышевой Олеси Александровны, Минниковой Елены Николаевны, Бачеко Светланы Сергеевны, Винниковой Оксаны Александровны, Бачеко Сергея Сергеевича, Степанова Вячеслава Владимировича, Звягиной Дарьи Сергеевны, Клименко Николая Сергеевича, Андреевой Наталии Владимировны, Хуснетдинова Вензеля Давлатовича, Лекарева Дмитрия Юрьевича о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 09 сентября 2020 года N 1495-ПП "Об особо охраняемых природных территориях регионального значения "Природно-исторический парк "Косинский", "Памятник природы "Кожуховский родник на реке Рудневка в районе Косино-Ухтомский",
УСТАНОВИЛ:
09 сентября 2020 года Правительством Москвы принято постановление N 1495-ПП "Об особо охраняемых природных территориях регионального значения "Природно-исторический парк "Косинский", "Памятник природы "Кожуховский родник на реке Рудневка в районе Косино-Ухтомский" (вместе с "Положением об особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Косинский", "Положением об особо охраняемой природной территории регионального значения "Памятник природы "Кожуховский родник на реке Рудневка в районе Косино-Ухтомский").
Постановление опубликовано в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", спецвыпуск N 39, том 4, 22.09.2020г.
Как следует из его преамбулы, постановление принято в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Законом города Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве".
Пунктами 1.1, 1.2 постановления установлено изменить: границы особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Косинский", исключив из ее состава участки территории общей площадью 33, 01 га и включив в ее состав участки территории общей площадью 34, 46 га, согласно приложению 1 к постановлению; границы особо охраняемой природной территории регионального значения "Памятник природы "Кожуховский родник на реке Рудневка в районе Косино-Ухтомский", исключив из ее состава участок территории площадью 0, 09 га и включив в ее состав участок территории площадью 0, 09 га, согласно приложению 2 к настоящему постановлению.
Названным постановлением также утверждены положение об особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Косинский" (приложение 3), положение об особо охраняемой природной территории регионального значения "Памятник природы "Кожуховский родник на реке Рудневка в районе Косино-Ухтомский" (приложение 4).
Административные истцы обратились в Московский городской суд с коллективным административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просили признать недействующим пункты 1.1, 1.2, 2.1, 9, 10.1, 10.3, 10.4 постановления Правительства Москвы от 9 сентября 2020 г. N 1495-ПП "Об особо охраняемых природных территориях регионального значения "Природно-исторический парк "Косинский", "Памятник природы "Кожуховский родник на реке Рудневка в районе Косино-Ухтомский" в части исключения из состава территории особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Косинский" участков площадью 33, 01 га, в части исключения из состава особо охраняемой природной территории регионального значения "Памятник природы "Кожуховский родник на реке Рудневка в районе Косино-Ухтомский" участка площадью 0, 09 га, в части исключения из состава функциональных зон особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Косинский" заповедных участков.
Административные исковые требования мотивированы тем, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в отсутствие согласования с Министерством природных ресурсов и экологии РФ, не прошел государственную экологическую экспертизу, нарушает права административных истцов на благоприятную окружающую среду, уменьшая размер территории природно-исторического парка.
В судебном заседании представители административных истцов по коллективному административному исковому заявлению требования с учетом их уточнений поддержали, настаивали на их удовлетворении. Представители Правительства Москвы, Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы, Департамента природопользования и охраны окружающей среды в судебном заседании против удовлетворения административных исковых требований возражали по доводам письменных пояснений. Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии РФ в судебном заседании позицию административных истцов поддержал, указал на отсутствие согласования Министерства по изменению границ особо охраняемой природной территории.
Изучив административное исковое заявление, возражения на него, выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Мещерякова И.С, полагавшего, что административный иск подлежит отклонению, суд приходит к следующему.
Природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 24.06.1999 N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", а затем отменившим его Федеральным законом от 04.07.2003 N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", действовавшим на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, установлено, что субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным Федеральным законом в течение трех месяцев (п. 2 ст. 1).
Указанная норма также утратила силу в связи со вступлением в действие Федерального закона от 21.12.2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", в части 3 статьи 3 которого установлено аналогичное правовое регулирование.
