Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Зеленского А.М, судей: Морозковой Е.Е, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения Следственный изолятор N5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт- Петербургу и Ленинградской области, Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико - санитарная часть N 78" Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации на решение Василеостровского районного суда Санкт - Петербурга от 25 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 14 марта 2022 года, по административному делу 2а - 428/2021 по административному исковому заявлению Шевченко В. В. к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор N5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт - Петербургу и Ленинградской области, Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт - Петербургу и Ленинградской области, Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Медико - санитарная часть N 78" Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению "Управление по конвоированию" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Изолятору временного содержания Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Российской Федерации, в лице главных распорядителей бюджетных средств Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации, о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами
Российской Федерации условий содержания под стражей..
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав пояснения представителя Федерального казенного учреждения Следственный изолятор N5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Федерального казенного учреждения Следственный изолятор N1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт - Петербургу и Ленинградской области, Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико - санитарная часть N 78" Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Берзон Т.В, представителя Федерального казенного учреждения "Управление по конвоированию" Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Хруп Я.С, поддержавших доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Шевченко В.В. обратился в Василеостровский районный суд Санкт - Петербурга с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений, просил признать незаконными действия (бездействия) Федерального казенного учреждения Следственный изолятор N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт - Петербургу и Ленинградской области, Федерального казенного учреждения Следственный изолятор N1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт - Петербургу и Ленинградской области, Изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт - Петербургу и Ленинградской области, выразившиеся в нарушении условий содержания под стражей, а также взыскать с Российской Федерации, в лице главного распорядителя бюджетных средств Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, за нарушение установленных законодательством и международными договорами Российской Федерации условий содержания в Федеральном казенном учреждение Следственный изолятор N5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт - Петербургу и Ленинградской области, Федеральном казенном учреждение Следственный изолятор N1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт - Петербургу и Ленинградской области в течение 594 дней компенсацию в размере 4 837 134 рубля и взыскать с Российской Федерации, в лице главного распорядителя бюджетных средств Министерства внутренних дел Российской Федерации, за нарушение установленных законодательством и международными договорами Российской Федерации условий содержания в Изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт - Петербургу и Ленинградской области в течение 20 дней и нарушения условий перевозки компенсацию в размере 162 866 рублей.
В обоснование заявленных требований Шевченко В.В. указал, что в связи с возбуждением уголовного дела 15 марта 2018 года он был задержан и содержался под стражей до 19 ноября 2019 года, пока мера пресечения не была заменена на домашний арест. Мера пресечения в виде содержания под стражей была избрана постановлением Василеостровского районного суда Санкт-Петербурга от 16 марта 2018 года по уголовному делу N3/1-86/18. В указанный период истец содержался в Федеральном казенном учреждение Следственный изолятор N5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт- Петербургу и Ленинградской области (далее - ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области), Федеральном казенном учреждение Следственный изолятор N1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области) и в Изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - ИВС ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области).
В период содержания под стражей у административного истца ухудшилось состояние здоровья, обострились имевшиеся ранее хронические заболевания, требующие систематического наблюдения врача: бронхиальная астма, хронический полипоз пазух носа и хронический полисинусит, впервые выявились проблемы с давлением и катаракта обоих глаз, при этом, адекватная диагностика и лечение данных заболеваний в условиях изолятора были невозможны. На протяжении всего периода нахождения в следственных изоляторах административный истец содержался в тесных камерах без должного доступа свежего воздуха и проветривания, с курящими сокамерниками, что при его заболеваниях создавало опасность внезапного астматического приступа и обострения полисинусита. Устные и письменные заявления перевести административного истца в камеру с некурящими людьми, сотрудниками обоих изоляторов игнорировались.
Административный истец указал, что ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Санкт - Петербургу и Ленинградской области были нарушены его права на медико -с анитарное обеспечение. Так, 22 апреля 2018 года в 19 часов 00 минут у административного истца произошел сложный оскольчатый перелом правой руки и только 23 апреля 2018 года в 14 часов 00 минут его направили в лечебный кабинет, в 15 часов 00 минут был сделан рентген, скорая помощь прибыла в 18 часов 00 минут, в больнице УФСИН России по Санкт - Петербургу и Ленинградской области он оказался только в 19 часов 00 минут, то есть через сутки после случившегося перелома. Потребовалась операция под общим наркозом, но лечение не было доведено до конца и 6 июня 2018 года административного истца перевели из больницы в изолятор, перемещение осуществлялось в неприспособленном автозаке и вызвало у административного истца сильные страдания. Никакой реабилитации после перелома администрацией изолятора не проводилась, более того, администрация изолятора некоторое время чинила препятствия в передаче резиновых мячиков для самостоятельной реабилитации. Мячики административный истец получил лишь 10 июля 2018 года и в результате упущенного времени функции руки восстановились не полностью.
