Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Трескунова Л.А., рассмотрев жалобу Кузнецовой Елены Иннокентьевны на вступившие в законную силу постановление заместителя управляющего Отделением - Национальным банком по Республике Марий Эл Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 20 апреля 2022 года N 22-2484/3110-1, решение судьи Йошкар - Олинского городского суда Республики Марий Эл от 23 июня 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 4 августа 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении специального должностного лица кредитного потребительского кооператива "Столица" (далее КПК "Столица", кооператив) Кузнецовой Елены Иннокентьевны,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя управляющего Отделением - Национальным банком по Республике Марий Эл Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 20 апреля 2022 года N 22-2484/3110-1 (далее постановление должностного лица от 20 апреля 2022 года N 22-2484/3110-1) специальное должностное лицо Кузнецова Е.И. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 23 июня 2022 года постановление должностного лица от 20 апреля 2022 года N 22-2484/3110-1 изменено, исключены выводы о том, что Кузнецова Е.И. ранее привлекалась к административной ответственности, совершенном 1 мая 2021 года, административное правонарушение не является впервые совершенным административным правонарушением, предусмотренным частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В остальной части постановление должностного лица оставлено без изменения.
Решением судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 4 августа 2022 года постановление должностного лица от 20 апреля 2022 года N 22-2484/3110-1 и решение судьи Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 23 июня 2022 года изменены, административный штраф в размере 10 000 рублей заменен на предупреждение. В остальной части постановление должностного лица и решение судьи городского суда оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, Кузнецова Е.И. просит отменить состоявшиеся по делу акты, вынесенные по настоящему делу в отношении неё, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов, содержащихся в жалобе, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи.
Субъектами указанного административного правонарушения являются организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, исчерпывающий перечень которых приведен в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
В соответствии со статьей 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон N86-ФЗ) к некредитным финансовым организациям относятся кредитные потребительские кооперативы. Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 115-ФЗ кредитные потребительские кооперативы являются организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 7 и пункту 6 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ некредитные финансовые организации обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций, и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.
Порядок информирования уполномоченного органа о проверках установлен Указанием Банка России от 17 октября 2018 года N 4937-У "О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ.
Пунктом 2 Указания N 4937-У предусмотрено, что некредитная финансовая организация должна сформировать в соответствии с установленным на основании статьи 76.6 Федерального закона N86-ФЗ и размещенным на официальном сайте Банка России в сети "Интернет" порядком составления информации (далее - Порядок составления информации) электронный документ в виде формализованного электронного сообщения (далее - ФЭС) о результатах проверок в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 и пунктом 6 статьи 7.5 Федерального закона N115-ФЗ.
В соответствии с пунктом 4 Указания N 4937-У ФЭС, содержащее информацию о результатах проверок, должно направляться некредитной финансовой организацией в уполномоченный орган не позднее 3 рабочих дней после дня окончания этих проверок.
Как усматривается из материалов дела, согласно письму Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центрального банка Российской Федерации от 17 ноября 2021 года N12-2-1/5833 в отдел финансового мониторинга и валютного контроля Отделения по Кировской области Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее ОФМиВК) поступила информация, содержащая сведения о признаках несоблюдения КПК "Столица" требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма (далее ПОД/ФТ), выявленные Росфинмониторингом.
По результатам анализа сведений, предоставленных КПК "Столица" в ОФМиВК установлено, что проверка, предусмотренная требованиями подпункта 7 пункта 1 статьи 7 и пункта 6 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ за период с 5 февраля 2021 года по 27 апреля 2021 года проведена 27 апреля 2021 года.
В связи с чем, кооперативу в срок до 30 апреля 2021 года необходимо было направить в уполномоченный орган информацию по проведенной проверке.
Вместе с тем, информация по данной проверке направлена в уполномоченный орган 30 сентября 2021 года.
Приказом КПК "Столица" от 14 октября 2020 года N 12 специальным должностным лицом, ответственным за реализацию Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ назначена Кузнецова Е.И.
Согласно пункту 2.2 должностной инструкции специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля КПК "Столица", утвержденного директором кооператива, в функции ответственного сотрудника входит организация реализации правил внутреннего контроля, в том числе программ его осуществления.
Пункт 2.5 указанной инструкции предусматривает в числе обязанностей ответственного сотрудника организацию представления сведений в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ.
Согласно пунктам 10.1 и 10.1.4 Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее ПОД/ФТ/ФРОМУ) предусмотрена обязанность ответственного сотрудника предоставлять ФЭС в уполномоченный орган о результатах проверок не позднее 3-х рабочих дней с даты их окончания.
Таким образом, Кузнецова Е.И, являясь специальным должностным лицом КПК "Столица", не исполнила требования подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 6 статьи 7.5 Федерального закона N 115-ФЗ и пункта 4 Указания Банка России от 17 октября 2018 года N 4937-У в части срока информирования уполномоченного органа о результатах проверок наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Кузнецовой Е.И. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и последующего привлечения Кузнецовой Е.И. постановлением должностного лица от 20 апреля 2022 года N 22-2484/3110-1 к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой.
Фактические обстоятельства дела подтверждены собранными доказательствами, изложенными в судебных актах, получившими оценку с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении надлежащего субъекта, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, каких-либо процессуальных нарушений при составлении протокола судебными инстанциями не установлено.
Действия Кузнецовой Е.И. правильно квалифицированы по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем она обоснованно привлечена к административной ответственности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу на основании полного и всестороннего анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных по настоящему делу об административном правонарушении фактических и правовых оснований позволили судебным инстанциям по результатам рассмотрения жалоб на постановление должностного лица признать, что состав и событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны с соблюдением требований процессуальных норм.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, действия Кузнецовой Е.И. квалифицированы по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и положениями законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма.
Доводы жалобы о том, что в судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица вышла за пределы вмененного правонарушения, расширив его объем, указывая на нарушение порядка предоставления информации, являются несостоятельными и противоречат представленным материалам дела, так как согласно обжалуемого постановления должностного лица, первоначально информация по проверке была направлена уполномоченному должностному лицу с нарушением Порядка составления информации, в связи с обнаруженной кооперативом ошибки, скорректированная информация повторна направлена с нарушением установленных сроков.
Доводы жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, в том числе об отсутствии в действиях Кузнецовой Е.И. состава и события административного правонарушения, о неверной квалификации её действий, были предметом рассмотрения нижестоящими судебными инстанциями, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях Кузнецовой Е.И. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения Кузнецовой Е.И. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Кузнецовой Е.И. в пределах санкции части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых актов по делу при рассмотрении настоящей жалобы не установлено, оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
постановление заместителя управляющего Отделением - Национальным банком по Республике Марий Эл Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 20 апреля 2022 года N 22-2484/3110-1, решение судьи Йошкар - Олинского городского суда Республики Марий Эл от 23 июня 2022 года, решение судьи Верховного Суда Республики Марий Эл от 4 августа 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении специального должностного лица кредитного потребительского кооператива "Столица" Кузнецовой Елены Иннокентьевны, оставить без изменения, жалобу Кузнецовой Е.И. - без удовлетворения.
Судья Л.А. Трескунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.