Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Ирышковой Т.В, судей Лепской К.И, Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Лепской К.И. гражданское дело N 2-614/2021 по исковому заявлению Ф.В.В. к Государственному учреждению-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страхов пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии и о возложении обязанности по ее назначению
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Карелия на решение Костомукшского городского суда Республики Карелия от 09 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 04 марта 2022 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ф.В.В. обратился с иском к ОПФР по Республике Карелия, мотивируя требования тем, что решением УПФР в г. Костомукше Республики Карелия (межрайонное) истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с недостаточным стажем работы в тяжелых условиях труда. В специальный стаж ответчиком не включен периоды работы истца с 20.04.2004 по 05.05.2005 в должности машиниста буровой установки в карьере ООО "Предприятие буровых работ". С таким решением ответчика истец не согласен. На основании изложенного, с учетом увеличенных исковых требований, истец просил отменить решение пенсионного органа об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости, включить спорный период работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по Списку N 1, возложить на ответчика обязанность назначить страховую пенсию по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 08.04.2021, взыскать расходы по уплате госпошлины.
Решением Костомукшского городского суда Республики Карелия от 09 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 04 марта 2022 года, исковые требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение УПФР в г. Костомукше Республики Карелия (межрайонное) от 16.04.2021 N 33, возложил на ОПФР по Республике Карелия обязанность включить Ф.В.В. в льготный (специальный) стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку N 1 период работы с 20.04.2004 по 05.05.2005 в должности машиниста буровой установки в карьере по 6 разряду в ООО "Предприятие буровых работ", установить Ф.В.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 08.04.2021, взыскал с ОПФР по Республике Карелия в пользу Ф.В.В. расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В кассационной жалобе ОПФР по Республики Коми просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушения нижестоящими судами норм процессуального и материального права, правил оценки доказательств. Указывает на неверное установление судами юридически значимых обстоятельств по делу. Полагает, что для включения спорного периода в льготный стаж по Списку N 1 необходимо подтверждение работы истца в карьере, который достиг глубины 150 метров. Однако, справки, уточняющие особый характер работ и условия труда не уточняют, на какой глубине устанавливалась буровая установка во время работы истца. Таким образом, суды неправильно применили нормы материального права, сославшись на неверный код позиции раздела 1 "Горные работы" Списка N 1, не установили значимые обстоятельства по делу, такие как выполнение истцом работ в карьере на глубине 150 метров и выше, и пришли к ошибочному выводу о возможности включить в льготный стаж истца спорный период. Кроме того, суды не учли, что при отсутствии в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, не имеется оснований для включения истцу спорного периода работы в льготный стаж.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции участники процесса, извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не явились.
С учетом части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствии не явившихся участников процесса (их представителей).
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы и представленных на неё возражений, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу такие нарушения с учетом доводов кассационной жалобы установлены.
Как усматривается из материалов дела, Ф.В.В, 27.02.1976 года рождения, обратился 08.04.2021 к УПФР в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) с заявлением об установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Закона N 400-ФЗ.
Решением УПФР в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное) от 16.04.2021 N 33 Фоминых В.В. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Закона N 400-ФЗ в связи с недостаточным специальным стажем работы по Списку N 1.
Согласно указанному решению ответчика по состоянию на 31.12.2020 стаж истца составил: при рассмотрении права в соответствии с п.1 ч.1 ст. 30 и п.2 ст.33 Закона N 400-ФЗ: страховой стаж - 26 лет 24 дня, при требуемом по закону 20 лет, стаж работы в районах Крайнего Севера с учетом стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 23 года 1 день, при требуемом по закону 15 лет, стаж работы по Списку N 1 - 9 лет 4 месяца 13 дней, при требуемом по закону на возраст 45 лет - 10 лет.
При рассмотрении права в соответствии с п.1 п.1 ст.30 Закона N 400- ФЗ: страховой стаж - 26 лет 24 дня, при требуемом по закону 20 лет, стаж работы по Списку N 1 - 9 лет 4 месяца 13 дней, при требуемом по закону на возраст 45 лет - 10 лет.
При рассмотрении права в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 и п.2 ст.33 Закона N 400-ФЗ: страховой стаж - 26 лет 24 дня, при требуемом по закону 25 лет, стаж работы в районах Крайнего Севера с учетом стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 23 года 1 день, при требуемом по закону 15 лет, стаж работы по Списку N 2 (с учетом суммирования Списка N 1) - 12 лет 3 месяца 21 день, при требуемом по закону на возраст 50 лет - 12 лет 6 месяцев.
Спорный период работы включен ответчиком в стаж работы с тяжелыми условиями труда по Списку N 2, в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Закона N 400-ФЗ.
Согласно трудовой книжке Ф.В.В, содержащей, в том числе спорные периоды работы, истец 27.08.1996 принят в АО "Карельский окатыш" на завод по ремонту горного обогатительного оборудования электромонтером по ремонту и обслуживанию электрического оборудования, 10.12.2001 переведен в рудоуправление в буровой цех на буровом участке учеником машиниста буровой установки, 08.03.2002 переведен помощником машиниста буровой установки по 4 разряду, 19.04.2004 трудовой договор расторгнут; 20.04.2004 принят машинистом буровой установки в карьере по 6 разряду в ООО "Предприятие буровых установок", 10.05.2005 трудовой договор расторгнут в связи с переводом в ОАО "Карельский окатыш".
