Судья Московского городского суда Буренина О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Дьяконовой Т.П., поданной на решение судьи Чертановского районного суда города Москвы от 04 октября 2021 года и постановление заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды от 05 февраля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.19 Закона города Москвы N 45 от 21 ноября 2007 года "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в отношении АО "МИСК",
УСТАНОВИЛ:
постановлением N 0401-108\2021\ЮАО заместителя главного города Москвы в области охраны окружающей среды от 05 февраля 2021 года АО "МИСК" (далее также Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.19 Закона города Москвы N 45 от 21 ноября 2007 года "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" (далее КоАП г. Москвы), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
Решением судьи Чертановского районного суда города Москвы от 04 октября 2021 года названное постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба без удовлетворения.
В жалобе, поступившей на рассмотрение в Московский городской суд защитник Дьяконова Т.П. просит об отмене судебного акта и постановления должностного лица с прекращением производства по делу, ссылаясь на приведенные в жалобе доводы, в том числе отсутствии вины Общества в совершении вмененного ему в вину правонарушения, ответственность за которое должно нести АО "Мосинжпроект" как генподрядчике строительных работ; незаконное составление протокола осмотра территории в отсутствии представителя Общества; нарушение срока составления протокола об административном правонарушении, а также срока проведения административного расследования.
Законный представитель Общества в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени рассмотрения жалобы по делу, обеспечил явку защитника Дьяконовой Т.П, которая жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника Дьяконову Т.П, проверив материалы дела, прихожу к следующему.
Статьей 4.19 КоАП г. Москвы предусмотрена административная ответственность за незаконное уничтожение зеленых насаждений.
Правоотношения между органами исполнительной власти, юридическими лицами и гражданами по вопросам сохранения и восстановления зеленых насаждений регулируются Законом г. Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений".
В силу ст. 1 указанного Закона под зелеными насаждениями понимаются древесно-кустарниковая и травянистая растительность естественного и искусственного происхождения (включая городские леса, парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники).
Защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены.
Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений.
Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы (ст. 2 Закона г. Москвы от 05.05.1999 N 17 "О защите зеленых насаждений").
Постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 г. N 743-ПП утверждены Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы (далее Правила), которыми предусмотрена обязанность граждан, должностных и юридических лиц осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений и природных сообществ, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений и природных сообществ.
При этом Правилами установлено, что хозяйственная и иная деятельность должна осуществляется с соблюдением требований по охране окружающей среды и защите зеленых насаждений, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством города Москвы.
Уничтожение зеленых насаждений, попадающих в зону проведения работ возможно только при наличии заключения и порубочного билета на объектах строительства, реконструкции и капитального ремонта и (или) разрешения на пересадку зеленых насаждений, оформленных в установленном порядке (приложения 17А, 20), если иное не установлено настоящими Правилами (п. 8.1.2 Правил).
Как следует из материалов дела об административном правонарушении 30 июля 2020 года в 11 ч. 45 мин. в ходе проведенного осмотра территории земельных участков по адресу: г. Москва, ул. Подольских курсантов, д. 2 - ул. Подольских курсантов, вл. 13А выявлены факты вырубки зеленых насаждений на озелененной территории, выявлены пни лиственных деревьев.
В непосредственной близости от пней в большом количестве складированы усохшие порубочные остатки (стволы, ветви, их фрагменты), стружка, щепа от переработки порубочных остатков.
По указанным адресам выполняются работы по строительству Юго-Восточной Хорды на основании государственного контракта от 25 ноября 2019 г. N 230-Р-1, по которому генеральным подрядчиком является АО "Мосинжпроект", подрядчиком, выполняющим комплекс строительно-монтажных работ на основании договора от 01 апреля 2020 г. N 19-0120-ОК-1\Н, заключенного с последним, является АО "МИСК".
В соответствии с условиями договора от 01 апреля 2020 г. N 19-0120-ОК-1\Н АО "МИСК" обязан, помимо прочего, обеспечить в ходе строительства выполнение на строительной площадке мероприятий по рациональному использованию территории, охране окружающей среды (зеленых насаждений и земли) (п. 6.3.6).
