Судья Московского городского суда фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника адрес фио на постановление судьи Черёмушкинского районного суда адрес от 14 марта 2022 года (резолютивная часть постановления оглашена 14 марта 2022 года), которым
Акционерное общество "Международный адрес признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено ему наказание в виде штрафа в размере сумма,
УСТАНОВИЛ:
20 мая 2021 года заместителем начальника отдела надзора за объектами коммунально-бытового назначения и средой обитания Управления Роспотребнадзора по адрес фио составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьёй 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который с другими доказательствами передан судье Черёмушкинского районного суда адрес, который 14 марта 2022 года вынес вышеназванное постановление.
Не согласившись с судебным постановлением, защитник адрес фио просит его отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, так как аэропорт не имеет в наличии воздушные суда, а оказывает аэропортные услуги, в связи с чем, в действиях аэропорта нет вины в превышении шума, обусловленных полётом воздушных судов, поскольку аэропорт не может оказывать влияние на шумовое воздействие на конкретных маршрутах движения воздушных судов.
В судебное заседание защитник адрес фио, чьи полномочия подтверждены доверенностью, явилась, доводы жалобы поддержала, указав, что предписания об обязании аэропорт принять меры по проведению работ по установлению приаэродромной территории, проведении оценки риска здоровью по фактору авиационного шума были признаны незаконными и отменены решениями Арбитражного суда адрес.
Представители Управления Роспотребнадзора по адрес фиоВ и фио, чьи полномочия удостоверены доверенностями, подтвердили изложенные в протоколе обстоятельства привлечения адрес к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указав, что была изменена структура воздушного движения, где траектория полетов воздушных судов стала проходить над адрес и Ясенево, после чего в Управление Роспотребнадзора по адрес стали поступать многочисленные, более 100, жалобы и обращения граждан по фактам превышения шума, обусловленных пролетом воздушных судов над вышеуказанными жилыми районами. С целью проверки данных обращений были произведены замеры уровней шума в разных точках указанных районов и в разное время суток, получены заключения, из которых установлено, что уровни шума на момент проведения измерений на территории жилой застройки превышают допустимые уровни шума для ночного и дневного времени суток. Также сослались на определение судьи Верховного суда Российской Федерации от 14 июня 2022 года по делу N 305-ЭС22-8239.
Исследовав также материалы дела, проверив доводы жалобы, не нахожу оснований для отмены постановления судьи районного суда.
Часть 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Согласно часть 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до сумма прописью или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно пункта 100 СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания" нормируемые параметры шума представлены в таблице 5.35. Пунктом 14 таблице 5.35 СанПин 1.2.3685-21 определены нормируемые параметры шума в октавных полосах частот, эквивалентных и максимальных уровней звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на селитебной территории.
Пунктом 69 СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" предусмотрено, что уровень авиационного шума не должен превышать ПДУ эквивалентного уровня звука для дневного и ночного времени суток, определенный гигиеническими нормативами для территорий, непосредственно прилегающих к жилой застройке.
