Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сказочкина В.Н.
судей Алексеева Д.В, Орловой И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 1 сентября 2022 года кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 14 по Самарской области на решение Исаклинского районного суда Самарской области от 17 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 7 июня 2022 года по административному делу N 2а-61/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России N 14 по Самарской области к Малолеткову А.А. о взыскании обязательных платежей.
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н, изложившего обстоятельства административного дела, содержание обжалуемых судебных постановлений, доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Межрайонной ИФНС России N 14 по Самарской области Дакашева А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Малолетков А.А. являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в связи с регистрацией в период с 25 апреля 2012 года по 5 сентября 2017 года в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Межрайонной ИФНС России N 14 по Самарской области произведён расчёт:
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год в размере 15 925 руб.;
- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 446, 25 руб.
В адрес плательщика взносов налоговым органом направлено требование N 3017 об уплате страховых взносов и пени по состоянию на 2 апреля 2021 на общую сумму 20 926, 28 руб. Установлен срок исполнения до 26 мая 2021 года.
В связи с неисполнением требования налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного о приказа о взыскании с Малолеткова А.А. недоимки.
31 августа 2021 года мировым судьёй вынесен судебный приказ N 2а-889/2021, который отменён 21 сентября 2021 года в связи с поступившими возражениями Малолеткова А.А.
16 января 2022 года Межрайонная ИФНС России N 14 по Самарской области обратилась в суд с настоящим административным иском, просила взыскать с Малолеткова А.А.: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2017 год в размере 15 925 руб, пени в размере 4 430, 86 руб.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2017 год в размере 446, 25 руб, пени в размере 124, 17 руб.
Решением Исаклинского районного суда Самарской области от 17 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 7 июня 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований отказано в полном объёме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, представитель Межрайонной ИФНС России N 14 по Самарской области в кассационной жалобе просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении административных исковых требований в полном объёме. Указывает, что налоговым органом соблюдён шестимесячный срок для обращения в суд после отмены судебного приказа (с 21 сентября 2021 года по 19 января 2022 года). Также полагает, что требования статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, которыми установлен срок направления требования - три месяца со дня выявлении недоимки, соблюдён, поскольку расчёт по страховым взносам за 2017 год Малолетковым А.А. представлен лишь 12 марта 2021 года
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства.
Пунктами 1 и 3 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
Правила, установленные настоящей статьёй, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.
Положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании подаётся в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2).
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).
В силу положений части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюдён ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчёта и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Разрешая административный спор, суд первой инстанции исходил из того, что Межрайонной ИФНС России N 14 по Самарской области стало известно о неисполнении административным ответчиком обязанности по уплате страховых взносов 5 октября 2017 года. При этом требование об уплате страховых взносов N 3017 было направлено в адрес административного ответчика лишь 2 апреля 2021 года, то есть за пределами срока, установленного пунктами 1 и 3 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (более 3 лет), в связи с чем сделан вывод, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что налоговым органом пропущен установленный законом срок обращения в суд, соответственно, административный иск не может быть удовлетворён.
Данный вывод является правильным, в полной мере согласуется с приведёнными выше законоположениями и установленными по делу обстоятельствами.
Несостоятелен довод кассационной жалобы о том, что датой выявления недоимки следует считать 12 марта 2021 года (дата представления расчёта по страховым взносам).
Положениями статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчётный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьёй. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчётный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчётным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьёй 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчётный период такими плательщиками (пункт 2).
Главы крестьянских (фермерских) хозяйств представляют в налоговый орган по месту учёта расчёт по страховым взносам до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчётным периодом (пункт 3).
Физические лица, прекратившие деятельность в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства до конца расчётного периода, обязаны не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства представить в налоговый орган по месту учёта расчёт по страховым взносам за период с начала расчётного периода по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства включительно. Сумма страховых взносов, подлежащая уплате в соответствии с указанным расчетом, подлежит уплате в течение 15 календарных дней со дня подачи такого расчёта (пункт 4).
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов (пункт 5).
Предметом настоящего административного спора являются страховые взносы на обязательное пенсионное медицинское страхование за 2017 год в фиксированном размере, в связи с чем дата выявления недоимки не может быть поставлена в зависимость от даты представления расчёта по страховым взносам.
Нарушение срока направления требования повлекло за собой нарушение срока обращения налогового органа в суд с заявлением о вынесении судебного приказа.
По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно правовых позиций Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении Пленума от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 70 Кодекса, направляется требование об уплате суммы налога, которая была указана в налоговой декларации (расчёте авансового платежа) или налоговом уведомлении, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет. При этом под днём выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога (авансового платежа), а в случае представления налоговой декларации (расчёта авансового платежа) с нарушением установленных сроков - следующий день после её представления.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда России?скои? Федерации от 1 ноября 2011 года N 8330/11, пропуск налоговым органом срока, определённого статьёи? 70 Налогового кодекса России?скои? Федерации, не влечёт изменения предельного срока на принудительное взыскание таких платежеи? при условии, что на момент выставления требования не утрачена возможность взыскания налоговои? задолженности с учётом сроков, названных в абзаце первом пункта 3 статьи 46 названного кодекса (в данном случае пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
Аналогичные правовые позиции изложены Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 22 апреля 2014 года N 822-О.
Также не может быть принят во внимание довод кассационной жалобы о том, что установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок налоговым органом соблюдён, а поскольку мировым судьёй был вынесен судебный приказ, который впоследствии был отменён, следовательно, срок, установленный пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежал проверки.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, положения Налогового кодекса Российской Федерации не предполагают возможности обращения налогового органа в суд с требованием о принудительном взыскании страховых взносов с налогоплательщика за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации: налоговым органом должны быть последовательно соблюдены все сроки, установленные статьёй 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены (определение от 29 сентября 2020 года N 2315-О).
При упущениях органов, уполномоченных действовать в интересах казны, включая пропуски сроков, ошибки в применении надлежащих, законом установленных процедур и форм налогового (фискального) принуждения, уголовного преследования, приказного или искового производства, выступающих причиной, которой обусловлено прекращение налогового обязательства, физическое лицо имеет законные основания ожидать, что причинение соответствующего вреда не будет ему вменено на основании гражданско-правовых законоположений, оспариваемых по настоящему делу (постановление от 2 июля 2020 года N 32-П).
Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). Налоговый кодекс Российской Федерации, определяя порядок принудительного взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица, устанавливает шестимесячный срок на заявление налоговым органом соответствующего требования в суд после отмены судебного приказа в отношении данного налогоплательщика, а также порядок и основания восстановления срока, пропущенного налоговым органом. При этом срок на обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, выносимого по бесспорным требованиям, также урегулирован Налоговым кодексом Российской Федерации. Данный срок может быть восстановлен по ходатайству налогового органа при наличии уважительной причины. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (пункты 1 - 3 статьи 48).
Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действующей во взаимосвязи с положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, установлен шестимесячный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Установление данного срока, а также момента начала его исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя и обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений.
Таким образом, отказывая в удовлетворении административного иска, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что федеральным законом установлен срок направления требования об уплате недоимки по налогам и сборам, соблюдение которого влияет на срок обращения налогового органа в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены, в суд в порядке искового производства, предусмотренном главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, соответственно, пропуск налоговым органом срока обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При таких обстоятельствах оснований для отмены состоявшихся судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Исаклинского районного суда Самарской области от 17 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 7 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной ИФНС России N 14 по Самарской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 6 октября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.