Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зеленского А.М.
судей Морозковой Е.Е, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Зиновьева Г. А. на решение Сысольского районного суда Республики Коми от 02 июня 2022 года и апелляционное определение судьи Верховного Суда Республики Коми от 18 июля 2022 года по административному делу N 2а - 87/2022 по административному исковому заявлению Зиновьева Г. А. к МО МВД России "Сысольский", Управлению Федерального казначейства по Республике Коми о взыскании компенсации за ненадлежащие условия конвоирования.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, судебная коллегия
установила:
Зиновьев Г.А. обратился в суд с иском к МО МВД России "Сысольский" о взыскании компенсации за ненадлежащие условия конвоирования автомобильным транспортом в размере 280000 рублей.
В обоснование заявленных требований указал, что осужден Сысольским районным судом Республики Коми к 3 годам лишения свободы. В настоящее время содержится в ФКУ СИЗО-2 УФСИН РФ по Республике Коми. Следствие и судебное разбирательство по уголовным делам в отношении него длилось 6 месяцев и в этот период он неоднократно этапировался из ФКУ СИЗО - 2 УФСИН РФ по Республике Коми в ИВС МО МВД России "Сысольский" по адресу: "адрес"ёная, "адрес"Б, на расстояние 450 км.
08 ноября 2021 года он был этапирован из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в МО МВД России "Сысольский" в спецавтомобиле марки "Буханка", который предназначен для этапирования лиц, содержащихся под стражей на короткие расстояния - не более 130 км. При этом был помещен в камеру - бокс металлический, размером 0, 16 кв.м. (0, 4 х 0.4). Административный истец указал на недостаточное место в указанной камере, причинявшее ему дискомфорт, не хватало кислорода, болела голова. Нехватка воздуха вызывала на стенах конденсат, отчего одежда истца становилась сырой, что впоследующем способствовало заболеваниям простудой и болям в коленных суставах, так как колени упирались в металлические сырые холодные стены. В камере также отсутствовали ремни безопасности, сиденья деревянные без обшивки. Весь путь следования приходилось ехать в большом напряжении, чтобы избежать. ударов о железные детали камеры. Истец был лишён возможности на пути следования справить свои физиологические потребности, за 7 часов этапирования его выводили один раз в туалет. Также административный истец испытывал чувство голода, так как не мог употребить продукты питания, в данных условиях сделать это было невозможно. В указанных, условиях он этапировался дважды: 21 октября 2021 года - из ИВС МО России "Сысольский" в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми, 08 ноября 2021 года ? из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в ИВС МО МВД России "Сысольский". Каждое этапирование проводки сотрудники МО МВД России "Сысольский".
Решением Сысольского районного суда Республики Коми от 02 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Верховного Суда Республики Коми от 18 июля 2022 года, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 29 августа 2022 года Зиновьев Г.А. просит об отмене судебных актов и вынесении решения об удовлетворении требований, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3 указанной нормы).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ).
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Таким образом, государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
В соответствии со статьёй 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" на полицию возлагается, в числе прочих, обязанность по конвоированию содержащихся в следственных изоляторах уголовно - исполнительной системы осужденных и заключенных под стражу лиц, для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве и охранять указанных лиц во время производства процессуальных действий.
Конвоирование лиц, заключенных под стражу (подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений) осуществляется на основании Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утверждённого приказом МВД России от 07 марта 2006 года N 140дсп в специальных автомобилях.
В соответствии с пунктом 246 приказа МВД России от 07 марта 2006 года N 140дсп "Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых" (в редакции 1015 дсп от 25 декабря 2013 года) при конвоировании по плановым и автодорожным маршрутам через каждые 3-4 часа движения в зависимости от обстановки и категории конвоируемых и решению начальника (старшего) конвоя могут делаться остановки продолжительностью 10-15 минут для осмотра кузова спецавтомобиля и отправления конвоируемыми естественных надобностей. Пункты остановок предусматриваются планом охраны, как правило, в местах расположения территориального органа МВД России, а при их отсутствии на местности, позволяющей обеспечить надежную охрану подозреваемых и обвиняемых, и их изоляцию от посторонних граждан. Во время остановок начальник (старший) конвоя организует наружную охрану специального автомобиля и в случае необходимости вывод конвоируемых на оправку (по одному в сопровождении двух конвоиров). Двери камер после каждого вывода из них подозреваемых и обвиняемых должны закрываться на замки.
Согласно Наставлению и Федеральному закону N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" охрана, конвоирование и содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства и не должны сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. Подозреваемые и обвиняемые, находящиеся под стражей, передвигаются под конвоем.
