Судья Московского городского суда Сумина Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника фио по ордеру адвоката Эйсмонт М.О. на постановление судьи Тушинского районного суда адрес от 27 мая 2022 года, которым Яшин Илья Валерьевич признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
05 мая 2022 года должностным лицом ОМВД России по адрес в отношении Яшина Ильи Валерьевича составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ.
Данный протокол об административном правонарушении с иными материалами на рассмотрение по подведомственности передан в Тушинский районный суд адрес, судьей которого 27 мая 2022 года вынесено приведенное выше постановление.
В настоящее время в Московский городской суд указанное постановление обжалует защитник фио по ордеру адвокат Эйсмонт М.О. по доводам поданной жалобы, согласно которым, вина заявителя во вмененном ему административном правонарушении не доказана, отсутствуют доказательства, подтверждающие совершение им публичных действий, направленных на дискредитацию использования Вооружённых Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности; диспозиция ст.20.3.3 КоАП РФ содержит очевидное противоречие положениям Конституции Российской Федерации, которая гарантирует, что ограничение свободы выражения мнения не должно иметь место в отношении какой-либо деятельности, или информации; немотивированно отказано в удовлетворении ходатайства о вызове и допросе в качестве свидетеля сотрудника полиции, оформившего рапорт по обстоятельствам выявления административного правонарушения и дававшего письменные объяснения, специалиста-лингвиста, подготовившей лингвистическое заключение содержания размещенного в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" спорного текста, чем нарушено право на защиту; также грубо нарушено право фио на свободу выражения мнения по общественно значимым вопросам, на свободу дискуссии, свободу распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей; выводы судьи районного суда противоречат фактическим обстоятельствам, позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях Пленума от 24 февраля 2005 года N3 "О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц", от 28 июня 2011 года N11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности", в п.8 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 года, не
основаны на законе.
В судебном заседании Московского городского суда Яшин И.В. и его защитник по ордеру адвокат Эйсмонт М.О. в полном объеме поддержали изложенные в жалобе доводы, настаивали на их удовлетворении.
Проверив материалы дела, изучив доводы поданной жалобы, выслушав объяснения стороны защиты, оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта не имеется в силу следующего.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ предусмотрена за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемо, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до сумма прописью; на должностных лиц - от ста тысяч до сумма прописью; на юридических лиц - от трехсот тысяч до сумма прописью.
Согласно п. 2.1 ст. 10 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами адрес в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст.87 Конституции Российской Федерации и ч.1 ст.4 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, определяет основные направления военной политики Российской Федерации, осуществляет полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 10.1 вышеназванного Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ решение об оперативном использовании за пределами адрес в соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 настоящего Федерального закона формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2022 года N35-СФ "Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации" дано согласие Президенту Российской Федерации на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами адрес на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
Как следует из материалов рассматриваемого дела и установлено судьей районного суда, в ходе проведения 27 апреля 2022 года мониторинга информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" должностным лицом УВД по адрес... по адрес выявлено, что в социальной сети "Faсеbook", признанной экстремистской и запрещенной организацией на адрес, Яшин И.В, зарегистрированный по адресу места жительства: адрес, в 14.02 час. 12 апреля 2022 года на своей личной странице под именем "Илья Яшин" по электронному адресу: https://www.faсеbook/com/yashin.ilya разместил информационный пост, располагающийся по ссылке: https://www.faсеbook/com/yashin.ilya/posts/ 5069556939764577, с видеороликом, переходящим на YouTube-канал по ссылке: https://youtu/be/VFYATA-jWal, находящихся в открытом доступе и предназначенных для привлечения внимания неопределенного круга лиц (запись понравилась 1 5000 пользователей, оставлено 134 комментария, 215 пользователей поделились указанной записью), содержание которых вызывает негативное отношение к проводимой Вооружёнными Силами Российской Федерации специальной военной операции в Украине, направленных на дискредитацию использования Вооружённых сил Российской Федерации, которые проводят специальную военную операцию с целью защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, на основании решения Верховного главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации - Президента Российской Федерации и Постановления Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 22 февраля 2022 года N 35-СФ "Об использовании Вооружённых сил Российской Федерации за пределами адрес", которые квалифицируются по ч.1 ст.20.3.3 КоАП РФ.
