Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Речич Е.С., рассмотрев единолично кассационную жалобу ООО Спецавтохозяйство" на решение мирового судьи судебного участка N 1 Сарапульского района Удмуртской Республики от 11 февраля 2022 г. и апелляционное определение Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 25 мая 2022 г. по гражданскому делу N 2-14/2022 по иску Галимовой Любови Николаевны к ООО Спецавтохозяйство" о взыскании произведенной платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Галимова Л.Н. обратилась к мировому судье с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство", Удмуртскому филиалу Акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс", Сарапульскому отделу Удмуртского филиала Акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" о взыскании с Ответчиков в солидарном порядке денежных средств оплаченных за обращение с твердыми бытовыми отходами (далее - ТКО) в размере 2 384 руб. 31 коп, компенсации морального вреда в размере 7000 руб, штрафа за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50 % от суммы, присужденной в пользу потребителя, почтовые расходы в размере 500 руб. в обоснование иска указано, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: УР "адрес" На указанном земельном участке расположены хозяйственные постройки (сарай, баня, металлический гараж). Жилой дом, а также иные постройки пригодные для постоянного проживания на земельном участке отсутствуют. Лиц постоянно, либо временно проживающих нет.
Полагая начисление за ТКО незаконным просила суд взыскать с ответчика ООО "САХ" произведенную оплату за обращение с твердыми коммунальными отходами за период с 01 июня 2021г. по 31 октября 2021 г. в размере 475, 55 руб, компенсацию морального вреда 7 000 руб, штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя в размере 50 % присужденной судом денежной суммы, судебные расходы в размере 156, 58 руб.
Решением мирового судьи судебного участка N 1 Сарапульского района Удмуртской Республики от 11 февраля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 25 мая 2022 г. исковые требования Галимовой Л.Н. к ООО Спецавтохозяйство" о взыскании произведенной платы за обращение с твердыми коммунальными отходами, компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов удовлетворены частично.
Судом постановлено: "Взыскать с ООО "Спецавтохозяйство" в пользу Галимовой Л.Н. произведенную оплату за обращение с твердыми коммунальными отходами за период с 1 июня 2021 г. по 31 октября 2021 г. в размере 475, 55 руб, компенсацию морального вреда 300 руб, штраф за неисполнение в добровольном порядке требований потребителя в размере 387, 76 руб, судебные расходы в размере 73, 58 руб. Взыскать с ООО "Спецавтохозяйство" в доход Муниципального образования "Муниципальный округ Сарапульский район Удмуртской Республики" государственную пошлину в размере 700 руб.".
В кассационной жалобе ООО Спецавтохозяйство" выражает несогласие с состоявшимися судебными постановлениями, просит их отменить, как незаконные и необоснованные, принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Галимова Л.Н. представила письменный отзыв, в котором просила судебные акты оставить без изменения.
На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
О принятии кассационной жалобы к производству суда кассационной инстанции участвующие лица были извещены, копии кассационной жалобы им направлены, представлен срок для подачи возражений.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что имеются основания для ее удовлетворения, исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Галимова JI.H. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, "адрес", "адрес", "адрес".
Согласно записям из ЕГРН объекты недвижимости в пределах земельного участка отсутствуют.
Ответчик является действующим юридическим лицом, основанным видом деятельности которого является сбор отходов.
ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" (Агент) приняты обязательства за вознаграждение совершать от имени и за счет ООО "САХ" (принципал) юридические и фактические действия, в том числе, по открытию и сопровождению лицевых счетов потребителей, заключение договоров потребителями по типовой форме принципала с указанием точек поставки, объема накопления, места накопления ТКО, периодичности вывоза ТКО и иных условий; начисление от имени принципала сумм оплаты за предоставленную принципалом коммунальную услугу, на основании нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных в установленном порядке НПА субъекта РФ согласно пунктам 2.1.2.3, 2.1.2.4 агентского договора N ЖКХ-19 от1.12.2018 г.
Предложение и форма публичного договора по услуге обращение с ТКО были размещены региональным оператором на своем официальном сайте.
Согласно акту от 25 декабря 2020 г. составленного представителем ООО "САХ" участием потребителя Галимовой JI.H. на земельном участке по адресу: Удмуртская Республика, "адрес", "адрес" находится баня, сарай, гараж. Жилой дом отсутствует. Со стороны дороги установлен забор.
Согласно акту от 28 декабря 2020 г. составленного представителем ООО "САХ", без участия потребителя Галимовой Л.H. на земельном участке по адресу: Удмуртская Республика, "адрес", "адрес", "адрес" находятся объекты домовладения (баня, гараж, сарай), со стороны дороги установлен забор, на момент осмотра подъездные пути к забору расчищены. Со слов соседей потребитель приезжает регулярно. Последний приезд был в выходные 26, 27 декабря.