В соответствии с пунктом 192 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утверждённого приказом МВД России от 07 марта 2006 года N 140дсп, транспортировка заключенных производилась в специализированных автомобилях, которые изготовлены в соответствии с Правилами стандартизации "Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Рабочие салоны спецавтомобилей оборудованы каркасными камерами для содержания подозреваемых и обвиняемых, во всех камерах установлены лавки (сидения) жесткой конструкции, оборудованные спинками, системами жизнеобеспечения, предназначенными для создания и поддержания оптимальных физических параметров воздушной среды в кузовах, и состоят из систем отопления, освещения и вентиляции воздуха.
Специальные автомобили предназначены для конвоирования только сидящих подозреваемых и обвиняемых. Ежедневно перед посадкой подозреваемых, обвиняемых в специальный автомобиль, начальник (старший) конвоя проверяет его техническую готовность и укрепленность, отсутствие предметов и оборудования, не предусмотренных Наставлением или иными нормативными правовыми актами МВД России.
Согласно порядку посадки конвоируемых лиц в специализированный автомобиль (пункт 241 Наставления) конвоируемые лица размещаются в кузове автомобиля по камерам, конвоир запирает двери камер на ключ и передает ключи начальнику конвоя. Иной порядок перевозки в специализированном автотранспорте подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в частности, вне камер, не предусмотрен.
Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, установлено, что число перевозимых людей в кузове грузового автомобиля, а также салоне автобуса, осуществляющего перевозку на междугороднем, горном, туристическом или экскурсионном маршруте, не должно превышать количества оборудованных для сидения мест (пункт 22.3), запрещено перевозить людей сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства (пункт 22.8).
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года N 47 в пункте 18 разъяснено, что при оспаривании условий перевозки лишенных свободы лиц судам необходимо иметь в виду, что она всегда должна осуществляться гуманным и безопасным способом. В связи с этим при оценке того, являются ли условия перевозки надлежащими, необходимо учитывать в том числе соблюдение требований по обеспечению безопасности перевозок соответствующим видом транспорта, пассажировместимость транспортного средства, длительность срока нахождения указанных лиц в транспортном средстве, площадь, приходящуюся на одного человека, высоту транспортного средства, его достаточные освещенность и проветриваемость, температуру воздуха, обеспеченность питьевой водой и горячим питанием при длительных перевозках, предоставление возможности перевозить с собой документы, необходимые для реализации установленных законом процессуальных прав и обязанностей, наличие возможности обращения к сопровождающим лицам, соответствие условий перевозки состоянию здоровья транспортируемого лица.
Судами первой и второй инстанции установлено и следует из материалов дела, что обвиняемый Зиновьев Г.А. конвоировался совместным конвоем МОМВД России "Сысольский" и ОМВД России по Прилузскому району для производства следственных действий 21 октября 2021 года из ИВС МО МВД России "Сысольский" в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми и 08 ноября 2021 года из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в ИВС МО МВД России "Сысольский".
В соответствии с приказом УФСИН России по Республике Коми от 02 июня 2020 года N 239 "О закреплении за районами Республики Коми" Сысольский район закреплён за ФКУ СИЗО-2 УФСИН по Республике Коми, расположенном в г. Сосногорск.
Судом установлено, что согласно представленным путевым журналам ООиКПиО ИВС МОМВД России "Сысольский" от 28 августа 2020 года N 2781, а так же рапортам о разрешении на выезд от 20 октября 2021 года и 05 ноября 2021 года Зиновьев Г.А. конвоировался совместным конвоем группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изоляторов временного содержания МО МВД России "Сысольский", группы охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ОМВД России по Прилузскому району на специальных автомобилях, а именно:
- 21 октября 2021 года из ИВС МО МВД России "Сысольский" в ФКУ СИЗО - 2 УФСИН России по Республике Коми на автомобиле ГАЗ-3302 г.р.з У1951 11, рассчитанном для перевозки спецконтингента в количестве 7 человек, фактическая численность перевозимых лиц - 6 человек, спецавтомобилем ОМВД по Прилузскому району;
- 08 ноября 2021 года из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в ИВС МО МВД России "Сысольский" на автомобиле УАЗ-396221-41 М 0035, рассчитанном для перевозки спецконтингента в количестве 4 человек, фактическая численность перевозимых лиц - 3 человека, спецавтомобилем МО МВД России "Сысольский".
Расстояние от ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми до ИВС МО МВД России "Сысольский" составляет 430 км, время движения с учётом метеорологических условий, ограничения скорости движения, состояния транспортного средства составляет 7-8 часов.
Судом установлено, что используемые органами внутренних дел спецавтомобили изготавливаются и сертифицируются в соответствии с требованиями Технического регламента таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года N 877.
Транспортные средства изготовлены на предприятии, имеющем соответствующее одобрение транспортного средства, выданное органом по сертификации продукции. В соответствии с полученными одобрениями транспортные средства соответствуют установленным в Российской Федерации требованиям к механическим транспортным средствам. Таким образом, законность эксплуатации транспортных средств, предназначенных для перевозки лиц, заключенных под стражу, не может подвергаться сомнению, поскольку одобрение типа транспортного средства выдается в соответствии с правилами по сертификации.
