Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Юдкин А.А., рассмотрев жалобу Зиалетдиновой Хакимы Хисамовны на вступившие в законную силу постановление судьи Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 22 марта 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 мая 2022 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Зиалетдиновой Хакимы Хисамовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 22 марта 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 мая 2022 года, индивидуальный предприниматель Зиалетдинова Хакима Хисамовна (далее по тексту - ИП Зиалетдинова Х.Х.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Зиалетдинова Х.Х. просит об отмене судебных актов, вынесенных в отношении нее по настоящему делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы с учетом положений части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В силу части 2 статьи 6.3 названного Кодекса те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Перечень таких заболеваний утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCOV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Пунктами 1, 3 статьи 29 Федерального закона N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. Такие мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 названного Федерального закона.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39 названного Федерального закона).
Соблюдение Санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ).
Указом Главы Республики Башкортостан от 18 марта 2020 года N УГ-111 "О введении режима "Повышенная готовность" на территории Республики Башкортостан в связи с угрозой распространения в Республике Башкортостан новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)" на территории Республики Башкортостан введен режим повышенной готовности.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - СП 3.1.3597-20).
Из пункта 4.4 указанных санитарно-эпидемиологических правил (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) следует, что мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, в том числе: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу.
С целью профилактики и борьбы с COVID-19 проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях (пункт 6.1 СП 3.1.3597-20).
Как усматривается из материалов дела, 26 октября 2021 года с 16 часов 50 минут до 18 часов 00 минут должностным лицом территориального Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан в Дуванском, Белокатайском, Кигинском, Мечетлинском, Салаватском районах при непосредственном обнаружении в ходе проведения профилактических мероприятий в магазине "Маляш", расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Мечетлинский район, с. Большеустьинское, ул. Первомайская, д. 5, в котором осуществляет деятельность ИП Зиалетдинова Х.Х, выявлены нарушения требований СП 3.1.3597-20, а именно: в магазине не обеспечено соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены; дезинфекционный режим в магазине не соблюдается, для дезинфекции всех поверхностей используется "Белизна"; дезинфекция кратностью обработки каждые 2-4 часа всех конкретных поверхностей, дверных ручек, поверхностей столов, и т.д. не проводится; не осуществляется ежедневный контроль температуры тела работников перед началом рабочей смены "входного фильтра"; в торговом зале отсутствие оборудование по обеззараживанию воздуха.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ИП Зиалетдиновой Х.Х. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и последующего привлечения к административной ответственности по названной норме.
Фактические обстоятельства дела об административном правонарушении подтверждаются собранными доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении (л.д. 28-31), протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 26 октября 2021 года с фототаблицей (л.д. 46-56), видеозаписью (л.д. 57), а также иными доказательствами, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Деяние ИП Зиалетдиновой Х.Х. правильно квалифицировано по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами названного Кодекса.
Вопреки доводам жалобы, протокол об административном правонарушении от 22 февраля 2022 года составлен с соблюдением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит необходимые сведения, которые должны быть отражены в данном процессуальном документе в силу части 2 указанной статьи, в том числе относительно обстоятельств административного правонарушения. Оснований для возвращения протокола составившему его должностному лицу на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях либо признания его недопустимым доказательством по делу не имелось.
Событие административного правонарушения, виновность привлекаемого к административной ответственности лица установлены в ходе рассмотрения дела на основании доказательств, исследованных и оцененных в их совокупности по правилам статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о нарушении положений Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", не могут быть признаны состоятельными и повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку из материалов дела следует, что в рамках указанного Федерального закона проверка деятельности ИП Зиалетдиновой Х.Х. не назначалась.
Каких-либо неустранимых сомнений в виновности, как и доказательств нарушений требований законности, не имеется, положения статей 1.5 и 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вопреки суждениям подателя жалобы, не нарушены.
Иные доводы жалобы не опровергают наличие в деянии ИП Зиалетдиновой Х.Х. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой установленных судебными инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене принятых судебных актов не является.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено в соответствии с правилами, предусмотренными статьями 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 2 статьи 6.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 3 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
В то же время с учетом того, что постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 февраля 2022 года N 4 внесены изменения в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", в том числе действие абзаца 2 пункта 4.4 в части соблюдения социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров приостановлено, в связи с чем данный пункт не образует состав вмененного ИП Зиалетдиновой Х.Х. административного правонарушения.
Из судебных актов, исходя из положений статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует исключить вывод о нарушении ИП Зиалетдиновой Х.Х. требований пункта 4.4 СП 3.1.3597-20, выразившегося в несоблюдении физическими лицами в магазине "Маляш" социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров, отсутствии в торговом зале разметки, позволяющие соблюдать расстояния между посетителями не менее 1, 5 метров.
Несмотря на исключение из объема обвинения указанного вывода, назначенное судьей межрайонного суда наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей изменению не подлежит, поскольку назначено минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Изменение состоявшихся по делу судебных актов согласуется с положениями пункта 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, усиление административного наказания, назначенного ИП Зиалетдиновой Х.Х, не влечет, и никаким иным образом положение не ухудшает. В остальной части вынесенные по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 22 марта 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 мая 2022 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Зиалетдиновой Хакимы Хисамовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: исключить из указанных судебных актов вывод о нарушении индивидуальным предпринимателем Зиалетдиновой Хакимой Хисамовной пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", выразившегося в несоблюдении физическими лицами в магазине "Маляш" социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров, отсутствии в торговом зале разметки, позволяющие соблюдать расстояния между посетителями не менее 1, 5 метров.
В остальном постановление судьи Белокатайского межрайонного суда Республики Башкортостан от 22 марта 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Башкортостан от 16 мая 2022 года оставить без изменения, а жалобу индивидуального предпринимателя Зиалетдиновой Хакимы Хисамовны - без удовлетворения.
Судья А.А. Юдкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.