На основании статьи 58 Закона N 7-ФЗ природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий, которыми признаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и имеющие установленный режим особой охраны, регулирует Закон N 33-ФЗ, целью правового регулирования которого является сохранение уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения (преамбула поименованного закона).
Особо охраняемые природные территории различаются по категориям исходя из особенностей их режима, в том числе выделяются природные парки - особо охраняемые природные территории регионального значения, в границах которых выделяются зоны, имеющие экологическое, культурное или рекреационное назначение, и соответственно этому устанавливаются запреты и ограничения экономической и иной деятельности (пункт 1 статьи 18).
В силу требований статьи 21 Закона N 33-ФЗ на территориях природных парков устанавливаются различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков. Конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяются положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.
Отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения в городе Москве регулируются Законом Москвы N 48.
Статьей 2 данного нормативного правового акта предусмотрено, что к категории особо охраняемых природных территорий в городе Москве относятся: природный парк (пп. б); природно-исторический парк (пп. в).
Пунктом 2 статьи 26 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ установлено, что природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 3, 5 статьи 26 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении; объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы регионального значения осуществляется решением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Пунктом "е" части 1 статьи 2 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" предусмотрена такая категория особо охраняемой природной территории в городе Москве, как памятник природы. Частью 4 статьи 2 установлено, что памятники природы могут быть федерального, регионального значения.
Таким образом, законодательством предусмотрены такие виды особо охраняемых природных территорий регионального значения в городе Москве, как природно-исторические парки и памятники природы.
На основании пункта 10 части 1 статьи 13 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относятся решение городских вопросов природопользования, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.
Согласно части 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы" и части 1 статьи 1 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы.
В соответствии со статьей 15 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы в пределах своих полномочий разрабатывает и осуществляет городскую политику в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, обеспечивает создание эффективных правовых и экономических механизмов регулирования в области природопользования и охраны окружающей среды в целях стимулирования рационального природопользования, координирует деятельность по осуществлению регионального государственного экологического надзора, а также осуществляет иные полномочия в сфере природопользования и охраны окружающей среды в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, Уставом города Москвы, иными законами города Москвы, а также указами Мэра Москвы.
Пунктом "г" части 1 статьи 4 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" к полномочиям Правительства Москвы отнесено утверждение режимов регулирования градостроительной деятельности и границ особо охраняемых природных территорий. Частью 1 статьи 11 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 установлено, что положение об особо охраняемой природной территории регионального значения утверждается Правительством Москвы.
Из изложенного следует, что утверждение (изменение) границ, режимов регулирования градостроительной деятельности и положений об особо охраняемых природных территориях регионального значения в городе Москве, которыми являются как природно-исторический парк "Косинский", так и памятник природы "Кожуховский родник на реке Рудневка в районе Косино-Ухтомский", относятся к компетенции Правительства Москвы.
Частью 3 статьи 52 Закона города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" предусмотрено, что проекты документов, содержащие положения о развитии и размещении особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий, об установлении или изменении их категорий, границ, об использовании таких территорий, о резервировании земель для государственных нужд в целях развития таких территорий, о строительстве, реконструкции на таких территориях объектов капитального строительства, подлежат обязательному согласованию с органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, который устанавливает соответствие или несоответствие представленного на согласование проекта требованиям законодательства в области охраны особо охраняемых природных территорий, в области охраны и использования природных и озелененных территорий.
В соответствии с пунктом 4 раздела III Положения о родниках города Москвы - памятниках природы регионального значения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30 мая 2000 г. N 399 "О сохранении, обустройстве и использовании природных родников на территории города Москвы", изменение границ и режима особой охраны территорий, занимаемых родниками - памятниками природы регионального значения, осуществляется Правительством Москвы по представлению специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды.
Проект оспариваемого постановления был разработан и представлен на рассмотрение Правительства Москвы руководителем Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
Как следует из пояснительной записки к проекту оспариваемого постановления, подписанной руководителем Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, проект правового акта соответствует основным направлениям деятельности Правительства Москвы в сфере охраны окружающей среды и не противоречит федеральному законодательству, а также законам и иным нормативным правовым актам города Москвы.
