Судья Московского городского суда Лашков А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Данилиной А.В. на постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 12 апреля 2022 года, которым Данилина А.В., 29 ноября 1988 года рождения, признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
* г. должностным лицом ОП Китай - город УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве в отношении Данилиной А.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Дело передано на рассмотрение в Тверской районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
В настоящей жалобе Данилина А.В. ставит вопрос об отмене названного постановления и прекращении производства по делу об административном правонарушении, ссылаясь на его незаконность, необоснованность, нарушение норм материального и процессуального права.
В судебное заседание Данилина А.В. не явилась, извещена надлежащим образом.
В жалобе содержатся ходатайства об обеспечении присутствия прокурора для поддержания обвинения, о вызове в судебное заседание в качестве свидетелей сотрудников полиции, составлявших рапорты и давших объяснения по делу.
Согласно положениям ст. 24.4 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
Рассмотрев указанные ходатайства, считаю, что они не подлежат удовлетворению, так как совокупность представленных материалов является достаточной для проверки законности и обоснованности постановления судьи и доводов жалобы.
Согласно п.10 Постановления Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ. Вместе с тем, при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.
Таким образом, нормами КоАП РФ не оговаривается необходимость обязательного участия в рассмотрении дела должностных лиц, составивших процессуальные документы по делу.
Оснований для вызова в судебное заседание сотрудников полиции, составивших служебные рапорты, письменные объяснения, протоколы о доставлении, задержании, не имеется, поскольку, согласно КоАП РФ, должностные лица, составившие процессуальные документы, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ.
Оснований для удовлетворения ходатайства об обеспечении присутствия прокурора по настоящему делу также не нахожу.
Полномочия прокурора в рамках производства по делу об административном правонарушении установлены ч. 1 ст. 25.11 КоАП РФ, поддержание государственного обвинения в указанный перечень не входит.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу постановление судьи не подлежащим отмене.
В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, административным правонарушением признается нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях).
В ст. 2 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
Митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).
Частью 5 названной выше нормы предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
В силу п. 2 ст. 2 Закона г. Москвы от 04 апреля 2007 г. N 10 "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований" уведомление о проведении публичного мероприятия с заявляемым количеством участников до пяти тысяч человек подается в префектуру административного округа города Москвы, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия; свыше пяти тысяч человек, а также в случае, если публичное мероприятие (за исключением пикетирования) предполагается проводить на территории Центрального административного округа города Москвы либо на территории более чем одного административного округа города Москвы (независимо от количества его участников), - в Правительство Москвы.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Как следует из материалов дела и установлено судьей районного суда, * в * часов * минут по адресу: *, Данилина А.В, приняла участие в публичном мероприятии в форме пикетирования несогласованного с органами исполнительной власти города Москвы, при этом держала в руках сумку с надписью тематического содержания.
Вместе с тем, * года в период времени с * часов * минут в центральной части города Москвы и других города Российской Федерации проходили публичные мероприятия, участники которых выражали свою позицию по отношению к событиям, происходящим в Донецкой Народной Республике (ДНР) и Луганской Народной Республике (ЛНР). В том числе с использованием средств наглядной агитации в виде плакатов с надписями тематического содержания. В знак протеста граждане развешивают зеленые ленты и т.д, призывы к участию в которых были широко распространены в ИТКС Интернет (в социальных сетях "*", "*", "*" и тд.).
Данная акция с достаточной очевидностью объединена единством целей и замыслов, так же общей организацией, с использованием участниками ассоциативно узнаваемых (или идентичных) наглядных средств агитации (плакаты с надписями тематического содержания или зеленые ленты) с выдвижением общих требований и призывов, направленных на выражение участниками отношения к событиям происходящим в Донецкой Народной Республике (ДНР) и Луганской Народной Республике (ЛНР).
Вышеуказанные действия Данилиной А.В. квалифицированы по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Данилиной А.В. подтверждаются: протоколом об административном правонарушении, согласно которому * в * часов * минут по адресу: *, Данилина А.В, приняла участие в публичном мероприятии в форме пикетирования несогласованного с органами исполнительной власти города Москвы, при этом держала в руках сумку с надписью тематического содержания.
