Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Ирышковой Т.В, судей Лепской К.И, Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Лепской К.И. гражданское дело N 2-10442/2021 по исковому заявлению Б.В.А. к Департаменту социальной защиты населения Вологодской области о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда" и выдать удостоверение
по кассационной жалобе Б.В.А. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 08 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 20 апреля 2022 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
письмом Департамента социальной защиты населения Вологодской области (далее - Департамент) от 06 августа 2021 года N 02/2543 Белову В.А. в соответствии с Законом Вологодской области от 04 июля 2014 года N 3399-03-ОЗ порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" (далее - Закон N 3399- ОЗ" отказано в присвоении звания "Ветеран труда" в связи с тем, что решение о награждении знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" принято организацией, не являющейся государственным органом, наделенной полномочиями по награждению указанным знаком.
Оспаривая правомерность принятого решения, Б.В.А. обратился в суд с иском к Департаменту, в котором просил признать решение ответчика от 06 августа 2021 года N 02/2543 незаконным, возложить на Департамент обязанность присвоить ему звание "Ветеран труда", выдать удостоверение.
В обоснование требований указал, что он награждён знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки", предоставляющим право на получение звания "Ветеран труда".
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 08 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 20 апреля 2022 года, Б.В.А. в удовлетворении исковых требований к Департаменту о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда" и выдать удостоверение отказано в полном объёме.
В кассационной жалобе Б.В.А. просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушения нижестоящими судами норм процессуального и материального права, правил оценки доказательств. Указывает на неверное установление судами юридически значимых обстоятельств по делу. Считает, что знак "Ударник одиннадцатой пятилетки", утвержденный Советом Министров СССР и ВЦСПС, относится к ведомственным знакам отличия в труде, в связи с чем он имеет право на присвоение звания "Ветеран труда".
В обоснование доводов кассационной жалобы, ссылается на доводы, приводимые в апелляционной жалобе.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции участники процесса, извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не явились.
С учетом части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствии не явившихся участников процесса (их представителей).
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебных актов нижестоящих судов.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как следует из материалов дела, постановлением коллегии Вологодской Облсельхозтехники и президиума Вологодского обкома профсоюза работников сельского хозяйства от 09 августа 1985 года N 8 Б.В.А, слесарь-наладчик Яснополняского специального отделения Череповецкой райСХТ награжден общесоюзным знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" с внесением записи о награждении и премировании в связи с награждением в трудовую книжку.
Факт награждения Б.В.А. указанным знаком также подтверждается выданным ему удостоверением.
Суд первой инстанции, разрешая по существу заявленный спор, исследовав материалы дела и все представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости", Федеральным законом от 12 января 1995 года "О ветеранах", Законом Вологодской области от 04 июля 2014 года N 3399-03 "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", Положением о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 02 марта 1994 года N 442, Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 1995 года N 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях Российской Федерации и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации", пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, исходя из того, что награждение истца знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" не может рассматриваться как награждение ведомственным знакам отличия в труде.
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для его отмены, так как согласился с выводами суда первой инстанции, ввиду чего судебная коллегия по мотивам, изложенным в апелляционном определении, оставила решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что награждение истца знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" не может рассматриваться как награждение за долголетний добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, которое является основанием для признания лица ветераном труда, поскольку Вологодская облсельхозтехника не являлась государственным органом и не была наделена полномочиями по награждению указанным знаком.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что вопреки доводам автора кассационной жалобы, выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные отношения сторон.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
Существенных нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, при апелляционном рассмотрении дела также не допущено.
Критерием для признания лица ветераном труда с последующим предоставлением государственных мер социальной поддержки является не любое достижение в труде, а особые заслуги, отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, отмеченные соответствующим ведомством, входящим в систему органов государственной власти.
Единый общесоюзный знак "Ударник одиннадцатой пятилетки" учрежден Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 24.06.1981 N 580 "О порядке подведения итогов Всесоюзного социалистического соревнования за успешное выполнение и перевыполнение заданий одиннадцатой пятилетки", которым предусмотрено, что итоги Всесоюзного социалистического соревнования за успешное выполнение и перевыполнение заданий одиннадцатой пятилетки союзных и автономных республик, краев и областей, городов, автономных округов, городских и сельских районов, коллективов промышленных, производственных, научно-производственных, межхозяйственных, агропромышленных и других объединений, их производственных единиц, предприятий, строек, колхозов, совхозов, научно-исследовательских, проектных, конструкторских и других организаций и учреждений, высших учебных заведений подводятся по каждому году пятилетки и пятилетке в целом по результатам выполнения ими планов экономического и социального развития; оценка работы коллективов осуществляется с учетом напряженности государственных планов, темпов роста, конечных результатов производственной деятельности, комплексного ввода в действие мощностей и объектов жилищного и культурно-бытового назначения, состояния воспитательной работы, выполнения социалистических обязательств нарастающим итогом с начала года и пятилетки.