Также административный истец указал, что утром 11 июля 2018 года у него произошел астматический приступ, при этом, у него были только ингаляторы, которые не позволяли купировать нарастающий приступ, необходимыми лекарствами он не располагал. Несмотря на многочисленные просьбы со стороны административного истца и его сокамерников, сотрудники изолятора продолжительное время отказывались доставить административного истца к врачу и только через несколько часов после начала приступа административному истцу удалось попасть к врачу, который выдал таблетки "Эуфиллин", отказавшись отправить административного истца в специализированную больницу, какого-либо обследования не проводилось. 14 и 15 июля 2018 года, как указал административный истец, у него случилось длительное носовое кровотечение в утренние часы, в связи с чем, фельдшер, пришедший лишь через несколько часов после подачи соответствующей жалобы дежурному сотруднику изолятора, однократно измерил давление административному истцу и какого - либо дальнейшего обследования не проводилось. 25 июля 2018 года у административного истца произошел астматический приступ, медицинская помощь не была оказана, три письма родным по системе ФСИН с изложением обстоятельств оказания медицинской помощи потеряны сотрудниками изолятора и не доставлены адресату. Рекомендации врача о необходимости постоянного притока свежего воздуха администрацией ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Санкт - Петербургу и Ленинградской области не выполнялись, дверную форточку в камере закрывали. 21 августа 2018 года административному истцу отказано в выдаче капель в нос, в связи с отсутствием в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России Санкт - Петербургу и Ленинградской области необходимых лекарств.
По жалобам на состояние здоровья ФКУ СИЗО - 5 УФСИН России по Санкт - Петербургу и Ленинградской области ему выдавались лекарства, которые не оказали должного эффекта; лекарства, передаваемые родственниками, он получал с задержкой, после подачи жалоб. В ряде случаев не осуществлялся вызов врачей - специалистов по соответствующему профилю (пульманолога, окулиста).
Административный истец указал, что ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Санкт - Петербургу и Ленинградской области также игнорировались его требования об осмотре врачами - специалистами: пульманологом, окулистом, дерматологом, отоларингологом. В период с сентября до середины октября 2091 года административному истцу не удавалось вернуть лекарства, изъятые у него при обыске во время перевода из ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Санкт - Петербургу и Ленинградской области в ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России Санкт - Петербургу и Ленинградской области. На все лекарства имелись разрешения врача ФКУ СИЗО -5 УФСИН России по Санкт - Петербургу и Ленинградской области, большая часть лекарств была куплена официально в аптеке аккредитованной ФСИН. Многочисленные заявления и жалобы (2, 9, 16 и 28 сентября 2019 года, 15 октября 2019 года) проигнорированы администрацией ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Санкт - Петербургу и Ленинградской области и в итоге лекарства были получены только после вмешательства Уполномоченного по правам человека в Санкт -Петербурге. В случае простудного заболевания в ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Санкт - Петербургу и Ленинградской области крайне сложно получить даже простейшие лекарства (парацетамол, анальгин, ацетилсалициловая кислота). Кроме того, административный истец указал, что в ФКУ СИЗО - 5 УФСИН России по Санкт - Петербургу и Ленинградской области он содержался в крайне тесных камерах с большим количеством сокамерников и полным отсутствием вентиляции. Площадь большинства их составляла примерно 18 кв.м, на 6 человек. Почти все камеры имели бетонный пол.