Как следует из письменных материалов дела, установлено судьей районного суда, 18 мая 2021 года в 15 час. 00 мин. юридическим лицом адрес (юридический адрес: адрес) допущено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период режима чрезвычайной ситуации, связанной с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции 2019-nCoV и ограничительных мер, а именно:
- согласно официальной информации Департамента природопользования и охраны окружающей среды адрес от 17 мая 2021 года N ДПиООС05-20-2861/2, поступившей в Управление 17 мая 2021 года N Вх-01-2748/1, установлено превышение уровней шума, обусловленных пролетом воздушных судов, зафиксированных на территории жилой застройки адрес, - согласно экспертных заключений ФБУЗ "Центра гигиены и эпидемиологии в адрес" от 05 апреля 2021 года N 06-00145, поступившего в Управление 06 апреля 2021 года N 01-13161-2, экспертного заключения "Центр гигиены и эпидемиологии в адрес" от 23 апреля 2021 года N 06-00812, поступившего в Управление 26 апреля 2021 года N 01-16090-2, от 23 апреля 2021 N 06-00816, поступившего в Управление 26 апреля 2021 года N 01-16083-2, от 11 мая 2021 года N 06-00965, поступившего в Управление 11 мая 2021 года N 01-175354, - по инструментальным измерениям уровней шума, по результатам которых были зафиксированы превышения уровней эквивалентного шума на территории жилой застройки адрес и Ясенево от пролета воздушных судов, идущих на посадку и взлет в Международный адрес по маршрутам в пределах установленных полос воздушных подходов (в соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 176 от 04 мая 2018 года "Об утверждении порядка установления границ полос воздушных подходов на аэродромах гражданской авиации"), были установлены факты, указывающие на наличие события административного правонарушения по вопросу нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенного в период угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), представляющего опасность для окружающих, выявлены нарушения обязательных санитарно-эпидемиологических требований к обеспечению соблюдения нормативных значений уровней шума:
- согласно экспертному заключению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в адрес" от 05 апреля 2021 года N 06-00145, поступившему в Управление 06 апреля 2021 года N 01-13171-2: уровни шума на момент проведения измерений на территории жилой застройки по адресу: адрес апреля 2021 года с 23 час. 00 мин. до 00 час. 45 мин. 03 апреля 2021 года, превышают эквивалентные уровни до 2 дБА для ночного времени суток;
- согласно экспертному ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в адрес" от 05 апреля 2021 года N 06-00163, поступившему в Управление 06 апреля 2021 года N 01-13161-2: уровни шума на момент проведения измерений на территории жилой застройки по адресу: адрес 02 апреля 2021 года с 23 час. 00 мин. до 00 час. 45 мин. 03 апреля 2021 года, превышают эквивалентные уровни до 2 дБА для ночного времени суток;
- согласно экспертному заключению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в адрес" от 23 апреля 2021 года N 06-00812, поступившему в Управление 26 апреля 2021 года N 01-16090-2: уровни шума на момент проведения измерений на территории жилой застройки по адресу: адрес апреля 2021 года с 20 час. 40 мин. до 01 час. 00 мин. 16 апреля 2021 года, превышают эквивалентные уровни до 7 дБА для ночного времени суток;
- согласно экспертному заключению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в адрес" от 23 апреля 2021 года N 06-00814, поступившему в Управление 26 апреля 2021 N 01-16093-2: уровни шума на момент проведения измерений на территории жилой застройки по адресу: адрес апреля 2021 года с 20 час. 40 мин. до 01 час. 00 мин. 16 апреля 2021 года, превышают эквивалентные уровни до 4 дБА для ночного времени суток;
- согласно экспертному заключению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в адрес" от 23 апреля 2021 года N 06-00816, поступившему в Управление 26 апреля 2021 года N 01-16083-2: уровни шума на момент проведения измерений на территории жилой застройки по адресу: адрес апреля 2021 года с 21 час. 30 мин. до 00 час. 15 мин. 22 апреля 2021 года, превышают эквивалентные уровни до 3 дБА для дневного времени суток, превышают эквивалентные уровни до 15 дБА для ночного времени суток;
- согласно экспертному заключению ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в адрес" от 11 мая 2021 года N 06-00965, поступившему в Управление 11 мая 2021 года N 01-17354-2: уровни шума на момент проведения измерений на территории жилой застройки по адресу: адрес апреля 2021 года с 21 час. 30 мин. до 00 час. 20 мин. 27 апреля 2021 года, превышают эквивалентные уровни до 2 дБА для дневного времени суток, превышают эквивалентные уровни до 14 дБА для ночного времени суток;
- согласно протокола испытательной лаборатории ГПБУ "Мосэкомониторинг" от 30 апреля 2021 года N 141, поступившего в Управление 17 мая 2021 года N ДПиООС-05-20-2861/21: уровни шума на момент проведения измерений на территории жилой застройки по адресу: адрес 26 апреля 2021 года с 14 час. 22 мин. до 14 час. 23 мин, превышают эквивалентные уровни до 6 дБА для дневного времени суток;
- согласно протокола испытательной лаборатории ГПБУ "Мосэкомониторинг" от 30 апреля 2021 года N 142, поступившего в Управление 17 мая 2021 года N ДПиООС-05-20-2861/21: уровни шума на момент проведения измерений на территории жилой застройки по адресу: адрес 26 апреля 2021 года с 15 час. 05 мин. до 15 час. 16 мин, превышают эквивалентные уровни до 5 дБА для дневного времени суток;
- согласно протокола испытательной лаборатории ГПБУ " Мосэкомониторинг" от 30 апреля 2021 года N 143, поступившего в Управление 17 мая 2021 года N ДПиООС-05-20-2861/21: уровни шума на момент проведения измерений на территории жилой застройки по адресу: адрес 26 апреля 2021 года с 15 час. 53 мин. до 16 час. 10 мин, превышают эквивалентные уровни до 5 дБА для дневного времени суток.
