Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Зеленского А.М, Судей: Морозковой Е.Е, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационным жалобам ФСИН России, УФСИН России по Республике Карелия и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Карелия на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 19 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 04 августа 2022 года по административному делу N 2а - 3154/2022 по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Республики Карелия к ФСИН России, УФСИН России по Республике Карелия, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Карелия о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по устранению нарушения требований законодательства.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения представителя ФСИН России, УФСИН России по Республике Карелия Демидовой С.А, представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Карелия Никифорова В.В... поддержавших доводы кассационных жалоб, пояснения представителя прокуратуры Республике Карелия Поповой Е.В, возражавшей против удовлетворения кассационных жалоб, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Первый заместитель прокурора Республики Карелия обратился с административным иском к ФСИН России, УФСИН России по Республике Карелия, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Карелия, ФКУ СИЗО - 2 УФСИН России по Республике Карелия о признании незаконным бездействия административных ответчиков в части несоблюдения требований уголовно - исполнительного законодательства по обеспечению нормы санитарной площади для лиц, содержащихся в камерах следственного изолятора (4 кв. м на одного человека), и о возложении обязанности устранить допущенное нарушение.
Определением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 4 мая 2022 г. из материалов настоящего административного дела были выделены требования прокурора к ФКУ СИЗО - 2 УФСИН России по Республике Карелия, и административное дело в указанной части передано на рассмотрение в Сегежский городской суд Республики Карелия.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 19 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 04 августа 2022 года, административный иск удовлетворен. Признано незаконным бездействие УФСИН России по Республике Карелия и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Карелия в части несоблюдения нормы санитарной площади для лиц, содержащихся в камерах ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Карелия, не менее 4 кв. метров на одного человека, на административных ответчиков возложена обязанность обеспечить лиц, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Карелия, нормой санитарной площади в камере из расчета 4 кв. м на одного человека.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 02 сентября 2022 года, представитель ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Карелия просит об отмене судебных постановлений и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Указали, что нарушение санитарной нормы площади камер вызванное перелимитом спецконтингента, допущено не по вине СИЗО и не зависит от действий (бездействия) администрации СИЗО, которая лишена возможности отказать в принятии вновь поступающих лиц, не имеет финансовой возможности строить дополнительные помещения.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 02 сентября 2022 года, представитель ФСИН России, УФСИН России по Республике Карелия просит об отмене судебных постановлений и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований, полагая, что они постановлены с неправильным применением норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в ходе проведения надзорных мероприятий, проводимых прокуратурой Республики Карелия на системной основе, выявлено, что в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Карелия длительное время не выполняется требование Федерального закона от 15.07.1995 N 103 - ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Так, на протяжении 2021 г. и в текущем году СИЗО-1 заполняется подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными сверх установленного лимита, в связи с этим не соблюдаются требования части 5 статьи 23 Федерального закона N 103 - ФЗ о норме санитарной площади в камерах в размере 4 кв. м на человека.
С целью устранения СИЗО - 1 нарушений требований закона о норме санитарной площади в камере в размере 4 кв. м на одного человека прокуратурой Республики Карелии неоднократно вносились представления в адрес начальника УФСИН России по Республике Карелия (02.09.2021, 26.10.2021, 09.12.2021, 24.01.2022).
В ответах на представления сообщалось, что вопросы наполнения следственных изоляторов держатся УФСИН России по Республике Карелия на контроле, принимаются меры к перераспределению обвиняемых и осужденных между следственными изоляторами, однако требования о норме санитарной площади в камерах оставались не исполненными.
01 апреля 2022 года, полагая, что административными ответчиками допускается незаконное бездействие по неустранению нарушений федерального законодательства, а ответы на меры прокурорского реагирования являются формальными, прокурор обратился в суд с настоящим административным иском.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что отсутствие финансирования не освобождает административных ответчиков от обязанности соблюдать требования действующего законодательства по недопущению нарушений прав и законных интересов лиц, содержащихся в СИЗО-1.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда первой и апелляционной инстанций.
В силу части 2 статьи 1 Уголовно - исполнительного кодекса Российской Федерации задачами уголовно - исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
В силу статьи 23 Федерального закона N 103-ФЗ норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 настоящего Федерального закона.
Подозреваемые и обвиняемые женщины могут иметь при себе детей в возрасте до трех лет. Норма санитарной площади в камере на каждого ребенка в возрасте до трех лет, находящегося вместе с матерью, устанавливается в размере не менее четырех квадратных метров (статья 30 Федерального закона N ЮЗ-ФЗ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав и исполнение ими своих обязанностей в соответствии с Федеральным законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
Согласно подпункту 3 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. В силу подпункта 6 пункта 3 указанного Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
С учетом установленных обстоятельств дела, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судов об удовлетворении административного иска, являются правильными, основанными на нормах действующего законодательства.
Доводы кассационных жалоб об отсутствии соответствующего финансирования, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и были правомерно отклонены, ввиду того, что отсутствие у учреждения возможности обеспечить надлежащие условия содержания независимо от причин не снимает с него этой обязанности и не может освобождать от ответственности за допущенные нарушения.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 19 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 04 августа 2022 года по административному делу N 2а - 3154/2022 - оставить без изменения, кассационные жалобы ФСИН России, УФСИН России по Республике Карелия и ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Карелия - без удовлетворения.
Решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 19 мая 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 04 августа 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.