Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Шкуров С.И., рассмотрев жалобу защитника Петровой Ольги Сергеевны, действующей на основании ордера в интересах Сахабутдиновой Алины Шаукатовны, на вступившие в законную силу постановление врио руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Татарстан от 20 января 2022 года N 193-08, решение судьи Приволжского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 31 марта 2022 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 18 мая 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сахабутдиновой Алины Шаукатовны,
УСТАНОВИЛ:
постановлением врио руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Татарстан от 20 января 2022 года N 193-08, оставленным без изменения решением судьи Приволжского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 31 марта 2022 года и решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 18 мая 2022 года, Сахабутдинова Алина Шаукатовна (далее - Сахабутдинова А.Ш.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Петрова О.С. выражает несогласие с состоявшимися в отношении Сахабутдиновой А.Ш. постановлением должностного лица и судебными решениями, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения вынесенных по делу постановления должностного лица и судебных решений не имеется.
Частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Сахабутдиновой А.Ш. к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 13 названного кодекса в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от негативного воздействия, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны в числе прочего: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные названным Кодексом, федеральными законами.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 19 октября 2021 года с 9 часов 00 минут до 10 часов 00 минут на основании распоряжения председателя Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 5 октября 2021 года N 108 главным муниципальным земельным инспектором Пестречинского муниципального района Республики Татарстан проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что на принадлежащем на праве собственности Сахабутдиновой А.Ш. земельном участке сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, с кадастровым номером N, общей площадью 5 га, расположенном в границах Конского сельского поселения Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, не проводятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и по обработке почвы, не проведены агротехнические, агрохимические, фитосанитарные мероприятия, земельный участок зарос сорной травой.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения Сахабутдиновой А.Ш. к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными доказательствами: актом обследования земельного участка от 27 сентября 2021 года N 108 (л.д.22); мотивированным представлением (л.д.23); распоряжением председателя Палаты имущественных и земельных отношений Пестречинского муниципального района Республики Татарстан от 5 октября 2021 года N 108 (л.д.24); актом проверки от 19 октября 2021 года N 108 с приложенным фотоматериалом (л.д.27-28, 29-30); протоколом об административном правонарушении от 17 декабря 2021 года (л.д.46), и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Материалы дела позволили должностному лицу и судебным инстанциям сделать правильный вывод о том, что Сахабутдиновой А.Ш. не приняты все зависящие от нее меры по выполнению требований и обязательных мероприятий по защите земель и предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающего качественное состояние земель при использовании упомянутого выше земельного участка, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Таким образом, Сахабутдинова А.Ш. обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о ненадлежащем извещении заявителя о составлении протокола об административном правонарушении опровергается материалами дела, в том числе заявленным защитником Сахабутдиновой А.Ш. ходатайством об отложении составления протокола об административном правонарушении, назначенного на 17 декабря 2021 года (л.д.8), которое свидетельствует о надлежащем извещении Сахабутдиновой А.Ш. о дате, времени и месте составления указанного протокола (л.д.32-35).
Указание защитника о необоснованности составления протокола об административном правонарушении в отсутствие Сахабутдиновой А.Ш. и отказа в удовлетворении ходатайства об отложении составления протокола, не свидетельствует о нарушении права Сахабутдиновой А.Ш. на защиту при наличии надлежащего уведомления привлекаемого лица о времени и месте составления протокола. Ходатайство, заявленное защитником Сахабутдиновой А.Ш, рассмотрено 16 декабря 2021 года врио руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Татарстан в соответствии с положениями статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым должностное лицо вправе, как удовлетворить, так и отказать в удовлетворении ходатайства в зависимости от конкретных обстоятельств дела и данная норма позволяет сделать вывод о том, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не предусматривает обязанности в любом случае удовлетворять заявленные ходатайства.
Учитывая вышеизложенное, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие Сахабутдиновой А.Ш. с соблюдением требований части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Копия протокола об административном правонарушении 20 декабря 2021 года направлена Сахабутдиновой А.Ш. (л.д.48-50).
Доводы жалобы о том, что Сахабутдинова А.Ш. не была извещена о проведении проверки, опровергаются содержанием копии уведомления о проведении мероприятия по проверке соблюдения земельного законодательства от 5 октября 2021 года (л.д. 25), полученного согласно имеющейся в материалах дела копии уведомления Сахабутдиновой А.Ш. 9 октября 2021 года (л.д.26).
Несогласие заявителя с оценкой доказательств не является основанием для отмены состоявшихся решений.
Имеющаяся в материалах дела об административном правонарушении совокупность доказательств является достаточной для вынесения решения по делу.
Иные доводы жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, аналогичны доводам, содержащимся в жалобе на постановление должностного лица, являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, не ставят под сомнение наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не могут являться основанием для освобождения Сахабутдиновой А.Ш. от административной ответственности за совершенное административное правонарушение.
Административное наказание назначено Сахабутдиновой А.Ш. в размере санкции части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определенные вид и размер наказания соответствуют характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, является справедливым и соразмерным содеянному.
Постановление о привлечении Сахабутдиновой А.Ш. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов по делу, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление врио руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Татарстан от 20 января 2022 года N 193-08, решение судьи Приволжского районного суда г.Казани Республики Татарстан от 31 марта 2022 года и решение судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 18 мая 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сахабутдиновой Алины Шаукатовны, оставить без изменения, а жалобу защитника Петровой Ольги Сергеевны, действующей на основании ордера в интересах Сахабутдиновой Алины Шаукатовны, оставить без удовлетворения.
Судья С.И. Шкуров
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.