Таким образом, превышение уровней шума, обусловленных пролетом воздушных судов, зафиксированных на территории жилой застройки адрес влечёт риск здоровью населения, проживающего около данного аэропорт, в период распространения заболевания, в том числе новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, представляющего опасность для окружающих, что является нарушением статьи 11 Федерального Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, статьи 1 Федерального закона N 135-ФЗ от 01 июля 2017 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны".
Действия адрес верно судьей районного суда квалифицированы по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения адрес административного правонарушения по частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждены письменными доказательства, а именно: протоколом об административном правонарушении от 20 мая 2021 года; экспертными заключениями; протоколами испытательной лаборатории и другими письменными доказательствами, имеющими в деле.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется. Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым статьёй 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Добытые по делу доказательства оформлены должностными лицами административного органа в рамках выполнения ими своих служебных обязанностей, в соответствии с требованиями закона, причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, что нашло подтверждение в судебном заседании, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник указывает на то, что аэропорт не имеет в наличии воздушные суда, а оказывает аэропортные услуги, в связи с чем, в действиях аэропорта нет вины в превышении шума, обусловленных полётом воздушных судов, поскольку аэропорт не может оказывать влияние на шумовое воздействие на конкретных маршрутах движения воздушных судов.
Данные доводы подлежат отклонению в связи со следующим.
адрес обязан предпринимать активные действия для урегулирования своей аэропортной деятельности, в том числе по установлению приаэродромной территории, которая в настоящее время состоит из шести подзон, вместо положенных семи, что не отрицается защитой, и следует из представленных в дело решений судов об оспаривании предписаний, в которых также указано на обеспечение контроля соблюдения нормативных значений эквивалентного шума на территории нормируемых элементов застройки в соответствии с требованиями санитарных норм.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что адрес приняты все зависящие от него меры по соблюдению действующих санитарных эпидемиологических требований в период пандемии, в связи с чем, также подлежит отклонению доводы жалобы о неверной квалификации действий аэропорта, поскольку лица, находящиеся в вынужденной самоизоляции дома, в связи с заболеванием новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, и, проживающие непосредственно около данного аэропорта, при превышении допустимого эквивалентного уровня шума как в дневное, так и ночное время суток, наиболее подвергнуты фактору риска здоровью.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание в виде штрафа в размере сумма, судом первой инстанции назначено в пределах санкции части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3. 5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, деятельности аэропорта, являющегося одним из важных стратегических и социально значимых объектов, входящих в составную часть мирового воздушного пространства и воздушного пространства России, характера совершенного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, того обстоятельства, что нарушение санитарных требований может привести к негативным последствиям, угрожающим здоровью и жизни людей, в связи с чем, назначение штрафа в меньшем размере, не сможет обеспечить достижение целей и задач административного судопроизводства, такое наказание является справедливым и соразмерным содеянному.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Черёмушкинского районного суда адрес от 14 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении адрес, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.