Как следует из справки, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения досрочной пенсии по старости в соответствии со ст.30 Закона N 400 от 27.08.2021, выданной ООО "Предприятие буровых работ", Ф.В.В. работал без перерыва в течение полного рабочего дня и полной рабочей недели с 20.04.2004 по 10.05.2005 в качестве машиниста буровой установки на участке карьера ОАО "Карельский окатыш" г. Костомукша Республика Карелия. Участок выполнения работ расположен в карьере ОАО "Карельский окатыш" г. Костомукша Республика Карелия, в районе Крайнего Севера.
По информации, предоставленной ООО "Предприятие буровых работ" от 25.08.2021 между ООО "ПБР" и ОАО "Карельский окатыш" был заключен договор оказания услуг по бурению скважин, место проведения работ: г. Костомукша Республика Карелия ОАО "Карельский окатыш". Для выполнения данных работ были привлечены бывшие сотрудники ОАО "Карельский окатыш" с заключением трудовых договоров, а именно с Ф.В.В. был заключен трудовой договор с занесением записей в трудовую книжку. В мае 2015 г. работы по договору были выполнены, сторонами подписаны соответствующие документы о выполнении работ, расчет с ООО "ПБР" был полностью произведен в срок.
Суд первой инстанции, разрешая по существу заявленный спор, исследовав материалы дела и все представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав показания свидетеля ФИО7, пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований и возложении на ответчика обязанности включить в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период с 20.04.2004 по 05.05.2005.
При этом суд принял в качестве надлежащих доказательств, уточняющего особый характер работы, справки от 05.02.2021, от 27, 08.2021, согласно которым Ф.В.В. работал в течение полного рабочего дня с 20.04.2004 по 10.05.2005 в качестве машиниста буровой установки участка буровзрывных работ в карьере ОАО "Карельский окатыш" г. Костомукша Республика Карелия.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для его отмены, так как согласился с выводами суда первой инстанции, ввиду чего судебная коллегия по мотивам, изложенным в апелляционном определении, оставила решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Между тем, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции с вышеуказанными выводами нижестоящих судов согласиться не может по следующим основаниям.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (статья 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
По мнению судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, постановленные по делу судебные постановления вышеприведенным требованиям закона не соответствуют.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30:
мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы мужчинам (пункт 1);
мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам (пункт 2).
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и упреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Применительно к спорным периодам работы истца в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. следует руководствоваться:
Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, подразделом 3 раздела I "Горные работы" которого предусмотрены рабочие, руководители и специалисты, занятые полный рабочий день в разрезах, карьерах и рудниках, кроме работников, занятых на поверхности (позиция 10104000-17541).
При этом подраздел 3 раздела I "Горные работы" указанных выше списков содержит исчерпывающий перечень производств с вредными условиями труда, занятость в которых дает право на досрочную страховую пенсию по старости - разрезы по добыче угля Коркинского, Вахрушевского и Волчанского угольных месторождений, а также разрезы (карьеры) и рудники по добыче полезных ископаемых глубиной 150 метров и ниже.
Из буквального толкования нормы Списка N 1 следует, что работники любых иных разрезов, помимо трех поименованных в пункте 3 раздела 1 "Горные работы", занятые полный рабочий день в разрезах, карьерах и рудниках, условии достижения глубины выработок 150 метров и более имеют право на получение пенсии на льготных условиях.
В стаж на соответствующих видах работ включается время работы с момента достижения карьером (разрезом) глубины 150 метров. При этом не играет роли отметка расположения рабочего места в таких разрезах и карьерах.
В соответствии постановлением Совмина СССР от 24 августа 1990 г. N 848 "О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий", пунктом 1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. N 190 и статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные записи либо не содержатся записи об отдельных периодах работы, в подтверждение трудового стажа принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, удостоверения, характеристики, письменные трудовые договоры и соглашения с отметками об их исполнении, трудовые, послужные и формулярные списки, членские книжки членов кооперативных промысловых артелей и кооперативных артелей инвалидов и иные документы, содержащие сведения о периодах работы.
Нормативно-правовыми актами о порядке ведения трудовых книжек не предусматривается внесение сведений в трудовую книжку о характере выполняемой работы или условиях труда.
Согласно части 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Исходя из положений статьи 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвертый части 1 статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете, в том числе представленных страхователями, физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, при изменении пенсионного законодательства Российской Федерации, при поступлении в орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений, не подлежащих представлению (корректировке) страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению зарегистрированного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации, сообщив об этом зарегистрированному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
Постановлением Правления Пенсионного фонда России от 15 октября 2019 г. N 519п "Об утверждении Порядка осуществления корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесения уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет" (далее - Порядок) разработан Порядок, который определяет правила корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно пункту 12 Порядка по результатам рассмотрения заявления и документов, имеющихся в распоряжении территориального органа ПФР, уполномоченный территориальный орган ПФР: принимает решение о корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет; принимает решение об отказе в корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет; направляет страхователю уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений в представленных сведениях индивидуального (персонифицированного) учета.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой пенсии в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.
Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Пенсионные органы имеют право проверять достоверность представленных страхователями в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица сведений, и по результатам этой проверки осуществлять корректировку этих сведений, вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, сообщив об этом застрахованному лицу.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При отсутствии в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, их противоречивости, оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации об относимости и допустимости доказательств.
В соответствии со статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Установленные статьей 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правила о допустимости доказательств носят императивный характер.
В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (пункт 3 статьи 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Аналогичное правило предусмотрено в приведенном выше пункте 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Таким образом, исходя из указанных норм права, показания свидетеля ФИО7 для установления специального стажа работы являются недопустимыми доказательствами, в связи с чем не могли быть приняты судом во внимание.
Соглашаясь с выводом суда первой инстанции о наличии законных оснований для удовлетворения заявленного иска, суд апелляционной инстанции в обоснование данного вывода сослался на раздел I "Горные работы" Списка N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, позиция 1010300а-13590 ? машинисты буровых установок.
В то время, как данная позиция (1010300а-13590 ? машинисты буровых установок) содержится в подразделе 2 "Подземные работы на строительстве, реконструкции, техническом перевооружении и капитальном ремонте: горных выработок, метрополитенов, подземных каналов, тоннелей и других подземных сооружений" раздела I "Горные работы".
Обращаясь с указанным иском, истец указывал на то, что в специальный стаж ответчиком не включен периоды работы истца с 20.04.2004 по 05.05.2005 в должности машиниста буровой установки в карьере ООО "Предприятие буровых работ".
Как установлено нижестоящими судами и подтверждается материалами дела, истец работал в карьере, что в свою очередь предусмотрено разделом I "Горные работы", подраздел 3 "Разрезы по добыче угля Коркинского, Вахрушевского и Волчанского угольных месторождений, а также разрезы (карьеры) и рудники по добыче полезных ископаемых глубиной 150 метров и ниже", код позиции 10104000-17541: рабочие, руководители и специалисты, занятые полный рабочий день в разрезах, карьерах и рудниках, кроме работников, занятых на поверхности.
Таким образом, для включения спорного периода в льготный стаж по Списку N1 необходимо подтверждение работы истца в карьере, который достиг глубины 150 метров.
Между тем, в справках от 05.02.2021, от 27.08.2021, уточняющих особый характер работ и условия труда, принятых судом в качестве надлежащих доказательств, отсутствуют сведения, на какой глубине устанавливалась буровая установка во время работы истца в организации.
Кроме того, из справки от 27.08.2021(т. 1 л.д.70), уточняющей особый характер работ и условия труда усматривается, что работодателем указано на то, что работа осуществлялась без перерыва в течение полного рабочего дня и полной рабочей неделе на участке ОАО "Карельский участок" г. Костомукша Республика Карелия, в соответствии с пп.6 ст. 32 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ (в связи с работой в районах Крайнего Севера).
В справке от 05.02.2021 (т.1 л.д. 47) указано, что ООО "Предприятие буровых работ" подтверждает право Ф.В.В. на досрочное назначение пенсии по Списку N 2.
Таким образом, выводы нижестоящих судов об удовлетворении заявленных исковых требований и возложении на ответчика обязанности включить в стаж работы истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период с 20.04.2004 по 05.05.2005 со ссылкой на вышеуказанные справки от 27.08.2021 и 05.02.2021 являются ошибочными, поскольку данные справки не подтверждают работу истца по профессии и в условиях, указанных в Списке N1.
Кроме того, при вынесении решения суд не учел, что в соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Однако, обстоятельства, подтверждающие факт регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования нижестоящими судами не устанавливались и не исследовались.
С учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, регулирующих порядок назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.1 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", юридически значимыми, подлежащими выяснению и доказыванию для разрешения требований истца являлось установление судом обстоятельств выполнения истцом работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда в спорный период с 20.04.2004 по 05.05.2005, в том числе подтверждение работы истца в карьере, который достиг глубины 150 метров; а также обстоятельства, подтверждающие факт регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования.
Поскольку вышеуказанные юридически значимые обстоятельства предметом обсуждения суда не являлись и, соответственно, правовой оценки согласно правилам, установленным статьями 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не получили, вывод суда первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции об удовлетворении заявленных требований нельзя признать законным.
На указанные выше нарушения норм материального и процессуального права судом первой инстанции ответчик ссылался в апелляционной жалобе, однако судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия эти нарушения устранены не были, решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В соответствии с абзацем вторым части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Принимая во внимание, что поименованные выше требования процессуального закона и указания Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела выполнены не были, а также необходимость соблюдения разумных сроков судопроизводства (статья 6.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 04.03.2022 подлежащим отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить исковые требования Ф.В.В. в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 04 марта 2022 года отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.