Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Городкова А.В, судей Жидковой О.В, Корнюшенкова Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Маркушевской Л. П. (далее - Маркушевская Л.П.) на решение Кольского районного суда Мурманской области от 24 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 18 мая 2022 года по административному делу N 2а-112/2022 по административному исковому заявлению Маркушевской Л.П. к администрации Кольского района Мурманской области о признании незаконным решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Жидковой О.В, судебная коллегия
установила:
21 октября 2021 года в администрацию Кольского района Мурманской области поступило заявление Маркушевской Л.П. от 19 октября 2021 года о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, с приложенным пакетом документов.
Постановлением N 1343 от 19 ноября 2021 года администрацией Кольского района Мурманской области Маркушевской Л.П. отказано в принятии на указанный учет со ссылкой на наличие оснований, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Оспаривая правомерность данного постановления Маркушевская Л.П. 13 декабря 2021 года обратилась в суд с административным иском к администрации Кольского района Мурманской области о признании его незаконным, указав в обоснование заявленных требований, что не имеет в собственности жилья, не является нанимателем жилого помещения, не зарегистрирована по месту жительства на протяжении более 5 лет ввиду того, что в 2016 году лишилась жилья в результате мошеннических действий, в связи с чем обратилась в администрацию Кольского района Мурманской области с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, приложив необходимый пакет документов. Полагала, что у административного ответчика при указанных обстоятельствах отсутствовали основания для отказа в постановке ее на жилищный учет.
Просила также обязать администрацию Кольского района Мурманской области принять ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и взыскать с администрации Кольского района Мурманской области компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
Решением Кольского районного суда Мурманской области от 24 января
2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 18 мая 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной через Кольский районный суд Мурманской области 18 июля 2022 года и поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 26 июля 2022 года, Маркушевская Л.П. со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Указывает, что постановление администрации Кольского района МО об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, не содержит оснований и ссылок на нарушения, предусмотренных частью 1 статьи 54 ЖК РФ. Также полагает, что судами не принято во внимание, что в нарушение статьи 1 ЖК РФ органы местного самоуправления не обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище и не содействуют им, вследствие чего она на протяжении долгого времени остается без жилья, не имеет регистрации.
В возражениях на кассационную жалобу администрация Кольского района Мурманской области указывает на отсутствие оснований для ее удовлетворения, просит оставить судебные акты без изменения.
Определением судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 29 июля 2022 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Разрешая спор и отказывая Маркушевской Л.П. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Мурманской области от 08 октября 2015 года N 1899-01-ЗМО "Об отдельных вопросах в сфере регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования на территории Мурманской области", Административным регламентом, утвержденным Постановлением администрации муниципального образования Кольский район от 14 мая 2018 года N, оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и исходя из того, что с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении предоставляемом по договору социального найма Маркушевская Л.П. не представила документы, подтверждающие факт ее проживания на территории г.Колы, представление которых является обязательным, пришёл к выводу о наличии законных оснований для отказа в постановке административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Проверяя законность и обоснованность решения в апелляционном порядке, судебная коллегия с такими выводами суда согласилась и нормам материального и процессуального права выводы судов первой и апелляционной инстанции, исходя из установленных ими обстоятельств, не противоречат, поскольку из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, следует, что для признания решения, действия (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушения этим прав и законных интересов гражданина, совокупность которых в данном деле судами не установлена.
Жилищный кодекс Российской Федерации, являясь системообразующим правовым актом, устанавливающим правила регулирования жилищных отношений, закрепляет общие критерии нуждаемости граждан в жилье.
Одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы, либо отсутствие такого жилого помещения вовсе (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 54 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен закрытый перечень оснований для отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью - статьи 52 этого же Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.
Отношения, связанные с учётом граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставлением таких жилых помещений в Мурманской области регулируются Законом Мурманской области от 08 октября 2015 года N 1899-01-ЗМО "Об отдельных вопросах в сфере регулирования отношений по найму жилых помещений жилищного фонда социального использования на территории Мурманской области".
В частности, данный закон регулирует вопросы принятия на учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, отказа в принятии на указанный учет, снятия с такого учета.
Определение дохода граждан и постоянно проживающих совместно с ними членов их семей и стоимости подлежащего налогообложению их имущества в целях признания граждан нуждающимися в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования осуществляется в соответствии с Порядком учета и определения размера дохода и стоимости имущества для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет, установленным Законом Мурманской области от 7 июля 2005 года N 646-01-ЗМО (далее - Закон от 7 июля 2005 года N 646-01 - ЗМО).
Основания, при наличии которых граждане Российской Федерации принимаются на учет, установлены статьей 4 Закона от 07 июля 2005 года N 646- 01-ЗМО.
