Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Городкова А.В, судей Зеленского А.М. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-3410/2021) по кассационной жалобе ФСИН России, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 21 апреля 2022г. (N33а-1995\2022) по административному иску Пономарева А. В. к ФКУ ИК -19 УФСИН России по Республике Коми, ФКУ здравоохранения "Медико-санитарная часть N ФСИН", ФСИН о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пономарев А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 1 000 000 руб, компенсации за потерю фактического времени в размере 30 000 руб, указав в обоснование, что ему, как инвалиду, не были созданы соответствующие его здоровью условия содержания, а именно по прибытию в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми он был размещен на втором этаже здания исправительной колонии, в связи с чем ежедневно испытывал болевые ощущения, поднимаясь и спускаясь по лестнице.
Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от 21 декабря 2021г. в удовлетворении административного иска Пономарева А.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 21 апреля 2022г. решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 21 декабря 2021г. отменено, принято новое решение. С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Пономарева А.В. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 15 000 руб.
В кассационной жалобе ФСИН России, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми просят отменить апелляционное определение суда судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 21 апреля 2022г, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемого судебного постановления не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь его отмену в кассационном порядке.
Суд первой инстанции, установив факт нарушения условий содержания административного истца в период до 01 июля 2019 года, в тоже время пришел к выводу о пропуске Пономаревым А.В. срока обращения в суд, предусмотренного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и об отказе в удовлетворении требований административного истца по данному основанию.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал об отсутствии правовых оснований полагать, что Пономарев А.В. пропустил процессуальный срок обращения в суд, и установив факт нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, присудил компенсацию в размере 15 000 руб.
Согласно ч.1 ст.227.1 КАС РФ, лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания в исправительном учреждении одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) учреждения, может заявить требования о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении.
Условия содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся под стражей, а также осужденных определены Федеральным законом от 15 июля 1995г. N403-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016г. N295, Правилами внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденными приказом Минюста России от 14 октября 2005г. N189.
В пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018г. N47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии (статья 33 Конституции Российской Федерации, статья 2 Федерального закона от 02 мая 2006г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 10 июня 2008г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", пункт 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 26 апреля 2013г.N 67-ФЗ "О порядке отбывания административного ареста", пункт 7 статьи 17 Федерального закона от 15 июля 1995г. N 403-Ф3 "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", часть 4 статьи 12, статья 15 УИК РФ, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999г. N 420-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних").
В пункте 14 названого выше Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, указывается, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и иконных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Согласно части 6 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным беременным женщинам, осужденным кормящим матерям, несовершеннолетним осужденным, а также больным осужденным и осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, создаются улучшенные жилищно-бытовые условия и устанавливаются повышенные нормы питания.
Частью 7 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации определено, что порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 15 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, исходя из правового статуса отдельных категорий лишенных свободы лиц, судам необходимо учитывать конкретные обстоятельства, в том числе возраст, состояние здоровья, способность к самообслуживанию, а также заключения экспертов, проводивших медицинские экспертизы, свидетельствующие о нуждаемости этих лиц в определенных условиях содержания.
Например, помещение лишенных свободы лиц, не способных самостоятельно передвигаться либо страдающих жизнеугрожающими заболеваниями (состояниями), в условия, не учитывающие особенности их состояния здоровья, при отсутствии надлежащего ухода со стороны сотрудников органа или учреждения (в том числе оказания лицу помощи в перемещении, гигиенических процедурах) может свидетельствовать о нарушении условий содержания (часть 1 статьи 20, статья 21 Конституции Российской Федерации, часть 2 статьи 90, части 5, 6 статьи 99, статья 100, части 6, 7 статьи 101 УИК РФ, часть 3 статьи 62 КАС РФ).
Как следует из материалов дела, Пономарев А.В. отбывает наказание в ФКУ ПК-19 У ФСИН России по Республике Коми с 24 декабря 2018г, где по прибытию был распределен в карантинное отделение, а с 28 декабря 2018г. - в отряд N3; 02 апреля 2019г. убыл в ФЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, прибыл в ФКУ ИК-19 20 мая 2019г.; 31 августа 2019г. убыл в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, прибыл в ФКУ ИК-19 10 сентября 2021г.; 12 октября 2020г. убыл в ФЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, прибыл в ФКУ ИК- 19 02 ноября 2020г.; 04 мая 2021г. убыл в ФЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, прибыл в ФКУ ИК-19 28 июня 2021г, распределен в карантинное отделение, с 13 июля 2021 года распределен в отряд N 4.
Пономареву А.В. установлена вторая группа инвалидности, первая степень ограничения способности к самообслуживанию, вторая степень ограничения к передвижению и способности к трудовой деятельности (индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида N 475.5.11/2018(2)).