Факт совершения Яшиным И.В. указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются совокупностью исследованных судьей районного суда доказательств, в том числе, рапортом старшего оперуполномоченного ЦПЭ УВД по адрес... по адрес фио по обстоятельствам выявления в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в социальной сети "Faсеbook" наличия административного правонарушения по ч.1 ст.20.3.3 КоАП РФ в действиях фио; актом от 04 мая 2022 года исследования старшим оперуполномоченным ЦПЭ УВД по адрес... по адрес фио в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в социальной сети "Faсеbook" интернет-страницы под именем "Илья Яшин" по электронному адресу: https://www.facebook/com/yashin.ilya, на которой в 14.02 час. 12 апреля 2022 года Яшиным И.В. размещен информационный пост, располагающийся по ссылке: https://www.facebook/com/yashin.ilya/posts/ 5069556939764577, также содержащий видеоролик, переходящий на YouTube-канал, находящийся по ссылке: https://youtu/be/VFYATA-jWal, предназначенные для привлечения внимания неопределенного круга лиц (запись понравилась 1 5000 пользователей, оставлено 134 комментария, 215 пользователей поделились указанной записью), содержание которых вызывает негативное отношение к проводимой специальной военной операции Вооружёнными Силами Российской Федерации; DVD-диском с видеозаписью с указанной интернет-страницы; исследованной судьей районного суда видеозаписью, на которой Яшин И.В. обращается к неопределенному кругу лиц, создавая негативный образ Вооруженных Сил Российской Федерации и государственных органов Российской Федерации в целях дискредитации при осуществлении ими защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, указывая на то: "Что делать, если твоя страна начинает военную агрессию? Если вместо защиты своей родины солдат отправляют воевать за чужую землю.
Что делать, если ты вдруг понимаешь, что глава государства отдает преступный приказ о вторжении на территорию независимого государства" (л.д.34, видеозапись на 08.50 мин.); письменными объяснениями старшего оперуполномоченного ЦПЭ УВД по адрес... по адрес фио, данными на стадии возбуждения дела об административном правонарушении; сведениями ИБДР; информацией СПО СК: АС "Российский паспорт" с фотоизображениями фио; протоколом об административном правонарушении от 05 мая 2022 года в отношении фио, в котором подробно приведено событие административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.3.3 КоАП РФ, при этом права привлекаемого к административной ответственности лица соблюдены, протокол составлен в отсутствие фио, в установленном порядке извещенного о составлении протокола в 11.00 час. 05 мая 2022 года путем направления посредством Почты России 27 апреля 2022 года телеграммы по адресу регистрации последнего по месту жительства, которая не была доставлена ввиду того, что квартира закрыта, адресат за телеграммой по извещению не является, о чем свидетельствуют текст телеграммы и уведомление о невручении (л.д.46, 47), копия протокола для сведения направлена в адрес фио почтой, что подтверждено документально и не оспаривается стороной защиты, все существенные данные, предусмотренные ст.28.2 КоАП РФ, протокол содержит.
Указанные доказательства оформлены сотрудниками правоохранительных органов в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Сведениями о фальсификации данных доказательств суд апелляционной инстанции не располагает, вопросы о признании доказательств сфальсифицированными разрешаются в ином судебном порядке, предусмотренном УПК РФ, тогда как сведений о подаче соответствующих заявлений в порядке ст. 144 УПК РФ не представлено.
То обстоятельство, что составившее протокол об административном правонарушении должностное лицо не являлось лицом, непосредственно выявившим административное правонарушение в действиях фио, не влияет на его доказательственную оценку, поскольку нормы КоАП РФ не содержат требования об обязательном составлении протокола об административном правонарушении именно тем сотрудником полиции, которое обнаружило административное правонарушение, с учетом того, что вышеназванный протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на составление протоколов об административных правонарушениях должностным лицом ОМВД России по адрес.