Согласно информации, размещенной в системе АИС "Порубочные билеты", разрешительная документация на вырубку зеленых насаждений по адресу: г. Москва, ул. Подольских курсантов, д. 2 - ул. Подольских курсантов, вл. 13А не выдавалась.
Тем самым АО "МИСК" совершило незаконную вырубку зеленых насаждений (68 деревьев лиственных пород).
По данному факту 14 января 2021 г. в отношении АО "МИСК" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.19 КоАП г. Москвы, на основании которого 05 февраля 2021 г. в отношении Общества заместителем главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по указанной норме.
Факт совершения административного правонарушения и виновность АО "МИСК" подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; копией договора на выполнение комплекса строительно-монтажных работ от 01.04.2020 г. N 19-0120-ОК-1\Н с дополнениями к нему; государственным контрактом; разрешением на строительство; актом приема - передачи строительной площадки; фотоматериалом; перечетной ведомостью деревьев и кустарников; актом о поведении мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями с фотоматериалами к нему; устными показаниями Почтаревой Т.М.; иными материалами дела.
Указанные доказательства должностным лицом и судьей районного суда проверены на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Вопреки доводу жалобы при разрешении данного дела об административном правонарушении должностное лицо, а также судья районного суда правильно применили положения законодательства города Москвы об административных правонарушениях и пришли к обоснованному выводу о доказанности наличия в действиях АО "МИСК" события и состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 4.19 КоАП г. Москвы.
В данном случае, АО "МИСК", являясь непосредственным исполнителем работ на объекте строительства участка Юго-Восточной хорды, включающей территории по адресу г. Москва, ул. Подольских курсантов, д. 2 - ул. Подольских курсантов, вл. 13А, включающих вырубку зеленых насаждений на данной территории, обязан был до выполнения данных работ убедиться в том, что их проведение не будет противоречить действующему законодательству, в том числе убедиться в наличии разрешительных документов на осуществление данной деятельности.
Объективных и достоверных данных, свидетельствующих о том, что вырубка зеленых насаждений на строительной площадке проведена иными лицами, материалы дела не содержат и к жалобе не представлено.
Таким образом, не выполнив данной обязанности и не получив разрешение на вырубку зеленых насаждений как лично, так и через генерального подрядчика АО "Мосинжпроект", с которым Обществом заключен договор на производство строительных работ, АО "МИСК" тем самым допустило незаконную вырубку зеленных насаждений, за что обоснованно привлечено к административной ответственности по ст. 4.19 КоАП г. Москвы.
Вопреки доводу жалобы вмененное в вину Обществу правонарушение выявлено должностным Управления государственного экологического контроля в результате проведенного планового (рейдового) осмотра, которое в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не требует взаимодействия с юридическим лицом.
Предусмотренный ст. 27.8 КоАП РФ осмотр помещений и территорий юридического лица, требующий участия его представителя и оформления результатов соответствующим протоколом, должностным лицом Управления государственного экологического контроля в отношении Общества не проводился.
Также не может быть признан состоятельным и довод жалобы о нарушение сроков составления протокола об административном правонарушении, а также проведения административного расследования, поскольку данные сроки не являются пресекательными, следовательно, нарушение административным органом срока проведения административного расследования и срока составления протокола, предусмотренных ст.ст. 28.5 и 28.7 КоАП РФ, не является безусловным основанием для признания процедуры проведения административного расследования нарушенной, а составленного по итогам его проведения протокола об административном правонарушении недопустимым по делу доказательством.
Иные доводы жалобы не влияют на правильность выводов должностного лица и судьи, свидетельствуют о несогласии заявителя жалобы с той оценкой, которую должностное лицо и судья дали фактическим обстоятельствам, в связи с чем подлежат отклонению, поскольку направлены на переоценку представленных в дело доказательств.
Административное наказание Обществу назначено должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ, в пределах санкции ст. 4.19 КоАП г. Москвы.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учётом требований ст. 1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу АО "МИСК" по делу не усматривается.
Порядок привлечения АО "МИСК" к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8, 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
решение судьи Чертановского районного суда города Москвы от 04 октября 2021 года и постановление заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды от 05 февраля 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 4.19 Закона города Москвы N 45 от 21 ноября 2007 года "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" в отношении АО "МИСК"" оставить без изменения, жалобу защитника Дьяконовой Т.П. - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда О.Н. Буренина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.