Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Улановой Е.С, судей Федотовой Е.В, Балакиревой Е.М, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Абдрахманова Рафиса Рауфовича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 марта 2022 года по гражданскому делу N 2-904/2021 по иску Абдрахманова Рафиса Рауфовича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан об отмене решения в части, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и службы и назначить пенсию, заслушав доклад судьи Улановой Е.С, проверив материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
Абдрахманов Р.Р. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - ГУ-ОПФ РФ по Республике Башкортостан) об отмене решения пенсионного органа в части, возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и службы в армии, назначить досрочную страховую пенсию по старости. Полагая свои пенсионный права нарушенные ответчиком, Абдрахманов Р.Р. просил суд: отменить решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Абзелиловском районе Республики Башкортостан (далее - ГУ-УПФ РФ в Абзелиловском районе РБ, пенсионный орган) от 03 августа 2021 года в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы с 11 февраля 1999 года по 10 февраля 2000 года в качестве вздымщика в Абзелиловском лесхозе, с 26 апреля 2019 года по 30 декабря 2019 года в качестве вальщика в Абзелиловском лесхозе, периода службы в Советской Армии с 07 октября 1983 года по 12 ноября 1985 года, возложить обязанность включить данные периоды в специальный стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости по заявлению от 3 июня 2021 года.
Решением Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 26 октября 2021 года иск Абдрахманова Р.Р. удовлетворен частично. Суд признал незаконным решение ГУ-УПФ РФ в Абзелиловском районе РБ N 1004816 от 03 августа 2021 года в части отказа Абдрахманову Р.Р. в назначении досрочной страховой пенсии по старости, обязать ГУ-ОПФ РФ по Республике Башкортостан назначить Абдрахманову Р.Р. досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения - с 03 июля 2021 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 марта 2022 года решение Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 26 октября 2021 года отменено в части удовлетворения исковых требований Абдрахманова Р.Р. о возложении обязанности на ГУ-ОПФ РФ по Республике Башкортостан назначить досрочную страховую пенсию по старости с 03 июля 2021 года. В отмененной части принято новое решение, которым отказано в удовлетворении названных исковых требований. В остальной части решение того же суда оставлено без изменения.
Абдрахманов Р.Р. обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 марта 2022 года, оставить в силе решение Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 26 октября 2021 года.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции. В связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Судом установлено, что решением ГУ-УПФ РФ в Абзелиловском районе РБ N 1004816 от 03 августа 2021 года по заявлению Абрахманова Р.Р. от 03 июня 2021 года пенсионный орган исчислил страховой стаж истца как 30 лет 02 месяца 23 дня. В специальный стаж засчитаны следующие периоды: с 25 января 1986 года по 20 июня 1989 года в качестве обрубщика сучьев, с 21 июня 1989 года по 31 декабря 1991 года в качестве вальщика леса; стаж на соответствующих видах работ исчислен продолжительностью 05 лет 11 месяцев 19 дней (Список N 2 от 22 августа 1956 года). 05 лет 02 месяца 19 дней (Список N 273-лесозаготовка) либо 11 лет 01 месяц 26 дней (Список 273-лесозаготовка).
Дополнительным решением ГУ-УПФ РФ в Абзелиловском районе РБ N1004816-Д от 03 августа 2021 года пенсионный орган исчислил стаж Абрахманова Р.Р. на соответствующих видах работ - 08 лет 13 дней (Список N 2), 05 лет 02 месяца 19 дней (Список N 273-лесозаготовка) либо 11 лет 01 месяц 26 дней (список 273-лесозаготовка). Пенсионный орган зачел в стаж Абдрахманова Р.Р, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку N 2, период службы в рядах Советской Армии с 07 октября 1983 года по 12 ноября 1985 года.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж истца периода службы в рядах Советской Армии с 07 октября 1983 года по 12 ноября 1985 года и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что указанный период включен пенсионным органом в специальный стаж по Списку N 2, соответственно ответчиком права Абдрахманова Р.Р. не нарушены.
Разрешая требования истца о включении в специальный стаж периодов работы в качестве вздымщика в Абзелиловском лесхозе с 11.02.1999 г. по 10.02.2000 г.; в качестве вальщика в Абзелиловском лесхозе с 26.04.2019 г. по 30.12.2019 г. и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из отсутствия к этому правовых оснований.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился. Судебные постановления в указанной части не обжалуются, в связи с чем не являются предметом проверки суда кассационной инстанции.