Вместе с тем, * года в период времени с * часов * минут в центральной части города Москвы и других города Российской Федерации проходили публичные мероприятия, участники которых выражали свою позицию по отношению к событиям, происходящим в Донецкой Народной Республике (ДНР) и Луганской Народной Республике (ЛНР). В том числе с использованием средств наглядной агитации в виде плакатов с надписями тематического содержания. В знак протеста граждане развешивают зеленые ленты и т.д, призывы к участию в которых были широко распространены в ИТКС Интернет (в социальных сетях "*", "*", "*" и тд.).
Данная акция с достаточной очевидностью объединена единством целей и замыслов, так же общей организацией, с использованием участниками ассоциативно узнаваемых (или идентичных) наглядных средств агитации (плакаты с надписями тематического содержания или зеленые ленты) с выдвижением общих требований и призывов, направленных на выражение участниками отношения к событиям происходящим в Донецкой Народной Республике (ДНР) и Луганской Народной Республике (ЛНР);
- протоколами об административном задержании и о доставлении лица, совершившего административное правонарушение от * года;
- рапортами и письменными объяснениями сотрудников полиции Шили*кова М.Ф. и * Н.А, согласно которым * в * часов * минут по адресу: *, ими была задержана и доставлена в ДЧ ОП Китай город УВД по ЦАО г. Москвы Данилина А.В, которая приняла участие в публичном мероприятии в форме пикета несогласованного с органами исполнительной власти города Москвы, при этом Данилина А.В. держала в руках сумку с надписью тематического содержания;
- фотоматериалом;
- протоколом изъятия вещей и документов, в соответствии с которым у
Данилиной А.В. была изъята сумка с надписью "НЕТ ВОЙНЕ!".
- сообщением первого заместителя руководителя Департамента региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, согласно которому уведомления о проведении 1, 2, 3, 4, 6, 7 марта 2022 года публичных мероприятий со значительным количеством участников в центральной части города Москвы не поступали и иными письменными материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины Данилиной А.В. в нарушении требований Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины Данилиной А.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, поскольку в нарушение требований закона она приняла участие в митинге, не согласованном с органом исполнительной власти в г. Москве.
Действия Данилиной А.В, как участника не согласованного с органами исполнительной власти публичного мероприятия, нарушившего установленный порядок его проведения, правильно квалифицированы по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы в ходе рассмотрения дела судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию. Вывод о наличии в действиях Данилиной А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в судебном постановлении.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины Данилиной А.В. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Участие Данилиной А.В. в несогласованном публичном мероприятии прямо следует из рапорта и письменных объяснений сотрудника полиции, согласно содержанию указанных документов, сотрудниками полиции была выявлена Данилина А.В, принявшая участие в несогласованном с органами исполнительной власти Москвы публичном мероприятии в форме митинга, на требования и предупреждения о прекращении несанкционированного публичного мероприятия и о необходимости покинуть место его проведения, не реагировала.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Исходя из положений статьи 26.11 КоАП РФ, судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, наделен правом оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Рапорт сотрудника полиции отвечает требованиям, предъявляемым к доказательствам ст. 26.2 КоАП РФ.
Рапорт сотрудника полиции о выявленном административном правонарушении содержат необходимые сведения, указывающие как на событие данного нарушения, так и на лицо, к нему причастное. Каких-либо сведений, объективно свидетельствующих о заинтересованности указанных лиц, составивших рапорта, материалы дела не содержат, а исполнение полицейскими своих служебных обязанностей, включая выявление правонарушений, само по себе, не может свидетельствовать об их предвзятости в изложении совершенного Данилиной А.В. административного правонарушения.
При даче письменных объяснений сотрудник полиции был предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 КоАП РФ.