Согласно пункту 1 Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 17 мая 2013 г. N 296-ПП, Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим государственное управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Таким образом, требования части 3 статьи 52 Закона города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" и пункта 4 раздела III Положения о родниках города Москвы - памятниках природы регионального значения, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30 мая 2000 г. N 399 "О сохранении, обустройстве и использовании природных родников на территории города Москвы", соблюдены.
Согласно части 1 статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы.
На основании пункта 2 части 3 статьи 4 Закона города Москвы "О правовых актах города Москвы" от 8 июля 2009 г. N 25 постановления Правительства Москвы - нормативные правовые акты, принимаемые Правительством Москвы по вопросам, отнесенным к его компетенции.
Оспариваемое постановление подписано Мэром Москвы (в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы").
Согласно части 2 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы" официальным опубликованием правового акта считается первая публикация его полного текста в официальном издании органа государственной власти (электронной версии данного издания) или первое размещение (опубликование) его полного текста на официальном сайте органа государственной власти в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с части 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 г. N 25 "О правовых актах города Москвы" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого постановления) официальным опубликованием правовых актов Правительства Москвы считается первая публикация полного текста указанных правовых актов в официальном издании Мэра и Правительства Москвы - журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы" (электронной версии данного издания) или первое размещение (опубликование) полного текста указанных правовых актов на официальном сайте Правительства Москвы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Оспариваемое постановление опубликовано в журнале "Вестник Мэра и Правительства Москвы", спецвыпуск N 39, том 4, от 22 сентября 2020 г.
Таким образом, оспариваемое постановление принято с соблюдением процедуры принятия нормативного правового акта.
Что касается довода административных истцов о необходимости проведения государственной экологической экспертизы по проекту оспариваемого нормативного акта, суд отмечает следующее. Из содержания постановления видно, что оно не является нормативно-техническим документом в области охраны окружающей среды, утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем по проекту оспариваемого постановления должна была быть проведена государственная экологическая экспертиза согласно подпункту 1 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", подлежит отклонению в связи со следующим.
Оспариваемое постановление отвечает всем признакам нормативного правового акта, указанным в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", и, соответственно, не является нормативно-техническим документом.
Согласно статье 6 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне.
В соответствии со статьей 1 указанного Федерального закона нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.
Как следует из статьи 20 названного Федерального закона, нормативы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, рационального использования природных ресурсов, сохранения естественных экологических систем, генетического фонда растений, животных и других организмов.
К нормативам качества окружающей среды относятся:
- нормативы, установленные для химических показателей состояния окружающей среды, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций;
- нормативы, установленные для физических показателей состояния окружающей среды, в том числе показателей уровней радиоактивности;
- нормативы для биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и других используемых как индикаторы качества окружающей среды организмов;
- иные нормативы качества окружающей среды.
Оспариваемое постановление не устанавливает нормативов качества окружающей среды, в связи с чем не является нормативно-техническим документом, постановление является нормативным правовым актом регионального органа исполнительной власти, в котором содержатся правила поведения, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений; поведение людей в связи с использованием техники ими не регулируется, в связи с чем проведение государственной экологической экспертизы его проекта не требовалось.
Ранее, согласно подпункту 4 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (в редакции, действовавшей до 3 августа 2018 г.) объектом государственной экологической экспертизы регионального уровня являлись материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Статьей 3 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 321-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" подпункт 4 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" признан утратившим силу. Оспариваемое постановление принято после внесения указанных изменений в статью 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", в связи с чем проведение государственной экологической экспертизы по проекту оспариваемого постановления не требовалось.
Судом отклоняется довод административных истцов о необходимости проведения общественных (публичных) слушаний при принятии оспариваемого постановления.
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", общественные (публичные) слушания проводятся по вопросам государственного и муниципального управления в сферах охраны окружающей среды, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в других сферах в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.
Указанная норма является отсылочной и сама по себе не определяет случаи, в которых необходимо проведение общественных (публичных) слушаний.
Какой-либо федеральный закон или закон города Москвы, который бы предусматривал процедуру проведения общественных (публичных) слушаний по проекту нормативного правового акта об изменении границ особо охраняемой природной территории регионального значения и (или) об утверждении положения об особо охраняемой природной территории регионального значения, отсутствует, в связи с чем суд приходит к выводу, что проведение общественных (публичных) слушаний по проекту оспариваемого постановления не требовалось.