Рапорт подготовлен именно тем сотрудником правоохранительных органов, который непосредственно выявил административное правонарушение в действиях заявителя, в рамках своих должностных обязанностей, изложенные в рапорте фактические обстоятельства дела согласуются между собой и с событием административного правонарушения, указанным в протоколе об административном правонарушении, рапорт отвечает требованиям, предъявляемым к доказательствам положениями ст. 26.2 КоАП РФ.
При этом, КоАП РФ не регламентирует процедуру составления рапорта сотрудником правоохранительных органов, не предусматривает обязанность предупреждения лица, его составившего, об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ, за дачу заведомо ложных показаний, рапорт не регистрируется в книге учета сообщений о преступлении.
Вопреки позиции стороны защиты, не свидетельствуют об отсутствии события вменяемого административного правонарушения указания в жалобе на то, что при рассмотрении настоящего дела судьей районного суда неправомерно не был вызван в судебное заседание и не допрошен в качестве свидетеля сотрудник полиции, оформивший рапорт по обстоятельствам выявления административного правонарушения, так как материалы дела наряду с данным рапортом также содержат письменные объяснения старшего оперуполномоченного ЦПЭ УВД по адрес... по адрес фио, из которых усматривается, что 27 апреля 2022 года в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в социальной сети "Facebook" на интернет-странице под именем "Илья Яшин" по ссылке: https://www.faсеbook/com/yashin.ilya/posts/5069556939764577 размещена информация, содержание которой направлено на дискредитацию использования Вооружённых сил Российской Федерации, которые проводят специальную военную операцию с целью защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, с видеороликом, на котором изображен мужчина, имеющий визуальное сходство с личными фотоизображениями фио, паспортные данные, в СПО СК: АС "Российский паспорт", что зафиксировано в акте о проведенном исследовании, оснований не доверять которым не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы, ничем не опровергнуты, даны должностным лицом, непосредственно выявившим совершение Яшиным И.В. противоправных действий, предупрежденным об административной ответственности по ст.17.9 КоАП РФ, за дачу заведомо ложных показаний.
Каких-либо данных, свидетельствующих о заинтересованности указанного сотрудника ЦПЭ УВД по адрес... по адрес, составившего рапорт и давшего письменные объяснения по обстоятельствам выявления административного правонарушения, в исходе рассматриваемого дела не имеется, оснований для оговора им привлекаемого к административной ответственности лица не установлено, с ним они ранее знакомы не были, а исполнение сотрудником полиции, являющимся должностным лицом, наделенным государственно-властными полномочиями, своих служебных обязанностей, в которые входит, в том числе обеспечение общественной безопасности и выявление административных правонарушений, само по себе не может ставить под сомнения его действия по сбору доказательств и составлению процессуальных документов.
Также не влекут отмену оспариваемого судебного акта ссылки стороны защиты на необоснованный и немотивированный отказ судьи районного суда допросить в судебном заседании специалиста-лингвиста, на отсутствие заключения судебной лингвистической экспертизы, поскольку размещенный Яшиным И.В. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в социальной сети "Facebook" информационный пост с видеороликом, в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, подлежит оценке в совокупности с иными добытыми по рассматриваемому делу доказательствами, которые в данном случае с очевидностью свидетельствуют о том, что приведенный выше текст с видеороликом к нему по своему содержанию формируют негативное отношение к проводимой Вооружёнными Силами Российской Федерации специальной военной операции в Украине, направленной на демилитаризацию и денацификацию в целях поддержания международного мира и безопасности, на дискредитацию использования Вооружённых сил Российской Федерации.
В силу ч. 1 и ч.2 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; эти данные устанавливаются, в том числе объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств.
