Судья Московского городского суда Новикова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе защитника ООО "ДСГ-1" Островской О.В. на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в адрес N 77/7-31043-21-ОБ/12-7562-И/18-1099 от 22 февраля 2022 года, решение судьи Люблинского районного суда адрес от 27 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ООО "ДСГ-1", УСТАНОВИЛ
08 февраля 2022 года главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в адрес фио составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ООО "ДСГ-1".
Постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в адрес N 77/7-31043-21-ОБ/12-7562-И/18-1099 от 22 февраля 2022 года фио, оставленным без изменения решением судьи Люблинского районного суда адрес от 27 мая 2022 года, ООО "ДСГ-1" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере сумма.
В настоящей жалобе защитник ООО "ДСГ-1" Островская О.В. просит об изменении постановления должностного лица и решения судьи районного суда в части административного наказания - замене административного штрафа на предупреждение. В обоснование жалобы указывает на то, что выявленное нарушение трудового законодательства не повлекло причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда, нарушение устранено.
ООО "ДСГ-1" о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, законный представитель, защитник в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли. При таких обстоятельствах, исходя из положений ст.ст. 25.4, 25.5 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда не нахожу, ввиду следующего.
Частью 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до сумма прописью; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до сумма прописью; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до сумма прописью.
В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"), в силу ч. 1 и ч. 3 ст. 3 которого, специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями - религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом.
Согласно ч. 1 и ч. 4 ст. 8 Федерального закона "О специальной оценке условий труда", обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в информационную систему учета в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а в отношении результатов проведения специальной оценки условий труда, содержащих сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Как следует из материалов настоящего дела, в ходе проведения 24 ноября 2021 года Государственной инспекцией труда в адрес проверки по соблюдению требований трудового законодательства, установлено, что ООО "ДСГ-1", находящимся по адресу адрес, нарушены требования ст.212 ТК РФ: работодателем ООО "ДСГ-1" не организовано проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах. Вместе с тем, согласно штатному расписанию ООО "ДСГ-1", утверждённому 15.02.2018 г, в организации числится 61 штатная единица.
Действия ООО "ДСГ-1" квалифицированы по ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "ДСГ-1" указанного административного правонарушения и его вина подтверждены совокупностью представленных в материалы дела доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении; решением о проведении внеплановой выездной проверки; актом проверки; предписанием об устранении выявленных нарушений; штатным расписанием ООО "ДСГ-1".
Перечисленные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченными на то должностными лицами Государственной инспекции труда в адрес, в рамках выполнения ими служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что в ходе осуществления своей деятельности ООО "ДСГ-1" приняты все зависящие от него меры по предупреждению совершения административного правонарушения в отсутствие каких-либо препятствий для соблюдения требований законодательства о проведении специальной оценки условий труда, действия общества по ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ квалифицированы правильно.
В данном случае возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у общества имелась, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.
Материалы дела свидетельствуют о том, что к выводу о виновности ООО "ДСГ-1" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и судья районного суда пришли на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Достоверность и допустимость доказательств проверены, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка, сомневаться в правильности, которой основания отсутствуют.
Оснований не согласиться с выводами судьи районного суда о доказанности виновности ООО "ДСГ-1" в совершении вмененного административного правонарушения не имеется. Совокупность исследованных судьей доказательств позволяет установить обстоятельства правонарушения и вину ООО "ДСГ-1" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено должностным лицом в пределах санкции ч.2 ст.5.27.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом конкретных обстоятельств, характера совершенного правонарушения, является справедливым и соразмерным содеянному, соответствует конституционным принципам дифференцированности, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Вопреки доводу жалобы, по настоящему делу должностное лицо и судья районного суда пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения, поскольку неисполнение ООО "ДСГ-1", согласно штатному расписанию которого в организации числится 61 штатная единица, обязанности по проведению специальной оценки труда на рабочих местах, свидетельствует о пренебрежительном отношении работодателя к исполнению обязанностей, возложенных на него законодательством.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны трактоваться в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, материалы дела не содержат.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, РЕШИЛ
Постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в адрес N 77/7-31043-21-ОБ/12-7562-И/18-1099 от 22 февраля 2022 года, решение судьи Люблинского районного суда адрес от 27 мая 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ООО "ДСГ-1", оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Новикова Е.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.