Разрешая требования истца о признании за ним права на досрочную страховую пенсию по старости и удовлетворяя их, суд первой инстанции исходил из того, что в дополнительном решении пенсионный орган зачел военную службу по призыву продолжительностью 02 года 01 месяц 05 дней в специальный стаж истца, ввиду чего специальный стаж Абдрахманова Р.Р. с учетом ранее засчитанных 11 лет 01 месяц 26 дней составил более 12 лет 6 месяцев, что дает истцу право на досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения - с 03 июля 2021 года.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции о праве Абдрахманова Р.Р. на досрочную страховую пенсию по старости с 03 июля 2021 года не согласился.
Отменяя решение суда в указанной части и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что к стажу Абрахманова Р.Р. на лесозаготовках и лесосплаве до 1992 года в соответствии с пунктом "б" ст. 12 Закона Российской Федерации N 340-1 от 20 ноября 1990 года (по Списку N 2 от 22 августа 1956 года) нельзя суммировать работу на лесозаготовке и лесосплаве с 1992 года в соответствии с пунктом "ж" ст. 12 Закона Российской Федерации N 340-1 от 20 ноября 1990 года, так как в указанные периоды он работал в одинаковых условиях труда (на лесозаготовках и лесосплаве), у истца отсутствует право на досрочную страховую пенсию по старости с 03 июля 2021 года.
Доводы кассационной жалобы о неправильном применении норм материального права, судебной коллегией отклоняются как необоснованные.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 01 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших), запятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 3 и 4 статьи 30 указанного Федерального закона установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений ст. 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 года N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", с учетом спорных периодов и должности, занимаемой истцом, при досрочном назначении страховой пенсии по старости применяются:
Слисок N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение":
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 01 января 1992 года;
Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года N 273.
При определении права Абрахманова Р.Р. на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ (Список N 2), специальный стаж истца составил с учетом включения периода службы в армии - 8 лет 0 месяцев 13 дней. Таким образом, право у истца на досрочную страховую пенсию по старости по указанному пункту отсутствует на момент обращения за пенсией.
При определении права Абрахманова Р.Р. на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ (Список N 273) специальный стаж истца составил 11 лет 1 месяц 26 дней. При этом период службы в армии не может быть включен в специальный стаж по Списку N 273. Таким образом, право у истца на досрочную страховую пенсию по старости по указанному пункту отсутствует на момент обращения за пенсией.
Доводы кассационной жалобы о том, что пенсионным органом ранее был посчитан специальный стаж Абрахманова Р.Р. на работах с тяжелыми условиями труда как 13 лет 03 месяца 02 дня, что следует из таблицы, поименованной "Данные о стаже", не могут повлечь отмену правильного апелляционного определения.
Действительно, в материалы дела представлена таблица, поименованная "Данные о стаже", где стаж на работах с тяжелыми условиями труда указан как 13 лет 03 месяца 02 дня. Вместе с тем, из трудовой книжки Абрахманова Р.Р, иных имеющихся в материалах дела документов, следует, что стаж истца на работах с тяжелыми условиями труда составляет 5 лет 11 месяцев 07 дней (без учета службы в армии), что также по существу не оспаривается и стороной истца. Неправильный предварительный расчет пенсионного органа не может являться основанием для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Доводы кассационной жалобы о том, что период службы Абрахманова Р.Р. в рядах Советской Армии с 07.10.1983 г. по 12.11.1985 г. (2 лет 1 месяц 6 дней) приравнивается к работе, следующей за службой, а именно работе в качестве обрубщика сучьев 3 разряда в Узянбашевском л/п Белорецкого леспромхоза объединения "Башлес" и подлежит учету при исчислении специального стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, так как работа в данной должности включена ответчиком в специальный стаж, судебной коллегией отклоняются как необоснованные, поскольку период службы в армии в силу Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590 может быть включен в специальный стаж по Списку N 2 и не может быть включен в специальный стаж по Списку N 273.
Необходимого специального страхового стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости у Абрахманова Р.Р. на момент обращения за таковой не имеется ни по Списку N 2 (пункт 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), ни по Списку N 273 (пункт 7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
Иные, приведенные в кассационной жалобе доводы, основаны на неправильном толковании пенсионного законодательства, смешивании понятий специального стажа по Списку N 2 и по Списку N 273, а потому основанием к отмене обжалуемого апелляционного определения служить не могут.
При таких установленных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции правомерно не усмотрел правовых оснований для удовлетворения исковых требований Абрахманова Р.Р. о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права, руководствуясь положениями Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665, принял во внимание разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 17 октября 2003 года N 4.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции обоснованными и не усматривает оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы суда апелляционной инстанции соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Иное мнение о том, как должно быть рассмотрено дело, при отсутствии со стороны судебных инстанций нарушений норм материального и процессуального права не может служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Абдрахманова Рафиса Рауфовича - без удовлетворения.
Председательствующий (подпись) Е.С. Уланова
Судьи (подпись) Е.В. Федотова
(подпись) Е.М. Балакирева
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.