Судья Московского городского суда Лашков А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе начальника Управления УСЗН СВАО г. Москвы Кудряшовой В.Н. на п остановление заместителя начальника Управления административного производства Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости г. Москвы) от 22 ноября 2021 года N * по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.8 КоАП Москвы, в отношении начальника Управления УСЗН СВАО г. Москвы Кудряшовой В.Н., решение судьи Бабушкинского районного суда г. Москвы от 14 марта 2022 г., УСТАНОВИЛ
постановлением заместителя начальника Управления административного производства Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости г. Москвы) от 22 ноября 2021 года N *, оставленным без изменения решением судьи Бабушкинского районного суда г. Москвы от 14 марта 2022 г, начальник Управления УСЗН СВАО г. Москвы Кудряшова В.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.8 КоАП г. Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
В настоящей жалобе начальник Управления УСЗН СВАО г. Москвы Кудряшова В.Н. ставит вопрос об отмене постановления должностного лица, решения судьи и прекращении производства по делу.
В судебное заседание явилась защитник начальника Управления УСЗН СВАО г. Москвы Кудряшовой В.Н. по ходатайству Нурмухамедов Р.Ш, который жалобу поддержал в полном объеме.
Представитель Управления административного производства Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 9.8 КоАП г.Москвы административным правонарушением признается переустройство (перепланировка, переоборудование) объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, без оформления разрешительных документов на переустройство (перепланировку, переоборудование) объекта нежилого фонда, а также возведение пристроек (надстроек) без постановки на учет и оформления прав владения.
Приложением 1 к Постановлению Правительства Москвы от 25 октября 2011 г. N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах" (далее - Постановление) установлены требования к переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах.
В п.2 указанного Приложения приведен перечень работ по переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах, производство которых затрагивает безопасность жизни и здоровья граждан, а также конструктивную прочность многоквартирного дома, осуществляемые на основе проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме, а в п. 3 - перечень работ по переустройству и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах, производство которых связано с передачей в пользование части общего имущества и (или) затрагивает архитектурный облик многоквартирного дома, осуществляемые на основе проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 17 Приложения 1 к Постановлению проведение работ, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящих Требований, осуществляется на основании решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме с последующим оформлением акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме и жилом доме в соответствии с административным регламентом, утвержденным настоящим постановлением (далее - административный регламент).
Контроль за проведением работ в ходе переустройства и (или) перепланировки жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме и жилом доме по выбору лица, владеющего указанным помещением на праве собственности, аренды, найма, пользования (далее - заявитель), осуществляется Мосжилинспекцией, индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, подготовившим проект переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме (далее - проектная организация), на основании договора об осуществлении авторского надзора, заключенного с заявителем.
Оформление акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещения в многоквартирном доме и жилом доме в соответствии с решением о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме и жилом доме осуществляется на основании заявления (запроса) физического лица, индивидуального предпринимателя и юридического лица, представленного в период действия указанного решения в соответствии с административным регламентом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, * года произведен осмотр объекта нежилого фонда, расположенного по адресу: *, в ходе которого установлено, что в многоквартирном жилом доме по указанному адресу расположено нежилое помещение с кадастровым номером * площадью *кв.м. *, находящееся в собственности города Москвы.
Указанное нежилое помещение предоставлено Департаментом городского имущества г. Москвы УСЗН СВАО г. Москвы в оперативное управление для использования в административных целях. По результатам осмотра установлено, что в подвальном помещении 1 в комнатах 2, 10 созданы входы (лестницы) в подвальное помещение с созданием дверных проемов во внешних ограждающих конструкциях (стены), в ком.10 во внешней ограждающей конструкции (стена) произведено изменение формы оконного проема, произведена установка межкомнатных перегородок с устройством комнат: 5 и 8 (уборная), 7 (умывальная), где произведена установка дополнительного инженерного оборудования (унитазы, раковины); на 1 этаже в помещении 4 в комнатах 9, 30 произведена установка дополнительного инженерного оборудования (раковина); в ком.4, 25, 31 во внешних ограждающих конструкциях (стенах) произведено изменение формы/ликвидация оконных проемов, в комн.25 (ранее ком.25, 26, 27) произведен демонтаж межкомнатных перегородок с устройством комнаты - уборная, где произведена установка дополнительного инженерного оборудования (раковина).