В соответствии с правилами сертификации, помимо общих требований, предъявляемых к механическим транспортным средствам, к автомобилям, осуществляющим перевозку лиц, заключенных под стражу, предъявляются специальные технические требования ? Правила стандартизации ПР 78.01.0024-2010, ПР 78.01.0024-2016 "Автомобили оперативно-служебные для перевозки подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Конструктивные особенности специальных автомашин предполагают наличие общих и одиночных камер и установленными для них нормами площади, их вентиляцию, которая производится за счет вентиляционных отверстий в двери, отопление рабочего салона и его освещение, в том числе камер. Органом по сертификации произведено одобрение транспортных средств, они полностью соответствуют установленным в Российской Федерации требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств. Отсеки для подозреваемых и обвиняемых, в том числе размеры, двери, стенки, сидения, камеры и их оборудование, производятся в соответствии с ГОСТом и Наставлением, утвержденным приказом Минюста России от 04.09.2006 N 279.
Из путевых журналов следует, что в заявленный административным истцом период 21 октября 2021 года и 08 ноября 2021 года норма вместимости при конвоировании Зиновьева Г.А. была соблюдена, превышения численности спецконтингента не было.
Камеры специальных автомобилей при конвоировании Зиновьева Г.А. были оборудованы системой обогрева и вентиляции, были исправными как в пути следования, так и после завершения конвоирования, все системы: освещение, вентиляция, отопление находились в рабочем состоянии, что подтверждается отметками в путевых журналах; конструкция специальных автомобилей не предусматривает наличие ремней безопасности, а также столов и мягких полок для сидения, перед каждой отправкой производилась полная проверка работоспособности систем автомобиля.
Судом установлено, что спецавтомобили ежегодно комиссионно обследуются, о чём составляется акт технического обследования.
Спецавтомобиль УАЗ 396221 М 0035 был комиссионно обследован 29 октября 2021 года, спецавтомобиль ГАЗ-3302 г.р.з. У1951 11 был комиссионно обследован 28 октября 2021 года, что подтверждается соответствующими актами.
Согласно записям в путевом журнале ООиКПиО ИВС МОМВД России "Сысольский" от 28 августа 2020 года N 2781 в даты перевозки Зиновьева Г.А. 21 октября 2021 года и 08 ноября 2021 года конвой осуществлял заезд в ОМВД России по Княжпогостскому району для организации приёма пищи и оправления естественных надобностей, о чём имеется отметка в путевом журнале.
21 октября 2021 года административный истец этапирован из ИВС МОМВД России "Сысольский" в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в 10:55 на спецавтомобиле ГАЗ 3302, г/н у 1951 11. Заезд осуществлен по пути следования в 15:00.
08 ноября 2021 года административный истец конвоировался из ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Коми в ИВС МОМВД России "Сысольский" на спецавтомобиле УАЗ 39622, г/н м0035 11. Заезд осуществлен по пути следования в 19:13.
Судом установлено, что Зиновьев Г.А. на время его конвоирования был обеспечен питанием, сухим пайком, что не оспаривается им самим.
Согласно записям в Журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС МОМВД России "Сысольский" от 18 марта 2020 года N 2735, в Журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС МО МВД России "Сысольский" этапный от 13 марта 2021 года N 2923, сведений об обращениях Зиновьева Г.А. за медицинской помощью с признаками простудных заболеваний, а также с болями в коленных суставах при прибытии в ИВС МО МВД России "Сысольский" 08 ноября 2021 года не имелось. С жалобами на головную боль либо ещё какими-либо жалобами на здоровье в период конвоирования 21 октября 2021 года и 08 ноября 2021 года административный истец к сотрудникам ИВС не обращался.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что заявленные периоды времени условия конвоирования административного истца соответствовали требованиям стандартов, испытываемые Зиновьевым Г.А. неудобства в связи с его перевозкой не превышали тот уровень страданий, который неизбежен при ограничении свободы.
Обстоятельств, свидетельствующих о жестоком и бесчеловечном обращении в отношении Зиновьева Г.А, нарушении его прав и свобод, включая право на уважение достоинства личности, гарантированное статьёй 21 Конституции Российской Федерации и статьёй 3 Конвенции о защите основных прав и свобод, в ходе рассмотрения дела не установлено.
Используемые органами внутренних дел спецавтомобили изготавливаются и сертифицируются в соответствии с требованиями Технического регламента таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств", утверждённого Решением Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011 года N 877.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Доводы кассационной жалобы об обратном не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сысольского районного суда Республики Коми от 02 июня 2022 года и апелляционное определение судьи Верховного Суда Республики Коми от 18 июля 2022 года по административному делу N 2а - 87/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу Зиновьева Г. А. - без удовлетворения.
Решение Сысольского районного суда Республики Коми от 02 июня 2022 года, апелляционное определение судьи Верховного Суда Республики Коми от 18 июля 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.