Вместе с тем, КоАП РФ не содержит какого-либо перечня минимальных либо обязательных доказательств, прилагаемых к протоколу об административном правонарушении при производстве по делу об административном правонарушении, формирование доказательственной базы на стадии, предшествующей рассмотрению дела об административном правонарушении, осуществляется должностным лицом по своему усмотрению, тогда как совокупность собранных доказательств по настоящему делу, каждое из которых обладает признаками относимости, допустимости и достоверности, в своей совокупности явились достаточными для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела, а также для обоснованного вывода о доказанности вины фио в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, выражается в публичных действиях, направленных на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и её граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Установив в рамках рассматриваемого дела, что Яшин И.В, разместив в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в социальной сети "Facebook", на своей личной странице под именем "Илья Яшин" информационный пост с видеороликом, находящихся в открытом доступе и предназначенных для привлечения внимания неопределенного круга лиц, содержание которых направлено на формирование у неопределённого круга лиц ложного мнения относительно истинных целей и задач использования Вооружённых Сил Российской Федерации в специальной военной операции в Украине, которыми являются демилитаризация и денацификация с целью защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, совершил публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооружённых сил Российской Федерации, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях данного лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.3.3 КоАП РФ.
Доводы стороны защиты о нарушении привлечением фио к административной ответственности по указанной норме его права на свободу выражения мнения по общественно значимым вопросам, на свободу дискуссии, свободу распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей, подлежат отклонению как несостоятельные, поскольку в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, осуществление права на свободу выражения мнения может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, в целях сохранения государственного единства и территориальной целостности Российской Федерации, её независимости от внешних факторов, в частности, от факторов, которые могут дестабилизировать внутриполитическую и социальную ситуацию в стране.
У судьи районного суда, вопреки позиции стороны защиты, не имелось оснований для направления запроса в Конституционный Суд Российской Федерации на предмет соответствия статьи 20.3.3 КоАП РФ нормам Конституции Российской Федерации, с учетом того, что привлекаемое к административной ответственности лицо и его защитник, являющиеся участниками производства по настоящему делу, не лишены возможности самостоятельно обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке соответствия указанной статьи нормам Конституции Российской Федерации.
Нормами КоАП РФ не предусмотрено участие в судебном разбирательстве по данному делу прокурора, как лица, поддерживающего обвинение, так как в силу п. 2 ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ, прокурор в пределах своих полномочий вправе участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела, извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора, тогда как рассматриваемое дело в отношении заявителя не было возбуждено по инициативе прокурора.
Также в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", разъяснено, что должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ.
Статьями 46, 47 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом.
С учетом приведенных норм, отсутствие при рассмотрении настоящего дела судьей суда первой инстанции государственного обвинителя в лице прокурора или должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, не влияет на законность обжалуемого постановления судьи районного суда и не влечет его отмену.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей районного суда исследованы все имеющиеся по делу доказательства, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, они обоснованно приняты и положены в основу выводов по делу, что нашло свое отражение в решении суда, которое мотивировано, отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Из материалов дела не усматривается наличие каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о наличии события административного правонарушения и доказанности вины заявителя в его совершении, не установлено данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости судьи при рассмотрении дела.
Приведенные в жалобе доводы не нашли своего объективного подтверждения, не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава вменяемого административного правонарушения, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства, подлежащих применению по данной категории дела, не свидетельствует о наличии существенных нарушений материальных и процессуальных норм КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, с соблюдением требований ст.ст.3.1, 3.2, ст.3.3, 3.9, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств дела, степени общественной опасности, характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественная безопасность и общественный порядок, личности виновного, является справедливым и соразмерным содеянному, а также соответствует целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
Оснований для признания назначенного заявителю наказания несправедливым вследствие его чрезмерной суровости и смягчения наказания, не установлено.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности для данной категории дела, а также принципы презумпции невиновности и законности соблюдены, бремя доказывания по делу распределено верно.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда, в том числе по доводам поданной жалоб, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Тушинского районного суда адрес от 27 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.3.3 КоАП РФ, в отношении Яшина Ильи Валерьевича оставить без изменения, жалобу защитника по ордеру адвоката Эйсмонт М.О. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда
Л.Н. Сумина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.