Не доверять перечисленным выше доказательствам оснований не имеется, поскольку изложенные в рапортах и письменных объяснений должностных лиц полиции обстоятельства согласуются с изложенным в протоколе об административном правонарушении событием административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении в отношении Данилиной А.В. составлен должностным лицом полиции, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении в соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 28.3 КоАП РФ в нормативном единстве с п. 9 ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ, в данном протоколе, вопреки доводам жалобы, имеются все необходимые сведения, наличие которых установлено ст. 28.2 КоАП РФ.
Оценивая доводы жалобы об отсутствии в действиях Данилиной А.В. нарушений Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", со ссылкой на участие в одиночном пикете, нахожу их несостоятельными.
Как следует из материалов дела, акция, в которой принимала участие Данилина А.В, была с достаточной очевидностью объединена единством целей и общей организацией, с использованием участниками ассоциативно узнаваемых наглядных средств агитации (плакаты одного формата и цветовой гаммы), с выдвижением общих требований и призывов, и представляет собой скрытую форму коллективного публичного мероприятия пикет и исключает случайное совпадение действий отдельных пикетчиков.
Таким образом Данилина А.В, сознавая противоправный характер своих действий, добровольно приняв на себя и исполняя функции участника публичного мероприятия, в нарушение требований Закона N 54-ФЗ, добровольно приняла участие в несогласованной с органами исполнительной власти города Москвы публичном мероприятии - пикетировании, то есть совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ.
Довод жалобы о незаконности ограничения судьей районного суда стороны защиты в представлении доказательств, выразившегося в отказе в удовлетворении ходатайств о допросе свидетелей сотрудников полиции и об обеспечении участия в процессе стороны обвинения и иных, заявленных в ходе производства по делу, несостоятелен, не может служить основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного постановления, поскольку в соответствии с ч.1 ст.26.2 КоАП РФ в её нормативном единстве со ст.26.11 КоАП РФ судья приобщает к материалам дела дополнительные доказательства, в том числе вызывает для допроса свидетелей, в случае, если имеющаяся в деле совокупность доказательств не позволяет суду установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении и указанные в ст.26.1 КоАП РФ.
Однако, имеющая совокупность доказательств явно позволяла установить все обстоятельства административного правонарушения. По смыслу ст.24.4 КоАП РФ суд первой инстанции вправе как удовлетворить ходатайство, так и отказать в его удовлетворении в зависимости от обстоятельств дела. Все ходатайства были судьей рассмотрены и мотивированно отклонены, выводы судьи изложены в соответствующих определениях и их правильность сомнений не вызывает.
Ссылка о нарушении судом принципа состязательности и равноправия сторон, в связи с отсутствием в судебном заседании должностных лиц административного органа, составивших настоящий материал, основаны на ином толковании права и не влекут отмену или изменение судебного акта.
Статьей 6 Конвенции о защите прав и основных свобод, ст.ст.46, 47 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом.
Из разъяснений п.10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ. Вместе с тем при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.
Таким образом, требованиями КоАП РФ не предусмотрена необходимость обязательного участия в рассмотрении дела должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, и сотрудников полиции, применявших обеспечительные меры по делу об административном правонарушении.
Довод жалобы об отсутствии в судебном заседании в суде первой инстанции прокурора, также не подлежит удовлетворению, поскольку настоящее дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ в отношении Данилиной А.В. не было возбуждено по инициативе прокурора, то его участие в рассмотрении дела в силу закона не требуется.
Иные доводы жалобы не содержат в себе правовых аргументов, ставящих под сомнение правильность выводов должностного лица и судьи районного суда о наличии действиях Данилиной А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей при рассмотрении дела и получили надлежащую правовую оценку.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей назначено Данилиной А.В. с учетом вышеизложенных требований действующего законодательства, в пределах санкции ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ и является справедливым, оснований для отмены либо изменения назначенного наказания, не имеется, оснований снижения судом размера административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в рамках настоящего дела об административном правонарушении также не установлено.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, по делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Тверского районного суда г. Москвы от 12 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Данилиной А.В. - оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.Н. Лашков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.