При этом, административный истец очень часто переводился из камеры в камеру в нарушение Правил внутреннего распорядка. 2 сентября 2018 года в дневное время с 9 часов 00 минут до 22 часов 00 минут, 5 сентября 2018 года с 17 часов 00 минут до 22 часов 00 минут, 12 и 13 ноября 2018 года весь день с 9 часов 00 минут до 22 часов 00 минут в ФКУ СИЗО - 5 УФСИН России по Санкт - Петербургу и Ленинградской области полностью отсутствовало водоснабжение, при этом, об отключении воды сотрудники изолятора не предупреждали. Все указанное время было крайне затруднительно отправлять естественные надобности. По вечерам холодную воду включали на 1 - 2 часа. Нечего было пить, питьевую воду сотрудники ФКУ СИЗО - 5 УФСИН России по Санкт -Петербургу и Ленинградской области по камерам не разносили. 13 и 14 ноября 2018 года весь день в камере N97 с потолка лилась струйками вода из - за течи с крыши в результате проводимого ремонта и дождя. С февраля 2019 года административный истец содержался в камерах, в которых не хватало освещенности. Всего одна лампа дневного света была в наличии вместо четырех положенных в камере N 102 и вместо трех в камере N 100. Устные и письменные жалобы административного истца от 10 марта 2019 года и от 27 мая 2019 года на недостаток освещения остались без ответа. В камере N48, куда административный истец был переведен 19 апреля 2019 года, обнаружились клопы, в камере N102, куда административный истец был переведен 22 апреля 2019 года, был обнаружен таракан. Также сотрудники ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Санкт - Петербургу и Ленинградской области резали все продуктовые передачи от родственников на части, приводя их в негодность, либо резко сокращая срок годности, при этом, все продукты питания резались одним ножом, что грубо нарушало правила личной и производственной гигиены, пункт 68 Правил внутреннего распорядка. Во всех камерах, где содержался административный истец, отсутствовали холодильники, что приводило к преждевременной порче переданных продуктов.
Также в ФКУ СИЗО - 5 УФСИН России по Санкт - Петербургу и Ленинградской области с марта 2018 года и примерно до декабря 2018 года в блюдах явно ощущался недостаток мяса и сахара. Административного истца не обеспечивали свежими газетами и журналами, в камерах, где он содержался, отсутствовали телевизоры и радио, что не позволяло ему быть в курсе последних событий в стране и в мире, и это действовало на него крайне угнетающе, с учётом его профессии журналиста. Жалобы, передаваемые сотрудникам ФКУ СИЗО - 5 УФСИН России по Санкт -Петербургу и Ленинградской области на проверках, этими сотрудниками не регистрировались, их номер административному истцу не сообщался, и ни разу административный истец не получал письменного ответа на свои жалобы. Сотрудники ФКУ СИЗО - 5 УФСИН России по Санкт - Петербургу и Ленинградской области длительное время под разными предлогами препятствовали административному истцу в получении бланков для составления жалобы на условия содержания в ЕСПЧ.
Также административный истец указал, что в ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Санкт - Петербургу и Ленинградской области он все время содержался в камерах с курящими соседями, устные и письменные заявления перевести его в камеру с некурящими администрацией изолятора игнорировались. Административный истец также не обеспечивался свежими газетами и журналами, в камерах, где он содержался, отсутствовали телевизоры и радио, что не позволяло ему быть в курсе последних событий в стране и в мире. В ответ на соответствующую жалобу, администрация ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области единственный раз письменно сообщила, что газеты не выписываются. Круглосуточное видеонаблюдение в камере, где административный истец постоянно находился, нарушало его право на частную жизнь. Кроме того, для ознакомления с материалами уголовного дела административный истец трижды перемещался в ИВС ГУ МВД России по Санкт - Петербургу и Ленинградской области, где все камеры производили крайне угнетающее впечатление. Они очень тесные, площадью примерно 9, 7 кв.м, и при такой мизерной площади рассчитаны на трех человек. В эту площадь включен открытый санузел, пользование которым каждый раз было дискомфортным и приводило к моральным страданиям. Также во всех камерах отсутствует горячая вода. Все камеры в ИВС ГУ МВД России по Санкт - Петербургу и Ленинградской области очень темные. Постоянные устные просьбы заменить лампочки на более яркие, игнорировались сотрудниками ИВС ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Административный истец считает, что ухудшение зрения у него началось именно в ИВС ГУ МВД России по Санкт - Петербургу и Ленинградской области, при этом, в свое последнее посещение им 26 октября 2018 года административный истец написал в журнале жалобу на недостаток света в камерах.
Перемещение из изолятора в суд и обратно, как указал административный истец, регулярно сопровождалось унижением человеческого достоинства и негативно сказывалось на его самочувствии. Подъем в ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области происходил в 5 часов 45 минут и на завтрак административный истец не попадал, до 9 часов 10 минут утра он ожидал машины в тесной, прокуренной транзитной камере, в которой помимо него было порой до 20 человек. Дорога в суд и обратно практически постоянно подразумевала заезды в другие суды, находящиеся в разных районах города. Горячим питанием в течение дня административный истец не был обеспечен, ужин он также не заставал, попадая в камеру только к отбою и иногда после. Перевозка производилась "в битком набитых автомобилях", где приходилось сидеть в неестественном положении в крайне тесной каморке без вентиляции, административного истца несколько раз укачивало. Также в автомобилях отсутствовали поручни.
