Судья Московского городского суда Хомякова Т.Г., с участием прокурора отдела Прокуратуры адрес фио, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника фио в интересах Богачевой Л.А. на постановление судьи Перовского районного суда адрес от 18 октября 2021 года, вынесенное в отношении в интересах Главы адрес Косино- адрес Москвы Богачевой Людмилы Алексеевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Перовского межрайонного прокурора адрес 27 мая 2021 года в отношении Главы адрес Москвы Богачевой Л.А. возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Дело передано на рассмотрение в Перовский районный суд адрес.
Постановлением судьи Перовского районного суда адрес от 18 октября 2021 года Глава Управы адрес Богачева Л.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере сумма.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник фио просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях Главы Управы адрес Богачевой Л.А. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ, ссылается на то, что распоряжением префекта адрес от 26 марта 2021 года N 153-В-РП Управа адрес не была включена в Перечень мест массового пребывания людей адрес, так как в ней действует внутриобъектовый режим, следовательно, у управы отсутствовала обязанность категорирования объекта, составления паспорта безопасности места массового пребывания людей; в здании управы действует внутриобъектовый режим, оно не может рассматриваться как территория общего пользования и место массового пребывания людей; из акта обследования и мониторинга одновременного пребывания и (или) передвижения людей на территории объекта следует, что на территории управы адрес- Ухтомский адрес одновременно находилось до 50 человек, в связи с чем не имелось оснований для категорирования объекта; судьёй районного суда нарушены требования ст. 24.1 КоАП РФ о полном, объективном и всестороннем выяснении обстоятельств дела.
В судебное заседание Глава Управы адрес Богачева Л.А, извещённая в установленном порядке, не явилась, уполномочила защитника фио на представление её интересов в суде второй инстанции, которая поддержала жалобу по изложенным в ней доводам.
Прокурор фиоЭ не возражала против удовлетворения жалобы, поскольку распоряжением префекта адрес от 26 марта 2021 года N 153-В-РП Управа адрес не была включена в Перечень мест массового пребывания людей адрес, оснований проведения категорирования объекта и составления паспорта безопасности места массового пребывания людей не имелось.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела, выслушав защитника фио, прокурора фио, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ наступает за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, статьями 11.15.1 и 20.30 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Согласно постановлению прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 27 мая 2021 года, в ходе проверки, проведённой 21 мая 2021 года, установлено нарушение Управой адрес, расположенной по адресу: адрес, главой которой является Богачева Л.А, требований законодательства о противодействии терроризму, а именно: в нарушение п.п. 9, 10, 13, 14 Требований к антитеррористической защищённости мест массового пребывания людей, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года N 272, своевременно не проведено категорирование места массового пребывания людей, не определена его 3 категория (место массового пребывания людей, в котором при определённых условиях может одновременно находиться от 50 до 200 человек); паспорт безопасности места массового пребывания людей не составлен.
Приведённые обстоятельства послужили основанием для привлечения Главы Управы адрес Богачевой Л.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ.
Между тем судья районного суда не учёл следующее.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ, выражается в нарушении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) либо воспрепятствовании деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, статьями 11.15.1 и 20.30 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооружённых Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом регулируются Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ).
На основании п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищённости объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года N 272 утверждены Требования к антитеррористической защищённости мест массового пребывания людей (далее - Требования), которые устанавливают порядок организации и проведения работ в области обеспечения антитеррористической защищённости мест массового пребывания людей (п. 1 Требований).
В соответствии с п. 2 Требований перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В перечень мест массового пребывания людей включаются места массового пребывания людей, собственниками которых или лицами, использующими места массового пребывания людей на ином законном основании (далее - правообладатели мест массового пребывания людей), не являются федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" и Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" или которые не относятся к сфере их деятельности, предполагающей использование места массового пребывания людей, а также не подлежат обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации.
Согласно п. 6 Требований категорирование мест массового пребывания людей проводится в целях установления дифференцированных требований к обеспечению их безопасности с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения в местах массового пребывания людей террористических актов и их возможных последствий.
Для проведения категорирования места массового пребывания людей и оценки состояния его антитеррористической защищенности решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, создается межведомственная комиссия по обследованию места массового пребывания людей (далее - Комиссия).
Комиссия создается в течение 30 дней со дня включения места массового пребывания людей в соответствующий перечень мест массового пребывания людей (п. 8 Требований).
Обследование места массового пребывания людей осуществляется в срок, не превышающий 30 дней со дня создания комиссии (п. 9 Требований).
В силу п. 13 Требований результаты работы комиссии в 10-дневный срок со дня обследования оформляются актом обследования и категорирования места массового пребывания людей, который составляется в произвольной форме, содержит сведения, подтверждающие принятие комиссией решения о присвоении месту массового пребывания людей соответствующей категории, выводы об эффективности существующей антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, а также рекомендации и перечень мер по приведению его антитеррористической защищенности в соответствие с настоящими требованиями.
На основании п. 14 Требований на каждое место массового пребывания людей в течение 30 дней после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности.
Из системного толкования приведённых норм следует, что проведение комиссией категорирования места массового пребывания людей и составление паспорта безопасности осуществляются после включения места массового пребывания людей в соответствующий перечень мест массового пребывания людей исполнительными органами государственной
власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Комиссия создаётся в течение 30 дней со дня включения места массового пребывания людей в соответствующий перечень мест массового пребывания людей.
На основании Положения о Префектуре административного округа адрес (приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 24 февраля 2010 года N 157-ПП) Префектура административного округа адрес (далее - Префектура) является территориальным органом исполнительной власти адрес, подведомственным Правительству Москвы. Префектура в рамках возложенных на неё полномочий координирует деятельность и осуществляет контроль за деятельностью находящихся в её ведении управ районов адрес; организует в установленном порядке мероприятия по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций террористического, природного или техногенного характера (п.п. 1.1, 1.3 и п. 2.7.25 Положения).
Распоряжением префекта административного округа адрес утверждается Перечень мест массового пребывания людей в административном округе адрес.
Как следует из представленных материалов, управа адрес по состоянию на момент выявления правонарушения 21 мая 2021 года не была включена в Перечень мест массового пребывания людей в адрес, утверждённый распоряжением Префекта адрес от 19 февраля 2020 года N 62-В-РП, и Перечень мест массового пребывания людей в адрес, утверждённый распоряжением префекта адрес от 26 марта 2021 года N 153-В-РП.
Управа адрес внесена в Перечень мест массового пребывания людей в адрес, утверждённый распоряжением префекта адрес от 14 октября 2021 года N 550-В-РП.
Таким образом, на момент выявления вменённого правонарушения 21 мая 2021 года и на день возбуждения настоящего дела об административном правонарушении - 27 мая 2021 года, в связи с отсутствием управы адрес- Ухтомский адрес в Перечне мест массового пребывания людей в адрес, утверждённым распоряжением префекта адрес от 26 марта 2021 года N 153-В-РП, обязанности по категорированию данного объекта и составлению паспорта безопасности места массового пребывания людей, то есть выполнению п.п. 9, 10, 13, 14 Требований, нарушение которых вменяется главе управы адрес Богачевой Л.А. в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, не имелось. Вина Богачевой Л.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ, не подтверждается материалами дела.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление судьи Перовского районного суда адрес от 18 октября 2021 года не может быть признано законным, в связи с чем оно подлежит отмене, а производство по делу, - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
Постановление судьи Перовского районного суда адрес от 18 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ, в отношении Главы управы адрес Богачевой Людмилы Алексеевны- отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья
Московского городского суда Т.Г. Хомякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.