Несостоятельным, по мнению суда, является утверждение административных истцов о том, что оспариваемое постановление принято в отсутствие согласования Минприроды России, что свидетельствует о несоблюдении порядка принятия оспариваемого постановления, поскольку исходя из пункта 6 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Пунктом 2 оспариваемого постановления утверждено Положение об особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Косинский". Приложением 1 к указанному Положению являются схема и таблица функциональных зон и видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах данной особо охраняемой природной территории, приложением 2 - схема и таблица с описанием режимов особой охраны данной особо охраняемой природной территории. Ранее схема функциональных зон и схема режимов регулирования градостроительной деятельности особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Косинский" были утверждены постановлением Правительства Москвы от 14 ноября 2006 г. N 901-ПП "О проекте планировки территории объектов природного комплекса Восточного административного округа города Москвы в районе Косино-Ухтомский".
Соответственно, в части утверждения новых схем и таблиц режимов особой охраны и функциональных зон оспариваемое постановление подлежало согласованию с Минприроды России, поскольку это являлось изменением режима особой охраны особо охраняемой природной территории регионального значения.
Оба направленных в Минприроды России проекта оспариваемого постановления (письмами от 26 мая 2020 г. и от 27 июля 2020 г.) предусматривали утверждение нового Положения об особо охраняемой природной территории регионального значения "Природно-исторический парк "Косинский", то есть, изменение режима особой охраны.
Письмом от 11 августа 2020 г. N 06-15-29/20334 Минприроды России согласовало уточнение режима особой охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения "Природно-исторический парк "Косинский" и "Памятник природы "Кожуховский родник на реке Рудневка в районе Косино-Ухтомский".
Несостоятельным является довод административных истцов о том, что оспариваемым нормативным правовым актом осуществляется изъятие земельного участка. Как указал административный ответчик, оспариваемым постановлением осуществлено изменение границ особо охраняемой природной территории без уменьшения ее размера, поскольку постановлением предусмотрено включение в состав особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Косинский" участков территории общей площадью 34, 46 га при исключении участков территории общей площадью 33, 01 га, а также включение в состав особо охраняемой природной территории "Памятник природы "Кожуховский родник на реке Рудневка в районе Косино-Ухтомский" участка территории площадью 0, 09 га при исключении участка территории площадью 0, 09 га. Ввиду того, что особо охраняемая природная территория увеличится за счет включения в ее состав иных озелененных территорий, показатели баланса особо охраняемых природных территорий являются соблюденными.
При этом, изменение границ особо охраняемой природной территории регионального значения не противоречит федеральному законодательству, прямо предусмотрено Законом города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы", отнесено к полномочиям Правительства Москвы.
Так, в соответствии с пунктом 14 Порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19 марта 2012 г. N 69, основанием для включения сведений в федеральный и региональные кадастры, а также для обновления этих сведений или перевода особо охраняемой природной территории из одного раздела кадастра в другой является принятие Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления решений о создании, изменении площади, категории, об уточнении границ и (или) изменении установленного режима особой охраны (включая особенности функционального зонирования) и использования особо охраняемой природной территории, о реорганизации особо охраняемой природной территории.
Необходимость согласования с Минприроды России решения об изменении границ особо охраняемой природной территории регионального значения, на чем настаивают административные истцы, ни Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ, ни каким-либо иным нормативным правовым актом не предусмотрена.
Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании особо охраняемых природных территорий регионального значения, об изменении режима их особой охраны с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Пунктом 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219, установлено, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды.
Необходимость согласования с Минприроды России решения об изменении границ особо охраняемой природной территории регионального значения, в свою очередь, ни Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ, ни каким-либо иным нормативным правовым актом не предусмотрена.
Законодательством Российской Федерации не установлен правовой институт "корректировки границ особо охраняемой природной территории", наличие указанных правоотношений не исключается, их регулирование возможно законодательством субъекта федерации, пока иное не будет установлено федеральным законом. По смыслу правовых предписаний Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ, в их системном единстве, создание природных парков регионального значения, определение задач и особенностей режима особой охраны конкретного природно-исторического парка регионального значения, а равно определение границ и площади территории является прерогативой органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статьями 52-54 Закона города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" прямо предусмотрена возможность изменения границ особо охраняемой природной территории регионального значения в городе Москве.
