Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи поданную 6 сентября 2022 года кассационную жалобу представителя Николаева Р.А. - Брыковой О.В. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 1 сентября 2022 года по административному делу N 2а-1259/2022 по административному исковому заявлению зарегистрированного кандидата в депутаты Собрания депутатов Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики первого созыва по одномандатному избирательному округу N 10 Николаева Р.А. к Чебоксарской районной территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и об отмене решения от 3 августа 2022 года N 64/316-5 "О регистрации кандидатов в депутаты Собрания депутатов Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики Николаева Ю.Г.".
Заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Бритвиной Н.С, изложившей обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу, доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Трофимова А.А, полагавшего судебный акт подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Решением Чебоксарской районной территориальной избирательной комиссией Чувашской Республики (далее Чебоксарская районная ТИК) от 21 июня 2022 года N 45/203-5 на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Собрания депутатов Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики первого созыва.
Решением Чебоксарской районной ТИК от 3 августа 2022 года N 64-316-5 осуществлена регистрации в депутаты Собрания депутатов Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики первого созыва по одномандатному избирательному округу N 10 Николаева Ю.Г, выдвинутого избирательным объединением Политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации".
Николаев Р.А. (далее - административный истец), зарегистрированный кандидатом в депутаты Собрания депутатов Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики первого созыва по одномандатному избирательному округу N 10 решением Чебоксарской районной ТИК от 29 июля 2022 года N 61/277-5, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и об отмене решения о регистрации вышеназванного кандидата в депутаты.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что Николаев Ю.Г, выдвинутый кандидатом в депутаты Чебоксарским районным местным отделением Чувашского республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", является одновременно членом Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и его членство в партии в установленном порядке не прекращено, в связи с чем оспариваемое решение территориальной избирательной комиссии принято в нарушение положений пункта 3.1 статьи 36 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" (далее - Федеральный закон N 95-ФЗ), что в силу подпункта "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) являлось основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты Собрания депутатов Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики первого созыва Николаева Ю.Г.
Решением Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 19 августа 2022 года административный иск Николаева Р.А. удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 1 сентября 2022 года решение Чебоксарского районного суда Чувашской Республики от 19 августа 2022 года отменено, по делу постановлено новое решение, которым в удовлетворении требований Николаева Р.А. о признании незаконным и отмене решения Чебоксарской районной ТИК от 3 августа 2022 года N 64-316-5 "О регистрации кандидатов в депутаты Собрания депутатов Чебоксарского муниципального округа Чувашской Республики первого созыва Николаева Ю.Г." отказано.
В кассационной жалобе административный истец Николаев Р.А. ставит вопрос об отмене апелляционного определения, как постановленного при неправильном применении норм материального права, неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
В обоснование доводов кассационной жалобы её автор указывает на то, что апелляционной инстанцией сделан ошибочный вывод о пропуске истцом срока на подачу административного искового заявления. В нарушение требований части 3 статьи 92 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом апелляционной инстанции необоснованно как день начала исчисления срока принят день принятия решения избирательной комиссией 3 августа 2022 года, а последним днем, соответственно, 12 августа 2022 года. Данный срок, по мнению заявителю, подлежал исчислению с 4 августа 2022 года.
Также, по мнению кассатора, судом апелляционной инстанции не учтено, что административный истец направил в суд административный иск 11 августа 2022 года, которое прибыло в распоряжение суда 12 августа 2022 года, то есть за один день до окончания срока обжалования, и пролежало на почте неполученным 4 дня.
Лица, участвующие в деле, извещённые о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение кассационной жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего административного дела не допущено ввиду следующего.
В соответствии с частью 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу подпункта "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Законом о политических партиях.
Согласно пункту 3.1 статьи 36 Федерального закона N 95-ФЗ политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списка кандидатов, на выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.
Положения подпункта "в" пункта 2 статьи 21 Федерального закона N 95-ФЗ устанавливают, что условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии регламентируются уставом этой партии.
Пунктом 4.3.1 Устава Всероссийской политической партии "Единая Россия" установлено, что член партии может добровольно выйти из партии. Прекращение членства происходит на основании личного письменного заявления гражданина, принявшего решение о выходе из партии, которое подается в первичное (местное, региональное) отделение партии по месту постоянного или преимущественного проживания члена Партии. Прекращение членства в партии наступает со дня регистрации этого письменного заявления в соответствующем первичном (местном, региональном) отделении.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Николаев Ю.Г. на момент регистрации кандидатом в депутаты являлся членом Всероссийской политической партии "Единая Россия" и членом политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации".
Разрешая административный спор и принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции установил, что на дату принятия решения избирательной комиссией о регистрации кандидата Николаев Ю.Г. являлся членом Всероссийской политической партии "Единая Россия", в связи с чем не мог быть выдвинут кандидатом в депутаты Политической партией "Коммунистическая партия Российской Федерации"
В подтверждение своего вывода суд сослался на письменные доказательства: заявление Николаева Ю.Г. о приеме в члены Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 18 апреля 2006 года, выписку из протокола заседания политического совета Чебоксарского районного местного отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 20 июня 2006 года N 5 о приеме Николаева Ю.Г. в члены названной политической партии, справку Чебоксарского районного местного отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" от 10 августа 2022 года, согласно которой Николаев Ю.Г. является членом Всероссийской политической партии "Единая Россия".
Суд апелляционной инстанции согласился с суждением суда о том, что на момент регистрации в качестве кандидата Николаев Ю.Г. являлся членом Всероссийской политической партии "Единая Россия", поскольку он основан на представленных в материалы дела доказательствах.
Однако, отменяя решение суда первой инстанции и принимая решение об отказе в удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о пропуске административным истцом срока обращения в суд и невозможности его восстановления.
Согласно части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в такой регистрации, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения.
Указанный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска (часть 7 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 78 Федерального закона N 67-ФЗ.
По настоящему делу предметом рассмотрения являлось соответствие решения избирательной комиссии о регистрации кандидата требованиям пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67, которое может быть отменено независимо от срока до дня голосования при условии, что требования об этом заявлены в течение десяти дней со дня его принятия избирательной комиссией (часть 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Вывод суда апелляционной инстанции о пропуске административным истцом срока обращения в суд является правильным и соответствует установленным фактическим обстоятельствам по делу, в соответствии с которыми решение о регистрации кандидата принято 3 августа 2022 года, однако административное исковое заявление Николаева Р.А. поступило в суд только 16 августа 2022 года, то есть по истечении пресекательного срока подачи искового заявления о защите избирательных прав.
При таких обстоятельствах, поскольку пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска в силу положений части 10 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции правомерно отказал в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным решения избирательной комиссии о регистрации Николаева Ю.Г. кандидатом в депутаты.
Доводы кассационной жалобы о том, что срок следует исчислять в соответствии с положениями части 3 статьи 92 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с 4 августа 2022 года не влияет на правомерность выводов суда апелляционной инстанции, в связи с чем отмену судебного акта не влечёт.
Также не состоятельны аргументы административного истца о несвоевременном получении судом административного иска, поскольку, направляя административный иск путём почтового отправления 11 августа 2022 года, административный истец должен был учесть время доставки почтовой корреспонденции и режим работы суда.
Кассационная жалоба, каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятого по делу судебного акта, не содержит и выражает лишь несогласие с выводом суда апелляционной инстанции о пропуске административным истцом срока обращения в суд.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 1 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Николаева Р.А. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 5 октября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.