N77-5200/2022
18 октября 2022 года г. Самара
Шестой кассационный суд общей юрисдикции, в составе:
председательствующего Масленникова С.А, при секретаре Горячевой Е.С, с участием прокурора Пинус Я.А, осужденного Аднасурина А.Р, защитника-адвоката Плигина А.Ю, рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению заместителя прокурора Республики Башкортостан Абзалетдинова Р.З. и кассационной жалобе осужденного Аднасурина А.Р. на приговор Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 23 марта 2022 года и апелляционное постановление Верховного суда Республики Башкортостан от 9 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Масленникова С.А, выступления осужденного Аднасурина А.Р, адвоката Плигина А.Ю, поддержавших доводы кассационного представления, прокурора Пинус Я.А. об отмене приговора и апелляционного постановления, суд
установил:
приговор Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 23 марта 2022 года
Аднасурин А.Р, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "адрес" судимый:
- 14 мая 2021 года Белорецким межрайонным судом Республики Башкортостан по п. "а" ч.3 ст.158 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год 6 месяцев, - 9 августа 2021 года Белорецким межрайонным судом Республики Башкортостан от по п. "а" ч.2 ст.158, п. "а" ч.2 ст.158, п. "а" ч.2 ст.158 УК РФ, ч.2 ст.69 УК РФ (с учетом апелляционного постановления судебной коллегии по уголовным делам Верховного cуда Республики Башкортостан от 14 декабря 2021 года), к 140 часам обязательных работ; наказание в размере 48 часов не отбыто;
- 25 июня 2021 года Белорецким межрайонным судом Республики Башкортостан, с последующими изменениями, внесенными апелляционным постановлением Верховного cуда Республики Башкортостан от 1 октября 2021 года, по ч.3 ст.30, ч.1 ст.158; ч.3 ст.30, ч.1 ст.158; ч.3 ст.30, п. "а" ч.2 ст.158; ч.3 ст.30, п. "а" ч.2 ст.158 УК РФ, ч.2 ст. 69, ст.71 УК РФ к 10 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении, освобожден 1 октября 2021 года в связи с отбытием наказания;
осужден по ч.3 ст.30, п. "а" ч.2 ст.158 УК РФ к наказанию в виде 1 года лишения свободы.
В соответствии с ч.5 ст.69, ст. 71 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенного наказания по вышеуказанному приговору и наказания по приговору Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 9 августа 2021 года назначено Аднасурину А.Р. наказание в виде 1 года 2 дней лишения свободы.
На основании ч.4 ст.74 УК РФ условное осуждение Аднасурина А.Р. по приговору Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 14 мая 2021 года отменено.
В соответствии со ст.70 УК РФ по совокупности приговоров, путем частичного присоединения к наказанию, назначенному приговору (с учетом наказания по приговору Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 9 августа 2021 года), неотбытой части наказания по приговору Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 14 мая 2021 года, окончательно назначено Аднасурину А.Р. наказание в виде 1 года 10 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении отменена, Аднасурин А.Р. взят под стражу в зале суда.
Срок наказания исчислен с момента вступления приговора в законную силу.
На основании п. "б" ч. 3.1 ст. 72 УК РФ время содержания под стражей Аднасурину А.Р. с 23 марта 2022 года до дня вступления приговора в законную силу зачтено в срок лишения свободы из расчета один день содержания под стражей за полтора дня отбывания наказания в исправительной колонии общего режима.
Этим же приговором осуждены Ш.И.М, И.И.Т.
Приговором решена судьба вещественных доказательств.
Апелляционным постановлением Верховного суда Республики Башкортостан от 9 июня 2022 года приговор Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 23 марта 2022 года в отношении осужденного Аднасурина А.Р. оставлен без изменения, апелляционные жалобы и представление без удовлетворения.
Аднасурин А.Р. осужден за покушение на кражу, то есть тайное хищение чужого имущества, совершенную группой лиц по предварительному сговору.
Преступление совершено 6 июня 2021 года на территории Белорецкого района Республики Башкортостан при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В кассационном представлении заместитель прокурора Республики Башкортостан Абзалетдинов Р.З. выражает несогласие с приговором суда в части назначенного наказания. Указывает, что при назначении наказания судом неправильно применены положения ч. 5 ст. 69 и ст. 70 УК РФ. Отмечает, что преступление, за которое осужден Аднасурин А.Р. обжалуемым приговором, совершено 6 июня 2021 года, то есть до вынесения приговора Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 25 июня 2021 года, при этом норма закона, указанная в ч. 5 ст. 69 УК РФ, не содержит какого-либо ограничения для ее применения в случае отбытия осужденным наказания по приговору по первому делу, поскольку при назначении наказания по правилам ч. 5 ст. 69 УК РФ в окончательное наказание засчитывается наказание, отбытое по первому приговору суда, что судом первой инстанции не было учтено при назначении наказания. Обращает внимание, что суд, в нарушение разъяснений, содержащихся в п. 53 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 58, при назначении Аднасурину А.Р. наказания сначала применил положения ч. 5 ст. 69 УК РФ, затем в соответствии с ч. 4 ст. 74 УК РФ отменил условное осуждение и назначил окончательное наказание по правилам ст. 70 УК РФ. На основании изложенного, просит приговор и апелляционное постановление в отношении Аднасурина А.Р. отменить, материалы уголовного дела направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.
