Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Жидковой О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Багрецова Г.В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 февраля 2022 года (N 2а-823/2022) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 25 апреля 2022 года (N 33а-2646/2022) по административному исковому заявлению Багрецова Г.В. к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о присуждении компенсации за нарушения условий содержания, взыскании компенсации.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Багрецов Г.В. обратился в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-1 УФСИН России о Республике Коми о взыскании компенсации в размере 1 800 000 руб, ссылаясь на незаконное лишение его возможности получить среднее профессиональное образование, указав, что с 7 февраля 2010 года он неоднократно обращался к администрации исправительного учреждения с письменными и устными заявлениями о направлении в профессиональное образовательное учреждение для обучения по профессии тракторист, однако ему необоснованно отказывают, мотивируя тем, что обучение лиц, находящихся в строгих условиях отбывания наказания, невозможно. Полагает, что отказ исправительного учреждения является незаконным, нарушено его право на обучение, труд и пенсионное обеспечение.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице ФСИН России, в качестве третьих лиц УФСИН по Республике Коми и ФКП образовательное учреждение N 23 ФСИН России.
Определением от 19 января 2022 года Сыктывкарский городской суд Республики Коми перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 25 апреля 2022 года, в удовлетворении требований Багрецова Г.В. к ФСИН России, ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми отказано.
В кассационной жалобе на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 25 апреля 2022 года, поступившей в суд первой инстанции 4 августа 2022 года, Багрецов Г.В. ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их незаконными и необоснованными, настаивая на доводах иска.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Из материалов административного дела следует, что административный истец отбывает уголовное наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми с 7 февраля 2010 года по настоящее время.
На базе ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми профессиональное обучение осужденных осуществляется ФКП образовательным учреждением N 23 ФСИН России, в том числе по профессии тракторист категории "В" и "С".
Постановлением N 137 от 13 ноября 2008 года Багрецов Г.В. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, Постановлением N 140 от 13 ноября 2008 года переведен в строгие условия отбывания наказания (далее - СУОН) с 21 ноября 2008 года.
Согласно части 4 статьи 108 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, части 9 статьи 80 Федерального закона от 29 декабря 2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" лица, осужденные к лишению свободы, вправе получать среднее профессиональное и высшее образование в заочной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования с учетом требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации к отбыванию соответствующего вида наказания.
В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Статьей 11 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что осужденные обязаны соблюдать условия отбывания наказаний. В частности, такие условия регламентированы в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295. Нарушение этих Правил влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 147 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295 (действующих в рассматриваемый судом период) лица, обучающиеся в образовательных организациях очно, очно-заочно, заочно, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий в общеобразовательных организациях, образовательных организациях среднего профессионального образования и высшего образования и непосредственно на рабочих местах во время производственной деятельности, в период пребывания в строгих условиях отбывания наказания исправительных колоний на занятия не выводятся.
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Такие ограничения могут быть связаны с применением уголовного наказания в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления, на которых при исполнении наказания оказывается специфическое воздействие, выраженное в лишении некоторых прав и свобод и возложении определенных обязанностей.
Исходя из системного толкования действующего законодательства, при оценке права того или иного осужденного на получение высшего образования учитываются не только формальные требования Уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, но также вид исправительного учреждения, возможность организации в нем учебного процесса, связанные с данным обстоятельством ограничения и возможности, поведение самого осужденного, который в данном случае за время отбывания наказания признан злостным нарушителем дисциплины.
Также судами учтено, что Багрецов Г.В. с заявлениями о принятии его на обучение в ФКП образовательное учреждение N 23 не обращался. Обращение административного истца, адресованное ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Коми, рассмотрено по существу, в адрес Багрецова Г.В. направлен мотивированный ответ, который им получен.
Суд первой и апелляционной инстанций дали надлежащую оценку всем обстоятельствам по делу, неправильного применения норм материального права, нарушений норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных постановлений, по настоящему административному делу не допущено.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда и апелляционном определении мотивированными, в кассационной жалобе по существу не опровергнутыми.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 25 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Багрецова Г.В. - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 25 апреля 2022 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 12 октября 2022 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.