При этом, разрешительная документация на производство работ на переустройство (перепланировку, переоборудование) не получена, чем нарушены п.17 приложения 1, приложения 2 к Постановлению Правительства Москвы N5-8-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах".
По данным ЕГРЮЛ обязанности начальника Управления УСЗН СВАО г. Москвы с * года исполняет Кудряшовой В.Н.
Действия начальника Управления УСЗН СВАО г. Москвы Кудряшовой В.Н. в нарушение п. 17 Приложения 1, приложение 2 к Постановлению Правительства Москвы от 25 октября 2011 г. N 508-ПП "Об организации переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах" квалифицированы по ч. 1 ст. 9.8 КоАП г.Москвы.
Факт административного правонарушения и вина начальника Управления УСЗН СВАО г. Москвы Кудряшовой В.Н. в его совершении подтверждены доказательствами, имеющимися в материалах дела, в том числе: сообщением начальника УКОН по СВАО; протоколом о выявленных правонарушениях в сфере учета объектов нежилого фонда; выпиской из ЕГРЮЛ; рапортом инспектора об обнаружении административного правонарушения; актом осмотра нежилого помещения, принадлежащего на праве собственности г. Москве от * года с фотоматериалом; выпиской из технического паспорта на здание; поэтажным планом БТИ; договором управления объекта нежилого фонда с дополнительными соглашениями; иными материалами.
Между тем, судьей районного суда не учтено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.8 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, составляет два месяца со дня его совершения.
Согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока. Соответствующие разъяснения приведены в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.8 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях, характеризуется совершением конкретного действия по переустройству (перепланировке, переоборудованию) объектов нежилого фонда, находящихся в собственности города Москвы, без оформления соответствующих разрешительных документов, а также по возведению пристроек (надстроек) без постановки на учет и оформления прав владения.
Данное правонарушение является оконченным с момента совершения любого из действий, упомянутых в диспозиции указанной нормы, в связи с чем его нельзя отнести к категории длящихся.
Изложенное не было учтено должностным лицом административного органа и судебной инстанцией при вынесении обжалуемых актов.
Так, в ходе рассмотрения данного дела момент осуществления УСЗН СВАО г. Москвы переоборудования в отсутствие разрешительной документации должностным лицом административного органа не установлен.
Выражая несогласие с принятыми в отношении начальника Управления УСЗН СВАО г. Москвы Кудряшовой В.Н. актами его защитником последовательно приводились доводы о том, что перепланировка произведена в 2018 - 2019 г.г, однако эти доводы не получили надлежащей оценки судебной инстанции.
С учетом требований части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о том, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица, принимая во внимание то, что осуществление УСЗН СВАО г. Москвы работ по перепланировке (переустройству) без соответствующей разрешительной документации с момента передачи помещения Управлению УСЗН СВАО г. Москвы Кудряшовой В.Н. и его защитником отрицается, даты осуществления перепланировки (переустройства) помещения материалы дела не содержат, следует признать, что к моменту вынесения * года постановления должностного лица административного органа двухмесячный срок давности привлечения начальника Управления УСЗН СВАО г. Москвы Кудряшовой В.Н. к административной ответственности на основании части 1 статьи 9.8 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях истек.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Учитывая изложенное, постановление заместителя начальника Управления административного производства Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости г. Москвы) от 22 ноября 2021 года N 1104-НФ/9024744-21 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.8 КоАП Москвы, в отношении начальника Управления УСЗН СВАО г. Москвы Кудряшовой В.Н, решение судьи Бабушкинского районного суда г. Москвы от 14 марта 2022 г, подлежат отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с истечением срока давности привлечения названного лица к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь 30.6 6 - 30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление заместителя начальника Управления административного производства Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости г. Москвы) от 22 ноября 2021 года N *, решение судьи Бабушкинского районного суда г. Москвы от 14 марта 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.8 КоАП Москвы, в отношении начальника Управления УСЗН СВАО г. Москвы Кудряшовой В.Н, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья
Московского городского суда А.Н. Лашков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.