Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 10 августа 2022 года кассационную жалобу администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан на решение Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 11 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 июля 2022 года по административному делу N 2а-102/2022 по административному исковому заявлению прокурора города Уфы Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия по расселению жителей аварийного многоквартирного дома.
Заслушав доклад судьи Бритвиной Н.С, изложившей обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, доводы кассационной жалобы, выслушав возражения представителя заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "УАМ-СТС" Гарифуллина И.А. против удовлетворения кассационной жалобы, мнение прокурора Макарова Е.Н, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор города Уфы Республики Башкортостан (далее - административный истец, прокурор) обратился в суд с административным иском к администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - администрация, административный ответчик) о признании незаконным бездействия по расселению жителей аварийного многоквартирного дома.
В обоснование иска прокурором указано, что постановлением администрации от 6 апреля 2015 года N 1335, на основании заключения межведомственной комиссии городского округа город Уфа от 4 июня 2014 года, жилой дом "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу. Распоряжением главы администрации от 25 июля 2017 года N 195-р во исполнение решения Октябрьского районного суда города Уфы от 1 декабря 2015 года установлен срок проведения мероприятий по расселению жильцов дома N "адрес" - до 31 декабря 2019 года, который впоследствии продлён решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 1 марта 2019 года до 16 апреля 2021 года, а затем распоряжением главы администрации от 26 декабря 2019 года N 196 - до 31 декабря 2021 года.
Решением Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 11 февраля 2022 года, оставленным без изменения судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 июля 2022 года, административные исковые требования прокурора удовлетворены.
В кассационной жалобе администрация ставит вопрос об отмене судебных актов судов обеих инстанций, как постановленных при неправильном применении норм материального и процессуального права, указав на то, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также сроки отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Срок по проведению мероприятий по расселению жильцов дома установлен, в связи с чем установление каких-либо иных сроков для расселения граждан не требуется.
Административный ответчик в жалобе обращает внимание также на то, что многоквартирный жилой дом находится на территории, предоставленной для развития обществу с ограниченной ответственностью "УАМ-СТС", следовательно, жилой дом подлежит расселению за счёт средств застройщика в рамках договора развития застроенной территории от 16 января 2015 года.
В судебном заседании прокурор и представитель заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "УАМ-СТС" Гарифуллин И.А. в удовлетворении кассационной жалобы просили отказать, судебные акты оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещённые о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение кассационной жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера судами при рассмотрении настоящего административного дела и принятии обжалуемых судебных актов не допущено.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов административного дела и установлено судами, по результатам прокурорской проверки выявлено, что постановлением администрации от 6 апреля 2015 года N 1335 на основании заключения межведомственной комиссией городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 4 июня 2014 года жилой дом "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
В отношении территории, на которой расположен вышеназванный аварийный дом администрацией принято решение о развитии застроенной территории и в соответствии с градостроительным законодательством заключен договор N 50-РТ от 16 января 2015 года с ООО "УАМ-СТС", пунктом 2.5 которого предусмотрено, что дом "адрес" подлежит сносу или реконструкции при осуществлении развития территории.
В первоначальной редакции пункт 3.1.5 договора предусматривал обязанность застройщика в течении 36 месяцев с момента заключения договора создать или приобрести, а также передать в муниципальную собственность благоустроенные жилые помещения, предоставленных по договорам социального найма, расположенных на территории, в отношении которой осуществляется развитие, в том числе, находящихся в доме "адрес".
Пунктом 3.1.6 договора (редакция от 16 января 2015 года) устанавливался 36-ти месячный срок для осуществления выкупа у собственников жилых помещений, расположенных в аварийных многоквартирных домах, находящихся на территории, в отношении которой осуществляется развитие.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 1 марта 2019 года удовлетворены исковые требования общества с ограниченной ответственностью "УАМ-СТС" о внесении изменений в договор N 50-РТ, сроки исполнения договора в части приобретения и передачи в муниципальную собственность благоустроенных жилых помещений для предоставления гражданам, выселяемым из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, выкупа у собственников жилых помещений (п. 3.1.5, 3.1.6 договора) продлены на 75 месяцев (до 16 апреля 2021 года), проведение строительных работ на 8 лет 3 месяца.
Распоряжением главы администрации от 25 июля 2017 года N 195-р, во исполнение решения Октябрьского районного суда города Уфы от 1 декабря 2015 года, установлен срок проведения мероприятий по расселению жильцов дома "адрес" - до 31 декабря 2019 года.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 12 февраля 2018 года на администрацию возложена обязанность по вынесению решений об изъятии земельных участков и жилых помещений в рамках вышеназванного договора развития территории.
Во исполнение данного решения суда, управлением земельных и имущественных отношений администрации принято решение от 4 июня 2018 года N 1153 об изъятии жилых и нежилых помещений и земельных участков у землепользователей, находящихся на вышеназванной застроенной территории.
Распоряжением главы администрации от 26 декабря 2019 года N 196-р срок проведения мероприятий по расселению жильцов дома N 273 по ул. Пожарского, установленный распоряжением главы администрации от 25 июля 2017 года N 195-р, изменен с 31 декабря 2019 года на 31 декабря 2021 года.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; осуществление муниципального жилищного контроля (пункт 8, пункт 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47, установлено, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Как следует из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 года N 1368-О в случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.
Длительное бездействие органа местного самоуправления по расселению граждан из аварийных домов, в отношении которых принято решение по изъятию земельных участков и жилых помещений у собственников аварийного дома, не отвечает обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, влечет ущемление их прав и интересов.
Разрешая административный спор и принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции, с мнением которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительство Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 об утверждении Положения, устанавливающего требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, оценив представленные сторонами по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и исходя из обязанности органа местного самоуправления обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность, пришёл к правильному выводу о бездействии администрации по непринятию мер по расселению жителей аварийного многоквартирного жилого дома N 273 по ул. Пожарского города Уфы.
Поскольку суды обеих инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, проверили доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применили закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы судов мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы о том, что многоквартирный жилой дом подлежит расселению за счет средств застройщика в рамках договора развития территории, отклоняются судебной коллегией, поскольку жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу постановлением администрации от 6 апреля 2015 года N 1335, следовательно, в силу статьи 86 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по предоставлению гражданам другого жилого помещения лежит на органе местного самоуправления, принявшем решение о сносе дома.
Таким образом, решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции следует признать законными и обоснованными, а кассационную жалобу - подлежащей отклонению по приведенным выше основаниям.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ленинского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 11 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 6 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 7 октября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.