Согласно статье 6 Закона от 7 июля 2005 года N 646-01-ЗМО для принятия граждан на учет необходимы, в том числе, документы, содержащие сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи, составе семьи заявителя и степени родства (документ, выданный органом, осуществляющим регистрационный учет граждан, о регистрации в жилом помещении граждан по месту жительства или решение суда об установлении факта постоянного проживания).
Порядок предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений, документов, а также постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" на территории Кольского района Мурманской области регулируется административным регламентом, утвержденным Постановлением администрации муниципального образования Кольский район от 14 мая 2018 года N 475 (далее - Административный регламент).
Согласно пункту 1.2 Административного регламента, муниципальная услуга предоставляется физическим лицам постоянно или преимущественно проживающим на территориях сельских поселений Кольского района и города Кола Кольского района, либо их уполномоченным представителям, заинтересованным в получении муниципальной услуги.
В соответствии с пунктом 2.2.1 Административного регламента, органом, предоставляющим муниципальную услугу, является Администрация. Непосредственное предоставление муниципальной услуги осуществляется Управлением муниципальным имуществом администрации Кольского района (далее - Управление).
Пунктом 2.6.2 Административного регламента (в редакции постановления администрации муниципального образования Кольский район от 2 декабря 2020 года N 1360, действовавшей на момент возникновения рассматриваемых правоотношений), установлен перечень документов, которые должны быть представлены к заявлению на предоставление муниципальной услуги, в том числе к указанному заявлению должна быть приложена справка о регистрации по месту жительства и составе семьи граждан (форма N 9) или решение суда об установлении факта постоянного проживания (абзац 9 подпункта 2.6.2 Административного регламента).
В части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации перечислены основания, при наличии которых допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Такой отказ допускается в частности, если заявителем представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пункт 2 настоящей статьи).
Как следует из материалов дела, до 2016 года местом жительства Маркушевской Л.П. являлась принадлежащая ей на праве собственности квартира, расположенная по адресу/: "адрес".
12 июля 2016 года после продажи квартиры Маркушевская Л.П. была снята с регистрационного учета по указанному адресу.
26 октября 2017 года следственным отделом Кольского района Мурманской области было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.159 УК РФ, по которому Маркушевская была признана потерпевшей. Из данного постановления следует, что неустановленное лицо из корыстных побуждений, действуя путем обмана и злоупотребления доверием, не передало Маркушевской Л.П. денежные средства от продажи вышеназванной квартиры.
19 октября 2020 года производство по уголовному делу было приостановлено в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности.
Указанные обстоятельства подтверждаются содержащимся в материалах дела решением Кольского районного суда Мурманской области от 21 апреля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллеги по гражданским делам Мурманского областного суда от 4 августа 2021 года по гражданскому делу N.
До настоящего времени Маркушевская Л.П. не имеет регистрации на территории Мурманской области.
Судами также установлено, что обращаясь 19 октября 2021 года в администрацию Кольского района Мурманской области с заявлением о постановке ее на жилищный учет, Маркушевская Л.П. не представила документы, достоверно подтверждающие, что она постоянно или преимущественно проживает на территориях сельских поселений Кольского района и города Колы Кольского района Мурманской области.
Поскольку суды установили, что документы, предусмотренные абзацем 9 пунктом 2.6.2 Административного регламента (справка о регистрации ф.9 либо решение суда об установлении факта проживания на территории г.Кола) Маркушевской Л.П. при подаче заявления о постановке на жилищный учет не были представлены, оснований полагать ошибочными их выводы о законности оспариваемого постановления, не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы о том, что оспариваемое постановление не соответствует требованиям части 2 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, основание отказа в принятии Маркушевской Л.П. на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях в данном постановление отражено, поскольку в нем имеется ссылка на пункт 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Кроме того, судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции считает необходимым отметить, что согласно возражениям администрации Кольского района Мурманской области на кассационную жалобу Маркушевской Л.П, решением Кольского районного суда Мурманской области от 25 февраля 2022 года по делу N 2-327/2022 удовлетворены ее требования об установлении факта постоянного проживания на территории г.Колы, в связи с чем на основании заявления последней от 30 марта 2022 года, с которым она повторно обратилась в администрацию Кольского района по вопросу постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договорам социального найма с вышеуказанным судебным решением, постановлением администрации Кольского района Мурманской области N 662 от 25 мая 2022 года последняя была признана малоимущей и нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, что также свидетельствует о правильности выводов судов об отсутствии у администрации Кольского района Мурманской области на момент вынесения оспариваемого постановления оснований для постановки административного истца на жилищный учет по мотиву непредставления заявителем документов, предусмотренных абзацем 9 пункта 2.6.2 Административного регламента.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Кольского районного суда Мурманской области от 24 января 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 18 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Маркушевской Л.П. - без удовлетворения.
Решение Кольского районного суда Мурманской области от 24 января 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от 18 мая 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий:
Судьи:
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 5 октября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.