На протяжении 1 года и 7 месяцев административный истец находился в условиях, которые являлись фактически пыточными, были нарушены гарантии, предусмотренные статьей 3, подпунктом "с" пункта 1 статьи 5, пунктом 4 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Решением Василеостровского районного суда Санкт - Петербурга от 25 февраля 2021 года заявленные требования удовлетворены частично, с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации в пользу Шевченко В.В. взыскана компенсация за нарушение условий содержания под стражей в размере 150 000 рублей и в возмещение расходов по уплате госпошлины 150 рублей, с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета Министерства внутренних дел Российской Федерации в пользу Шевченко З.В. взыскана компенсация за нарушение условий содержания под стражей в размере 35 000 рублей и в возмещение расходов по уплате госпошлины 150 рублей, в удовлетворении остальной части требований отказано.
Дополнительным решением Василеостровского районного суда Санкт - Петербурга от 11 ноября 2021 года, признаны незаконными действия (бездействие) Федерального казенного учреждения Следственный изолятор N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт - Петербургу и Ленинградской области, выразившиеся в нарушение условий содержания Шевченко В.В. (снижении установленной санитарной нормы площади камеры); действия (бездействие) Федерального казенного учреждения Следственный изолятор N 5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт - Петербургу и Ленинградской области, выразившееся в размещении Шевченко В.В. в камерах с курящими, Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико - санитарная часть N 78" Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации в нарушении порядка оказания медицинской помощи, признаны незаконными действия (бездействие) Изолятора временного содержания Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт - Петербургу и Ленинградской области, выразившиеся в нарушение условий содержания Шевченко В.В. (несоблюдение требований к приватности при оборудовании санузла, требований к освещенности камерного помещения), действия (бездействие) Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт - Петербургу и Ленинградской области, выразившееся в нарушении условий перевозки Шевченко В.В.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 14 марта 2022 года, решение Василеостровского районного суда Санкт -Петербурга от 25 февраля 2021 года и дополнительное решение от 11 ноября 2021 года по административному делу N 2а - 428/2021, в части удовлетворения требований Шевченко Владимира Васильевича о взыскании с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета Министерства внутренних дел Российской Федерации в пользу Шевченко Владимира Васильевича компенсации за нарушение условий содержания под стражей в размере 35 000 рублей, а также признания незаконными действия (бездействие) Изолятора временного содержания Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт - Петербургу и Ленинградской области, выразившиеся в нарушение условий содержания Шевченко В.В. (несоблюдение требований к приватности при оборудовании санузла, требований к освещенности камерного помещения), действия (бездействие) Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт - Петербургу Ленинградской области, выразившееся в нарушении условий перевозки Шевченко В.В, отменено, принято в указанной части новое решение, которым в удовлетворении требований Шевченко Владимира Васильевича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт - Петербургу и Ленинградской области, Изолятору временного содержания Главного правления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт - Петербургу и Ленинградской области, Российской Федерации в лице Главного распорядителя средств федерального бюджета Министерства внутренних дел Российской Федерации - отказано. В остальной части решение Василеостровского районного суда Санкт - Петербурга от 25 февраля 2021 года и дополнительное решение от 11 ноября 2021 года оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 06 сентября 2022 года, представитель ФСИН России, ФКУ "СИЗО - 5" УФСИН России по Санкт - Петербургу и Ленинградской области, ФКУЗ "МСЧ N 78" ФСИН России просит об отмене судебных актов и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении требований, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и не соглашаясь с выводами о нарушении условий содержания административного истца выразившихся в размещении административного истца в камерах с курящими, при наличии сведений о заболевании дыхательной системы, оказании экстренной медицинской помощи в не установленные Программой сроки. Возражают против взыскания государственной пошлины.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3 указанной нормы).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Вместе с тем, административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
На основании статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Таким образом, государство в лице федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции исполнения уголовных наказаний, берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией.
Согласно пункту 5 статьи 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103 - ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" норма санитарной площади в камере на одного человека составляет 4 кв. м.
На основании абзаца 1 статьи 32 Федерального закона N 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих или одиночных камерах в соответствии с требованиями раздельного размещения, предусмотренными статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с абзацем 1 статьи 33 Федерального закона N 103-ФЗ размещение подозреваемых и обвиняемых в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.
Судами первой и второй инстанции установлено, что 15 марта 2018 года в 19 часов Шевченко В.В. задержан в порядке статей 91, 92 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и постановлением Василеостровского районного суда от 16 марта 2018 года по уголовному делу N3/1-86/18 в отношении него избрана мера пресечения в виде заключения под стражу с направлением его в ФКУ СИЗО - 5 УФСИН по Санкт - Петербургу и Ленинградской области.
