Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 14 июля 2022 года кассационную жалобу Краснощекова А.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 31 мая 2022 года по административному делу N 2а-4761/2021 по административному исковому заявлению ИФНС России по Засвияжскому району города Ульяновска к Краснощекову А.В. о взыскании обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемого судебного постановления, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
со 2 июля 1992 года по настоящее время за Краснощековым А.В. зарегистрировано транспортное средство УРАЛ мз 8.103.10, 1991 года выпуска, шасси 848731, государственный регистрационный знак "данные изъяты"
Административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика были направлены налоговые уведомления: N 9249269 от 27 июня 2019 года, N 9203614 от 26 июня 2018 года, N 15111936 от 10 июля 2017 года, N 98714751 от 6 августа 2016 об уплате транспортного налога: за 2016 год в размере 570 руб.; за 2017 год в размере 570 руб.; за 2018 год в размере 1 140 руб.
В связи неуплатой налога в установленные законом и указанные в налоговом уведомлении сроки Краснощекову А.В. начислены пени в размере 247, 64 руб.
Налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика Краснощекову А.В. выставлены требования об уплате налога: N 2931 от 8 февраля 2018 года (срок до 20 марта 2018 года), N 16412 от 30 января 2019 года (срок до 14 марта 2019 года), N 62131 от 25 июня 2019 года (срок до 3 сентября 2019 года), N 17166 от 5 февраля 2020 года (срок до 18 марта 2020 года), N 58397 от 26 июня 2020 года (срок до 17 ноября 2020 года).
Недоимка не была погашена.
9 июня 2021 года мировым судьёй судебного участка N 6 Засвияжского судебного района города Ульяновска вынесен судебный приказ
N 2а-1387/2021 о взыскании с Краснощекова А.В. недоимки по транспортному налогу за 2016 - 2018 годы в размере 2 280 руб, пени в размере 247, 64 руб. за период со 2 декабря 2017 года по 25 июня 2020 года.
8 июля 2021 года судебный приказ отменён в связи с поступившими возражениями.
20 сентября 2021 года ИФНС России по Засвияжскому району города Ульяновска обратилась в суд с настоящим административным иском.
Решением Засвияжского районного суда города Ульяновска от 15 декабря 2021 года, с учётом определения об исправлении описки от 18 марта 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 31 мая 2022 года решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 15 декабря 2021 года, с учётом определения того же суда об исправлении описки от 18 марта 2022 года, отменено, принято по делу новое решение, которым административное исковое заявление ИФНС России по Засвияжскому району города Ульяновска удовлетворено, с Краснощекова А.В. взыскана задолженность по транспортному налогу: за 2016 год в размере 570 руб, пени за период со 2 декабря 2017 года по 25 июня 2020 года в размере 126, 58 руб, за 2017 год в размере 570 руб, пени за период с 18 декабря 2018 года по 26 июня 2020 года в размере 74, 61 руб, за 2018 год в размере 1 140 руб, пени за период с 5 декабря 2020 года по 25 июня 2020 года в размере 46, 45 руб, а также государственная пошлина в размере 400 руб.
Не согласившись с принятым апелляционным определением, Краснощеков А.В. в кассационной жалобе просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции. Податель жалобы не согласен с выводом суда апелляционной инстанции о том, что в период названных налоговых периодов транспортное средство находилось в его владении, соответственно, он не является плательщиком транспортного средства.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено.
В соответствии со статьёй 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статьями 357, 358 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолёты, вертолёты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
В силу пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.
Указанные сведения представляются в электронной форме на основании соглашения взаимодействующих сторон (пункт 11 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации).
Положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (пункт 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 3).
В силу положений части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюдён ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчёта и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств, с достоверностью свидетельствующих о принадлежности Краснощекову А.В. названного транспортного средства, административным истцом не представлено. При этом суд сослался на письмо N 10/26958 от 11 октября 2021 года начальника МРЭО УГИБДД МВД России по Ульяновской области, согласно которому по данным Федеральной информационной системы ГИБДД МВД России, регистрация транспортного средства УРАЛ им 8.103.10, 1991 года выпуска, шасси 848731, государственный регистрационный номер "данные изъяты", ранее принадлежавшего гражданину Ларионову А.Ф, 1 января 1951 года рождения, прекращена 27 июня 1992 года в связи с отчуждением.
Суд апелляционной инстанции с выводом суда первой инстанции не согласился ввиду того, что согласно сведениям о регистрации транспортного средства мотоцикл УРАЛ мз 8.103.10, 1991 года выпуска, государственный регистрационный знак "данные изъяты", данное транспортное средство зарегистрировано за Краснощековым А.В. с 2 июля 1992 года по настоящее время. При этом Краснощеков А.В. не отрицал факта приобретения им в 1992 году приведённого выше мотоцикла. Указывал, что впоследствии мотоцикл им был продан 28 октября 1998 года по доверенности, но транспортное средство с регистрационного учёта не снимал.
В этой связи суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что Краснощеков А.В. является налогоплательщиком транспортного налога в отношении названного объекта налогообложения.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведёнными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
Кроме того, положениями статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 24 июля 2002 года N 110-ФЗ предусматривалось, что налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьёй 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьёй.
По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Сведений о то том, что Краснощеков А.В. уведомлял налоговый орган по месту своего жительства о передаче транспортного средства на основании доверенности, материалы дела не содержат.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришёл к обоснованному выводу, что Краснощеков А.В. является плательщиком транспортного налога.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшегося судебного постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 31 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Краснощекова А.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 30 сентября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.