В кассационной жалобе осужденный Аднасурин А.Р, не оспаривая фактические обстоятельства по делу, выражает несогласие с вынесенными решениями в части назначенного реального наказания, которое считает чрезмерно суровым. Полагает, что положения ч. 5 ст. 69 УК РФ не могли быть применены, поскольку распространяются только в случае назначения наказания в виде реального лишения свободы по обоим приговорам, что влечет исключение из приговора указание на назначение наказания с применением ст. 70 УК РФ. Считает, что у суда имелись основания для применения положений ч. 6 ст. 15 УК РФ. На основании изложенного, просит приговор отменить.
Изучив материалы уголовного дела, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно ст. 401.1, ст. 401.15 УПК РФ суд кассационной инстанции проверяет по кассационным жалобе, представлению законность приговора, определения или постановления суда, вступивших в законную силу, при этом основаниями отмены или изменения указанных судебных решений в кассационном порядке являются только существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Уголовное дело рассмотрено в особом порядке при согласии обвиняемого с предъявленным обвинением, с соблюдением требований ст. ст. 314 - 317 УПК РФ. Постановив приговор без проведения судебного разбирательства, суд убедился, что обвинение, с которым согласился Аднасурин А.Р, подтверждается доказательствами, собранными по уголовному делу, подсудимый осознает характер и последствия заявленного им ходатайства о рассмотрении дела в особом порядке, ходатайство заявлено добровольно, после обязательной консультации с защитником и в присутствии последнего. Государственный обвинитель не возражал против проведения судебного разбирательства в особом порядке.
Действия Аднасурина А.Р. квалифицированы правильно.
Вместе с тем судебные решения подлежат отмене по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, преступление по обжалуемому приговору совершено Аднасуриным А.Р. 6 июня 2021 года, то есть до вынесения приговора от 25 июня 2021 года, наказание по которому на момент вынесения обжалуемого приговора отбыто, и приговора от 9 августа 2021 года, но после вынесения приговора от 14 мая 2021 года, которым Аднасурин А.Р. осужден к условной мере наказания.
В соответствии с абз. 3 п. 53 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 58, если одни преступления совершены до, а другие - после вынесения первого приговора, в соответствии с которым осужденному назначено наказание с применением статьи 73 УК РФ, то суду вначале следует назначить наказание по совокупности преступлений, совершенных после вынесения первого приговора, при наличии оснований, предусмотренных статьей 74 УК РФ, отменить условное осуждение и назначить наказание по совокупности приговоров (статья 70 УК РФ), затем - по совокупности преступлений, совершенных до вынесения первого приговора, и окончательное наказание назначить по правилам части 5 статьи 69 УК РФ.
В соответствии с абз. 3 п. 57 вышеуказанного постановления в срок наказания, назначенного по правилам ч. 5 ст. 69 УК РФ, должно быть, кроме того, зачтено наказание, отбытое полностью по приговору от 25 июня 2021 года, что судом первой инстанции не было учтено при назначении наказания.
Вопреки вышеуказанным разъяснениям, суд к назначенному Аднасурину А.Р. наказанию необоснованно применил положения ч. 5 ст. 69 УК РФ, назначив наказание по совокупности преступлений, а затем в соответствии с ч. 4 ст. 74 УК РФ отменил условное осуждение по приговору от 14 мая 2021 года и назначил окончательное наказание по правилам ст. 70 УК РФ, при этом суду следовало после назначения наказания по настоящему приговору разрешить вопрос об отмене условного осуждения по приговору от 14 мая 2021 года и назначить наказание по совокупности приговоров, а затем окончательно назначить наказание по правилам ч. 5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений с наказаниями, назначенными по приговорам от 25 июня 2021 года и 9 августа 2021 года, произвести зачет отбытого Аднасуриным А.Р. наказания.
Допущенные судом нарушения уголовного закона являются существенными, повлиявшими на исход дела, поэтому приговор нельзя признать законным и обоснованным, он подлежит отмене, а уголовное дело - передаче на новое судебное рассмотрение, при котором необходимо устранить изложенные выше нарушения закона и принять законное и обоснованное судебное решение. Доводы кассационной жалобы осужденного подлежат проверке при новом рассмотрении настоящего дела.
При решении вопроса о мере пресечения в отношении Аднасурина А.Р, учитывая характер и степень общественной опасности инкриминированного преступления, принимая во внимание имеющиеся в материалах уголовного дела данные о личности осужденного, который ранее привлекался к уголовной ответственности, в целях сохранения баланса между интересами осужденного и необходимостью гарантировать эффективность системы уголовного правосудия, суд считает необходимым избрать Аднасурину А.Р. меру пресечения в виде заключения под стражей сроком на три месяца.
Применение к Аднасурину А.Р. иной, более мягкой меры пресечения, может воспрепятствовать производству в суде первой инстанции, привести к нарушению прав потерпевшего и других участников процесса, а также разумных сроков уголовного судопроизводства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 401.6, 401.14, 401.15 УПК РФ, суд
постановил:
приговор Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 23 марта 2022 года и апелляционное постановление Верховного суда Республики Башкортостан от 9 июня 2022 года в отношении осужденного Аднасурина А.Р. отменить и материалы уголовного дела направить на новое судебное рассмотрение в Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан в ином составе суда.
Избрать в отношении Аднасурина А.Р. меру пресечения в виде заключения под стражей на срок 3 месяца, то есть по 17 января 2022 года, включительно.
В остальной части приговор оставить без изменения, представление заместителя прокурора Республики Башкортостан Абзалетдинова Р.З. удовлетворить.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации по правилам главы 47.1 УПК РФ.
Судья С.А. Масленников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.