Из изложенного следует, что проект оспариваемого постановления в части изменения границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, вопреки мнению административных истцов, согласованию с Минприроды России не подлежал.
Как указал административный ответчик, в федеральном регистре нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на портале Министерства юстиции Российской Федерации "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф) оспариваемое постановление имеет статус "Соответствует ФЗ".
Частью 2 статьи 54 Закона города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы" закреплено, что изменение границ особо охраняемых природных территорий допускается только при условиях соблюдения установленных показателей баланса указанных территорий.
В связи с тем, что оспариваемым постановлением предусмотрено включение в состав особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Косинский" участков территории общей площадью 34, 46 га при исключении участков территории общей площадью 33, 01 га, а также включение в состав особо охраняемой природной территории "Памятник природы "Кожуховский родник на реке Рудневка в районе Косино-Ухтомский" участка территории площадью 0, 09 га при исключении участка территории площадью 0, 09 га, показатели баланса особо охраняемых природных территорий соблюдены.
Довод административных истцов о том, что компенсационный участок, включаемый в состав особо охраняемой природной территории "Памятник природы "Кожуховский родник на реке Рудневка в районе Косино-Ухтомский", находится в пределах особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Косинский", не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления, поскольку согласно части 3 статьи 24 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" памятники природы образуются на территориях, где располагаются уникальные, редкие и наиболее сохранившиеся природные объекты, а также могут учреждаться в границах особо охраняемых природных территорий иных категорий.
Из материалов проведенного комплексного экологического обследования территории Природно-исторического парка "Косинский", представленных с оспариваемым постановлением, усматривается, что юго-восточная часть ниже долины р. Рудневки в настоящее время представлена бывшими сельскохозяйственными или нарушенными землями, а также участками индивидуальной жилой застройки (деревня Руднево). Современное использование территории определило преобладание в видовом составе растительности сорных и пионерных видов трав, плодовых деревьев на участках деревни. Часть территории занята рядовыми искусственными посадками молодой древесно-кустарниковой растительности. Состав и развитие растительности на участках в долине р. Рудневки во многом определяются степенью их увлажнённости и рекреационной нарушенностью. По этой причине в её составе присутствует много сорных и пионерных видов трав, тогда как редких луговых трав практически нет. Значительную площадь к востоку от района Кожухово и вокруг дер. Руднево занимают бывшие пахотные земли, на которых также преобладают сорные и пионерные виды. Восточная часть Природно-исторического "Косинский" представляет собой большой участок луговой растительности и используется населением только в качестве транзита. Фактическое состояние участков не соответствует целям и задачам природной территории. Виды растений на обследуемой территории не относятся к редким и ценным. Кроме того, территория претерпевает большую рекреационную нагрузку в связи с наличием прилегающих к ней жилых кварталов. Исключенные участки не являются частью экосистемы долинного комплекса и носят полностью антропогенный характер. При анализе использования территории памятника природы "Кожуховский родник на реке Рудневка" выявлено, что часть территории памятника занимает существующая автомобильная дорога. В связи с этим было предложено исключить участок дороги из границ памятника.
Изложенное подтверждается информацией, представленной Управлением особо охраняемых природных территорий Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
Таким образом, участки территории, исключенные оспариваемым постановлением из состава особо охраняемых природных территорий, не обладали какой-либо повышенной природоохранной, познавательной и историко-культурной ценностью, в связи с чем не отвечали требованиям, установленным статьями 21, 24 Закона города Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве".
Отклоняется судом довод административных истцов о том, что оспариваемым постановлением произведено частичное изъятие земель особо охраняемой природной территории.
Согласно пункту 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статье 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании соответствующего решения федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Оспариваемое постановление не предусматривает какого-либо изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, не является решением о таком изъятии и не прекращает право собственности и (или) иные права на землю. Изменение границ особо охраняемой природной территории прямо предусмотрено статьями 52-54 Закона города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы", не является изъятием земель для государственных или муниципальных нужд, в связи с чем оспариваемое постановление не противоречит части 4 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Суд не может согласиться с доводом административных истцов о противоречии оспариваемого постановления Закону города Москвы от 5 мая 2010 г. N 17 "О Генеральном плане города Москвы".
