Судья Московского городского суда Лашков А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "Табер Трейд" по доверенности * Е.И. на постановление судьи Хорошевского районного суда г. Москвы от 13 января 2022 года, которым
ООО "Табер Трейд" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
* года должностным лицом управы района Хорошево-Мневники г. Москвы в отношении ООО "Табер Трейд" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Хорошевский районный суд города Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "Табер Трейд" по доверенности * Е.И. просит об отмене постановления судьи, ссылаясь на отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения.
Защитник ООО "Табер Трейд" по доверенности * Е.И. в судебном заседании Московского городского суда доводы жалобы поддержала.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу постановление судьи районного суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Частью 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии с ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Как установлено судьей районного суда ООО "Табер Трейд" * года в * час. * мин. по адресу: *, в помещении торгового объекта (магазина) "*" в нарушение требований п. 40.1 Указа Мэра Москвы от 08.06.2020 N68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" (в ред. от 21.10.2021, действовавшей на момент выявления правонарушения) не приостановило доступ посетителей и работников в помещение магазина, в котором осуществляется реализация непродовольственных товаров, не включенных в перечень непродовольственных товаров первой необходимости, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27 марта 2020 г. N762-Р неопределенному кругу лиц.
Доля непродовольственных товаров первой необходимости в ассортименте товаров объекта розничной торговли составляла * %.
Указанные обстоятельства суд нашел подтверждёнными в т.ч. протоколом об административном правонарушении от * г, который в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, предъявляемыми к его содержанию и порядку составления, содержит все необходимые для рассмотрения дела сведения: о событии, времени и месте совершения правонарушения и об ООО "Табер Трейд" как о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; актом мониторинга от * г, в котором отражен факт нарушения ООО "Табер Трейд" п. 40.1 Указа Мэра Москвы от 08 июня 2020 N68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" (в ред. от 21 октября 2021 года, действовавшей на момент выявления правонарушения); фотоматериалом; выпиской из ЕГРЮЛ; иными материалами дела.
Между тем с выводами судьи согласиться не представляется возможным по следующим основаниям.
На основании пп. "а.2" п. "а" ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N417, в соответствии с пп. "б" п. 3, пп. "в", "г" п. 4 которых, при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно пп. "б" п. 6 ст. 4.1, пп. "а", "у", "ф" ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с пп. "а.2" п. "а" ст. 10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
На основании п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий.
В соответствии с п. 40 и 40.1 УКАЗА МЭРА МОСКВЫ ОБ ЭТАПАХ СНЯТИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ, УСТАНОВЛЕННЫХ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ РЕЖИМА ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 октября 2021 г. N 595 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре - ноябре 2021 г." установлено в городе Москве с 28 октября 2021 г. по 7 ноября 2021 г. включительно нерабочие дни, в течение которых приостановлен доступ посетителей и работников в здания, строения, сооружения (помещения в них), на территории, в которых осуществляется реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе: объектов розничной торговли, за исключением: объектов розничной торговли в части реализации продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, определенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 г. N 762-р, при условии, что доля таких товаров в ассортименте, определенная в порядке, установленном Департаментом торговли и услуг города Москвы, составляет не менее 30%.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 года N 762-р утвержден Перечень непродовольственных товаров первой необходимости, в который, кроме прочего, входят: средства индивидуальной защиты, дезинфицирующие средства, салфетки влажные и сухие, зубные пасты и щётки, мыло туалетное и хозяйственное, стиральные порошки, детские пелёнки и подгузники, свечи и спички, зоотовары и другое.
Пунктом 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 года N 762-р установлено, что при реализации хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, товаров, входящих хотя бы в одну группу товаров, указанных в Перечне, такие хозяйствующие субъекты вправе реализовывать товары, не включенные в Перечень.
Представитель юридического лица последовательно указывала на то, что ООО "Табер Трейд" в период действия режима повышенной готовности осуществляло торговлю непродовольственными товарами первой необходимости, включенными в Перечень непродовольственных товаров первой необходимости, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2020 года N 762-р, доля которых в ассортименте магазина составляла более 30%, в связи с чем ООО не было обязано приостанавливать свою деятельность.
В подтверждение указанных доводов защитником ООО "Табер Трейд" представлены суду приложения относительно работы организации розничной торговли непродовольственными товарами первой необходимости в процентном соотношении к иным товарам, инвентаризационные описи, фотоматериалы в которых указан ассортимент товаров реализуемых ООО "Табер Трейд".
При этом имеющийся в деле протокол осмотра помещений магазина "Табер Трейд" и фотоматериал к нему не позволяет опровергнуть вывод о процентном соотношении товаров разрешенных к реализации ко всем товарам реализуемым в магазине. Иные доказательства вины ООО "Табер Трейд" в совершении инкриминируемого правонарушения, в материалах дела отсутствуют.
В силу частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае невозможно сделать однозначный вывод о том, что в действиях ООО "Табер Трейд" имеется состав вмененного административного правонарушения.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
При таких обстоятельствах постановление Хорошевского районного суда г. Москвы от 13 января 2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Табер Трейд" не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене, а производство по делу, прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление Хорошевского районного суда г. Москвы от 13 января 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, в отношении ООО "Табер Трейд", отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
Московского городского суда А.Н. Лашков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.