Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Штейн Э.Г., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Башжилиндустрия Плюс" Уралева В.В. на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора г. Стерлитамак Стерлитамакского и Стерлибашевского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору N50 от 8 февраля 2022 года, решение судьи Стерлитамакского городского суда от 4 июля 2022 года, решение судьи Верховного суда Республики Башкортостан от 29 августа 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Башжилиндустрия Плюс",
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора г. Стерлитамак, Стерлитамакского и Стерлибашевского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору N 50 от 8 февраля 2022, оставленным без изменения решением судьи Стерлитамакского городского суда от 4 июля 2022 года, решением судьи Верховного суда Республики Башкортостан от 29 августа 2022 года, общество с ограниченной ответственностью "Башжилиндустрия Плюс" (далее - ООО "Башжилиндустрия Плюс", общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 181 500 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель просит отменить постановление должностного лица и судебные акты.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
В силу требований статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно статье 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
При управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491, следует, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Пунктом 7 Правил содержания общего имущества установлено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, системы дымоудаления, системы автоматической пожарной сигнализации, внутреннего противопожарного водопровода.
Согласно подпункта е пункта 11 указанных Правил, в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что на основании решения начальника Стерлитамакского межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по РБ N 196 от 24 декабря 2021 года в отношении здания многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: 453104, "адрес", обслуживание которого, осуществляет управляющая компания ООО "Башжилиндустрия плюс", 18 января 2022 года государственным инспектором г. Стерлитамак, Стерлитамакского и Стерлибашевского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору проведена внеплановая выездная проверка. В ходе проведения проверки установлено, что допущены нарушения обязательных требований пожарной безопасности Федерального закона N 123 от 22.07.2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации", СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты", а именно:
1 подъезд:
-на дверях лестничных клеток отсутствуют приспособления для самозакрывания (статья 4 Федерального закона N123 от 22.07.2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 24 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
-на 1-ом этаже сняты двери в лестничной клетке, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации (ст. 4 Федерального закона N123 от 22.07.2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пп. д) п. 16 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
- на 3-ем этаже в лестничной клетке допускается эксплуатация светильника со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией (статья 4 Федерального закона N123 от 22.07.2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пп. "в" п. 35 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
-в поэтажных коридорах этажей допускается размещение мебели и других предметов на путях эвакуации (шкафы, ель) (статья 4 Федерального закона N123 от 22.07.2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пп. "ж" п. 16 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
- в здании многоквартирного жилого дома (класс функциональной пожарной опасности - Ф 1.3) допускается выход на кровлю с лестничной клетки через люк с неизвестными показателями пожарной опасности (не представлены подтверждающие документы) (статья 4 Федерального закона N123 от 22.07.2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 7.7 свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты");
2 подъезд:
-в помещении коридора 1-го этажа в полу на путях эвакуации допускается перепад высот менее 45 см (фактически составляет 18 см) (ст. 4, ч. 2 ст. 53, ч.1 ст. 89 Федерального закона N 123 от 22.07.2008 г. "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 4.3.5 свода правил СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы");
-в поэтажных коридорах этажей допускается размещение мебели и других предметов на путях эвакуации (ст. 4 Федерального закона N123 от 22.07.2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пп. "ж" п. 16 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
- на 2-ом этаже в лестничной клетке допускается эксплуатация светильника со снятым колпаком (рассеивателем), предусмотренным конструкцией (ст.4 Федерального закона N123 от года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пп. "в" п. 35 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
-на дверях лестничных клеток отсутствуют приспособления для самозакрывания (статья 4 Федерального закона N123 от 22.07.2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п. 24 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
-на 1-ом этаже допускается хранение вещей под лестничным маршем (ст. 4 Федерального закона N123 от 22.07.2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"), - на 1-ом этаже допускается хранение вещей под лестничным маршем (ст.4 Федерального закона N123 от 22.07.2008 года "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пп. "к" п. 16 постановления Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации).
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ООО "Башжилиндустрия плюс" протокола об административном правонарушении и вынесения постановления о назначении административного наказания.
Факт нарушения требований пожарной безопасности подтвержден собранными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении N 36 от 25 января 2022 г.; актом внеплановой выездной проверки N 196 от 18 января 2022 г. и иными материалами дела, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы факт нарушения требований пожарной безопасности подтвержден собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в деянии ООО "Башжилиндустрия Плюс" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вместе с тем, ООО "Башжилиндустрия Плюс" не были приняты все зависящие от организации меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Деяние ООО "Башжилиндустрия Плюс" квалифицированы по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства в области пожарной безопасности.
Доводы жалобы о том, что не истек срок для устранения выявленных нарушений, установленных выданным ранее обществу предписанием 196/1, ранее являлись предметом проверки судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку.
Судья Верховного суда Республики Башкортостан обоснованно пришел к выводу о том, что поскольку именно в связи с выявлением в ходе проверки указанных нарушений общество обоснованно привлечено к ответственности, ему выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Факт выдачи обязательного для исполнения предписания не освобождает общество от ответственности за допущенные нарушения правил пожарной безопасности, неисполнение же предписания к установленному в нем сроку может в будущем являться основанием для привлечения к административной ответственности именно за неисполнение предписания.
Ссылка в жалобе на иную судебную практику не может служить основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по настоящему делу, поскольку при рассмотрении дел об административном правонарушении судами учитываются обстоятельства, присущие каждому конкретному делу и основанные на доказательствах, представленных участвующими в деле лицами.
В соответствии с абзацем 12 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организация и осуществление федерального государственного пожарного надзора регулируются Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Вопреки доводам жалобы каких-либо нарушения при проведении проверки материалами дела не установлены.
Доводы настоящей жалобы направлены на иную оценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы являлись предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах.
Несогласие заявителя с выводами должностного лица и судов, оценкой имеющихся в деле доказательств и установленных всеми инстанциями обстоятельств правовым основанием к отмене состоявшихся по делу актов не является.
Представленные по делу доказательства оценены в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Допустимость, достоверность и достаточность представленных по делу доказательств по настоящему делу не вызывает сомнений.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом всех обстоятельств дела.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление главного государственного инспектора г. Стерлитамак Стерлитамакского и Стерлибашевского районов Республики Башкортостан по пожарному надзору N50 от 8 февраля 2022 года, решение судьи Стерлитамакского городского суда от 4 июля 2022 года, решение судьи Верховного суда Республики Башкортостан от 29 августа 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Башжилиндустрия Плюс", оставить без изменения, а жалобу директора ООО "Башжилиндустрия Плюс" Уралева В.В. - без удовлетворения.
Судья Э.Г. Штейн
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.