Статья 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статья 24 Закона города Москвы от 25 июня 2008 г. N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы", определяющие содержание генерального плана, указывают на отображение, а не на установление особо охраняемых природных территорий федерального, регионального значения.
Таким образом, нахождение территории, исключенной оспариваемым постановлением из состава особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Косинский", в функциональной зоне особо охраняемых природных территорий, природных и озелененных территорий согласно Генеральному плану города Москвы свидетельствует лишь о том, что на момент утверждения Генерального плана города Москвы (2010 год) эта территория входила в границы особо охраняемой природной территории.
Вместе с тем, соответствующее функциональное зонирование не может являться препятствием для осуществления Правительством Москвы имеющихся у него полномочий по изменению границ особо охраняемых природных территорий регионального значения.
При этом согласно приложению "Параметры планируемого развития функциональных зон" к карте "Функциональные зоны" Генерального плана города Москвы территории, исключенные оспариваемым постановлением из состава особо охраняемой природной территории, относятся к функциональным зонам N 35, N 47, N 48, N 49, N 50, в отношении которых недопустимость или возможность строительства, реконструкции объектов капитального строительства, планируемая суммарная площадь наземной, подземной части застройки устанавливается в составе документации по планировке (символ "*" в графе "Планируемая суммарная площадь наземной, подземной части застройки функциональной зоны (тыс. кв. м)").
Таким образом, Генеральный план города Москвы не содержит какого-либо запрета на дальнейшее возможное развитие данной территории, подлежащее определению в рамках подготовки документации по планировке территории.
Оспариваемое постановление, в свою очередь, не регулирует вопросы строительства каких-либо объектов капитального строительства на территории, исключенной из состава особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Косинский".
Также вопреки утверждению административных истцов их право на благоприятную окружающую среду не является нарушенным ввиду включения в границы парка новых территорий по площади превышающих исключаемые.
В соответствии с частью 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Московский городской суд
РЕШИЛ:
Коллективное административное исковое заявление Межрегиональной общественной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей сред ы "ПРИНЦИПЪ", Корминой Алефтины Сергеевны, Кормина Святослава Николаевича, Абрамовой Анджелы Геннадьевны, Весельевой Клары Анатольевны, Денисовой Ирины Ивановны, Эбергардт Натальи Алексеевны, Агаповой Любови Михайловны, Дроновой Галины Викторовны, Ломоносовой Людмилы Михайловны, Медведева Алексея Васильевича, Андрунник Аллы Витальевны, Кснофонтовой Лилии Владимировны, Слядневой Натальи Алексеевны, Белькова Владимира Геннадьевича, Суслова Сергея Викторовича, Лариной Людмилы Александровны, Паршинцева Александра Кузьмича, Бобкина Валерия Николаевича, Журавлева Алексея Михайловича, Филатовой Надежды Николаевны, Новиковой Марины Леонидовны, Видова Владислава Романовича, Хугаева Олега Андреевича, Пестовского Владимира Сергеевича, Поповой Анны Юрьевны, Гонышевой Олеси Александровны, Минниковой Елены Николаевны, Бачеко Светланы Сергеевны, Винниковой Оксаны Александровны, Бачеко Сергея Сергеевича, Степанова Вячеслава Владимировича, Звягиной Дарьи Сергеевны, Клименко Николая Сергеевича, Андреевой Наталии Владимировны, Хуснетдинова Вензеля Давлатовича, Лекарева Дмитрия Юрьевича о признании недействующими отдельных положений постановления Правительства Москвы от 09 сентября 2020 года N 1495-ПП "Об особо охраняемых природных территориях регионального значения "Природно-исторический парк "Косинский", "Памятник природы "Кожуховский родник на реке Рудневка в районе Косино-Ухтомский" - оставить без удовлетворения.
Р ешение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Московский городской суд.
Судья
Московского городского суда И.С. Баталова
Мотивированное решение изготовлено 05 октября 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.