Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 июля 2021 года (N 2-3376/2021) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми от 25 апреля 2022 года (N 33а-2669/2022) по административному исковому заявлению Попова А.В. к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, ФСИН России, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Поповой Е.В, полагавшей судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Попов А.В. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда в размере 500000 рублей, в обоснование которого указал, что в связи с изменением кассационным определением приговора Верховного Суда Республики Коми от 28 июня 2007 года, которым он был осужден по части 2 статьи 105 УК РФ к пятнадцати годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, он был этапирован в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, где в период с 16 января 2019 года по 5 марта 2019 года содержался с нарушениями условий содержания.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Прокуратура Республики Коми.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми от 25 апреля 2022 года, требования Попова А.В. удовлетворены частично. Взыскана с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Попова А.В. компенсация морального вреда в размере 1000 рублей. В удовлетворении исковых требований Попова А.В. к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда отказано.
В кассационной жалобе на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 25 апреля 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 4 августа 2022 года, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми ставят вопрос об отмене судебных актов, полагая их незаконными и необоснованными, либо о снижении размера взысканной компенсации.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Судами установлено, что в период с 16 января 2019 года по 6 марта 2019 года Попов А.В. для участия в судебном разбирательстве в качестве осужденного приговором Верховного Суда Республики Коми от 28 июня 2007 года содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми.
В соответствии со статьей 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденный Попов А.В. содержался в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", но на условиях отбывания им наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
Руководствуясь положениями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными Приказом Минюста Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295, Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14 октября 2005 года N 189, Приказом Минстроя России от 20 октября 2017 года N 1454/пр "Об утверждении свода правил "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", на основании представленных в материалы административного дела доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что условия содержания Попова А.В. не в полной мере соответствовали требованиям действующего законодательства, установив отсутствие горячего водоснабжения в камерах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми в период содержания в них Попова А.В. с 16 января 2019 года по 5 марта 2019 года, в связи с чем взыскал в пользу административного истца денежную компенсацию на основании статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
С указанными выводами согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов основаны на правильном применении норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Оснований полагать размер указанной компенсации не отвечающим требованиям разумности и справедливости, не способствующим восстановлению нарушенных в результате ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении прав административного истца, либо чрезмерным суд кассационной инстанции не находит.
Приведенные в кассационной жалобе доводы сводятся к несогласию с изложенными выводами судов, оценкой фактических обстоятельств дела, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, однако, оспариваемые судебные акты постановлены исходя из собранных по делу доказательств в их совокупности, которые получили оценку судов с учетом требований статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Несогласие заявителя с данной оценкой направлено на переоценку доказательств, что в силу статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми от 25 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Коми - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 июля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми от 25 апреля 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 19 октября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.