На основании указанного постановления Постановлением Президиума ВЦСПС и Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам от 25.09.1981 N П-8/289 утверждено Положение о едином общесоюзном знаке "Ударник одиннадцатой пятилетки".
Данным Положением определено, что единым общесоюзным знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" награждаются рабочие, колхозники, инженерно-технические работники, специалисты и служащие промышленных, производственных, научно-производственных, межхозяйственных, агропромышленных и других объединений, их производственных единиц, предприятий, строек, совхозов, колхозов, сотрудники научно-исследовательских, проектных, конструкторских и других организаций и учреждений, высших учебных заведений за достижение высоких показателей в повышении эффективности и качества работы, досрочное выполнение заданий и социалистических обязательств (п. 1). Работники предприятий и организаций союзного подчинения, союзно-республиканского и республиканского подчинения награждаются единым общесоюзным знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" совместным решением министерства, ведомства СССР и союзной республики и ЦК профсоюза или совета профсоюза (п. 2). Ходатайства о награждении единым общесоюзным знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" возбуждаются совместно администрацией (правлением), комитетом профсоюза и комитетом комсомола объединений, предприятий, строек, колхозов, совхозов, научно-исследовательских, проектных, конструкторских и других организаций и учреждений, высших учебных заведений. В списках лиц, представляемых к награждению единым общесоюзным знаком, указываются фамилия, имя, отчество, выполняемая работа и краткие сведения о выполнении годовых и пятилетнего плановых заданий и социалистических обязательств. Списки направляются в соответствующие министерства, ведомства или обл(край)исполкомы (п. 3). Награждение единым общесоюзным знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" может производиться в течение пятилетки один раз (п. 6).
Исходя из содержания вышеуказанного Положения о знаке "Ударник одиннадцатой пятилетки", принимая во внимание, что на момент награждения им истец имел трудовой стаж 7 лет, то условия награждения указанным знаком не могут рассматриваться как награждение за продолжительный добросовестный труд руководством органов государственной власти СССР, РСФСР или Российской Федерации, которое является основанием для признания лица ветераном труда.
Как следует из копии постановления коллегии Вологодской Облсельхозтехники и президиума Вологодского обкома профсоюза работников сельского хозяйства от 09.08.1985 г. (л.д.55), основанием награждения знаком "Ударник одиннадцатой пятилетки" является достижение наиболее высоких трудовых показателей в социалистическом соревновании и досрочно выполнивших задание пяти лет одиннадцатой пятилетки.
Кроме того, указанный знак в систему государственных наград, установленную п. 27 Положения о государственных наградах РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 02.03.1994 N 442 и в число почетных званий Российской Федерации, предусмотренных Указом Президента РФ от 30.12.1995 N 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждении положений о почетных званиях Российской Федерации и описания нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации" не входит и не является почетным званием СССР и РСФСР, поскольку не включен в перечень почетных званий СССР и РСФСР, установленный статьей 19 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 03.07.1979 N 360-X, и статьей 11 Положения о государственных наградах РСФСР, утвержденного Указом Президиума ВС РСФСР от 27.01.1983.
С учетом указанных обстоятельств, разрешая требования истца на основании собранных доказательств, нижестоящие суды правильно применили вышеуказанные нормы законодательства, и пришли к обоснованному выводу об отсутствии предусмотренных нормативными актами оснований для удовлетворения иска Б.В.А, поскольку представленный истцом знак не относится к знакам отличия в труде, наличие которых является одним из условий для признания лица ветераном труда.
В кассационной жалобе истец ссылается на неправильное применение судом норм материального права, устанавливающих условия и порядок присвоения звания "Ветеран труда"; указанные доводы истца являются несостоятельными, поскольку противоречат действующему законодательству и основаны на неправильном его применении и толковании, учитывая, что указанный знак как мера поощрения не дает оснований полагать, что награждение истца состоялось от имени соответствующего органа государственной власти именно за продолжительный добросовестный труд.
Признав, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 08 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Вологодского областного суда от 20 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Б.В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.