В соответствии с указанной выше программой, Пономареву А.В. положены следующие технические средства реабилитации, предоставляемые за счет средств федерального бюджета: ходунки с подмышечной опорой (1 шт.), поручни (перила) для самоподнимания прямые (линейные) (2 шт.).
Кроме того, с 01 июля 2018г. по 01 июля 2019г. согласно индивидуальной программе реабилитации и абилитации инвалида N475.5.1 1/2018(2) Пономарев А.В. нуждался в оборудовании жилого помещения, занимаемого инвалидом, специальными средствами и приспособлениями.
Таким образом, с учетом установления административному истцу в период с 01 июля 2018г. по 01 июля 2019г. инвалидности "данные изъяты" и положений ИПРА N ДД.ММ.ГГГГ/2018(2), на администрации Учреждении лежала обязанность по созданию для него особых условий содержания с учетом имеющихся у него заболеваний.
Несмотря на это, по прибытию в Учреждение Пономарев А.В. был распределен в отряд N 3, расположенный на втором этаже здания, при этом как следует из материалов дела, в том числе письменного отзыва административного ответчика, ходунками и поручнями Пономарев А.В. обеспечен лишь летом 2019г.
С 01 июля 2019г. Пономареву А.В. установлена инвалидность 3 группы. Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида N ДД.ММ.ГГГГ/2019 Пономареву А.В. установлена первая степень ограничения способности к самообслуживанию, к передвижению и способности к трудовой деятельности, в проведении мероприятий медицинской реабилитации или абилитации нуждается бессрочно.
С 01 июля 2019г. согласно ИПРА N ДД.ММ.ГГГГ Пономарев А.В. не нуждается в оборудовании жилого помещения, занимаемого инвалидом, специальными средствами и приспособлениями, при этом техническим средством реабилитации, предоставляемым за счет средств федерального бюджета- опорной тростью обеспечен.
Таким образом, Пономарев А.В, прибывший в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми для отбытия уголовного наказания в виде лишения свободы 24 декабря 2018г, будучи инвалидом второй группы, при этом ограниченным в передвижении, был поселен на второй этаж здания колонии, при этом техническими средствами реабилитации, в соответствии с ИПРА N ДД.ММ.ГГГГ/2018(2) своевременно не обеспечен.
Вопреки требованиям статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ, административным ответчиком не представлено доказательств создания в период проживания в отряде N 3 улучшенных жилищно-бытовые условия для Пономарева А.В, в том числе создание для него соответствующих условий проживания с учетом имеющихся у него нарушении функций нижних конечностей.
Следовательно, стороной административного ответчика не представлено допустимых и достоверных доказательств создания надлежащих условий содержания осужденного, являющегося инвалидом, в соответствии с требованиями закона, в то время как обязанность доказать отсутствие нарушений установленных правил и норм в силу положений пункта 3 частей 9 и 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложена на административных ответчиков.
Исходя из изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что условия содержания административного истца Пономарева А.В. в период с 24 декабря 2018г. по 02 апреля 2019г. и с 20 мая 2019г. до 01 июля 2019г. являлись ненадлежащими, при этом после изменения в 2019 году группы инвалидности со второй на третью условия содержания административного истца с 01 июля 2019г. соответствовали его возможностям по состоянию здоровья.
Принимая во внимание вышеизложенное, применительно к обстоятельствам настоящего дела, из которых следует, что Пономарев А.В. оспаривает действия (бездействия) административных ответчиков, нарушившие, по его мнению, условия содержания в исправительном учреждении с 28 декабря 2018г, где он содержится по настоящее время, что в свою очередь свидетельствует о длящемся характере правоотношений, суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что у суда первой инстанции не имелось оснований для вывода о пропуске трехмесячного срока обращения в суд.
Поскольку административным ответчиком не соблюдены требования выше приведенных нормативных актов, то у суда первой инстанции, с учетом ошибочности выводов о пропуске срока на обращение в суд, не имелось оснований для отказа в удовлетворении требований о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований в приведенной части.
При определении размера взыскиваемой в пользу Пономарева А.В. компенсации суд апелляционной инстанции учел конкретные обстоятельства, при которых допущены нарушения, характер, продолжительность нарушения прав и значимость последствий для Пономарева А.В, руководствуясь принципами разумности и справедливости, судебная коллегия приходит к выводу о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания в размере 15 000 рублей.
Выводы суда апелляционной инстанции являются верными, в апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Несогласие с выводами судов не является правовым основанием для отмены обжалуемых актов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 21 апреля 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми -без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 21 апреля 2022г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 21 сентября 2022г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.