19 ноября 2019 года мера пресечения изменена на домашний арест.
Шевченко В.В. содержался в ФКУ СИЗО - 5 УФСИН России по Санкт - Петербургу и Ленинградской области с 16 марта 2018 года по 30 августа 2019 года и в ФКУ СИЗО - 1 УФСИН России по Санкт - Петербургу и Ленинградской области с 30 августа 2019 года по 19 ноября 2019 года, а также был помещен в ИВС ГУ МВД России по Санкт - Петербургу и Ленинградской области в периоды с 18 по 27 сентября 2018 года, с 1 по 5 октября 2018 года и с 22 по 26 октября 2018 года.
В ФКУ СИЗО - 5 УФСИН России по Санкт - Петербургу и Ленинградской области Шевченко В.В. содержался в следующих камерах:N 60 с 17 по 20 марта 2018 года и с 4 по 22 февраля 2019 года; N301 с 21 марта по 21 апреля 2018 года и с 6 июня по 11 июля 2018 года; N67 с 12 июля по 2 августа 2018 года; N59 с 3 августа по 30 сентября 2018 года и с 6 по 12 октября 2018 года; N97 с 13 по 21 октября 2018 года и с 3 по 25 ноября 2018 года; N68 с 27 октября по 2 ноября 2018 года; N61 с 26 ноября 2018 года по 8 января 2019 года и с 15 по 31 января 2019 года; N58 с 9 по 13 января 2019 года; N102 с 1 по 3 февраля 2019 года, с 23 февраля по 19 апреля 2019 года и с 24 апреля по 13 мая 2019 года; N48 с 20 по 22 апреля 2019 года; N 100 с 16 мая по 23 июля 2019 года и с 22 по 29 августа 2019 года; N303 с 24 июля 2019 года по 21 августа 2019 года.
Суд первой инстанции, рассматривая требования административного истца и признавая ненадлежащими условия содержания под стражей в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Санкт - Петербургу и Ленинградской области, исходил из нарушения норм санитарной площади в камере менее 4-х кв.м, приходящихся на одного человека, совместно в камере с курящими лица, при наличии заболевания "бронхиальная астма" на протяжении 207 дней.
С указанными выводами и размером определенной судом компенсации в 150 000 рублей согласилась апелляционная инстанция.
Одновременно суд апелляционной инстанции согласился с выводами о том, что экстренная медицинская помощь Шевченко В.В, в связи с травмой руки, была оказана в не установленные сроки органами Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, что свидетельствует о нарушении права административного истца на получение медицинской помощи.
В отмененной судом апелляционной инстанции части об отказе в удовлетворении требований Шевченко В.В. о взыскании с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета Министерства внутренних дел Российской Федерации компенсации за нарушение условий содержания под стражей в размере 35 000 рублей, и признания незаконными действия (бездействие) Изолятора временного содержания Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт - Петербургу и Ленинградской области, выразившиеся в нарушение условий содержания Шевченко В.В. (несоблюдение требований к приватности при оборудовании санузла, требований к освещенности камерного помещения), действия (бездействие) Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Санкт - Петербургу Ленинградской области, выразившееся в нарушении условий перевозки Шевченко В.В, решение суда административными ответчиками не оспаривается.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
По доводам кассационной жалобы, предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Доводы кассационной жалобы о том, что не являются нарушениями условий содержания административного истца размещении его в камерах с курящими, при наличии сведений о заболевании дыхательной системы, оказании экстренной медицинской помощи в не установленные Программой сроки при полученной травме руки, получили оценку в суде апелляционной инстанции и подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Доводы кассационной жалобы о неправомерном взыскании государственной пошлины основаны на ошибочном толковании норм процессуального права, поскольку государственные органы, несмотря на их статус, являются стороной по делу и не освобождаются от возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой принимается решение.
Возмещение судебных расходов, к которым относится уплаченная за подачу заявления государственная пошлина, стороне, в пользу которой состоялось решение, нормами налогового законодательства не регулируется, этот порядок определён процессуальным законодательством.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Василеостровского районного суда Санкт - Петербурга от 25 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 14 марта 2022 года, по административному делу 2а - 428/2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения Следственный изолятор N5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Санкт- Петербургу и Ленинградской области, Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико - санитарная часть N 78" Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации - без удовлетворения.
Решение Василеостровского районного суда Санкт - Петербурга от 25 февраля 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт - Петербургского городского суда от 14 марта 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 21 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.