Согласно акту от 30 апреля 2021 г. составленного представителем ООО "САХ", с участием потребителя Галимовой Л.Н. на земельном участке по адресу: Удмуртская Республика, "адрес", "адрес", "адрес" находится строение, а именно двухэтажная баня из древесного бруса подключенное к электроснабжению, а также деревянный сарай, теплица, жилые строения отсутствуют.
За период с 1 июня 2021 г. по 31 октября 2021 г. по лицевому счету N 611064004 потребителю Галимовой Л.Н. региональным оператором произведено начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, исходя из количества собственников, с учетом перерасчета в размере 475, 55 руб. (95, 11*5), о чем представлена справка о расчетах жилищно-коммунальных услуг за период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2021 г.
Из исследованных материалов дела следует, что на земельном участке по адресу: Удмуртская Республика, "адрес", "адрес", "адрес" жилой дом отсутствует, права собственности на какие-либо объекты не зарегистрированы, имеющиеся постройки статусом жилого дома не обладают.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.ст. 30, 153, 154, 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, ст. 1, ч. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пришел к выводу, что ООО "САХ" осуществляет начисление платы по обращению с ТКО по земельному участку: Удмуртская Республика, Сарапульский район, д. Оленье болото, ул. Мира, 17 с нарушением требований статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N354, поскольку на указанном земельном участке жилой дом отсутствует, права собственности на какие-либо объекты не зарегистрировано, имеющиеся постройки статусом жилого дома не обладают, в связи с чем истец потребителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не является, обязанность по оплате данной коммунальной услуги, которая возникает с момента возникновения права собственности или иного законного права на жилой дом, предусмотренного законом, у неё не возникла, а значит, начисление платы за данную коммунальную услугу ответчиком производится незаконно. Представленный истцом расчет подлежащей взысканию с ответчика произведенной оплаты за обращение с твердыми коммунальными отходами за период с 1 июня 2021 г. по 31 октября 2021 г. на сумму 475, 55 руб. мировым судьей проверен, признан верным. Разрешая требования истца о компенсации морального вреда, мировой судья счёл его правомерным, снизив размер компенсации до 300 руб.
С указанными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Выводы судов сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как указано в п. 2 п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации в от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 3 ст. 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращение с ТКО обеспечивается региональными операторами.
Из пункта 1 статьи 24.7 указанного нормативного правового акта следует, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Согласно общедоступным сведениям в сети Интернет между Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики и ООО "Спецавтохозяйство" (Региональный оператор) заключено Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Удмуртской Республики от 28.08.2018 года, предметом которого является обеспечение Региональным оператором сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов в пределах зоны деятельности Регионального оператора в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами в Удмуртской Республике, действующим законодательством РФ и УР.
По условиям Соглашения оно вступило в силу 28.04.2018 года и действует в течение 10 лет. (пункт 4.1 Соглашения).
В силу абз. 1 п. 2.1.2. Региональный оператор обязуется заключать договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Согласно абз. 3 п. 2.1.2. договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается между потребителем и Региональным оператором в соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25.08.2008 года N 641".
К деятельности по обращению с ТКО на территории Удмуртской Республики ООО "Спецавтохозяйство" приступило с 01.01.2019 года.
Галимовой Л.Н. производится начисление платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.
По смыслу приведенных положений закона, региональный оператор оказывает услуги на основании договора с собственником твердых коммунальных отходов, заключение которого в силу положений закона возможно как способами, указанными в п. 2, 3, 4 ст. 434 ГК РФ, так и путем применения положений, содержащихся в пункте 8 (7) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. постановлением Правительства РФ N 1156, согласно которым договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16 рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в сети "Интернет".
С учетом приведенных правил, если потребитель не направил региональному оператору заявку и документы, то договор на оказание услуг считается заключенным и вступает в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.
В соответствии с п. 8 (1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:
а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;
в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Вопросы сбора и утилизации твердых коммунальных отходов урегулированы в постановлении Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641 (вместе с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами)", и в постановлении Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
При рассмотрении дела Галимова Л.Н. не оспаривала наличие нежилых помещений на принадлежащем ей земельном участке по адресу Удмуртская Республика, "адрес", "адрес", "адрес" использование земельного участка.
Таким образом, выводы судов об удовлетворении исковых требований сделаны без учета положений п.п. "в" п. 8(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, в соответствии с которым региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся: в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
Образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, в этой связи отсутствие на земельном участке жилых или нежилых помещений, которые получили государственную регистрацию, не свидетельствует о ненакоплении ТКО владельцами указанных земельных участков.
При таких обстоятельствах решение мирового судьи судебного участка N 1 Сарапульского района Удмуртской Республики от 11 февраля 2022 г. и апелляционное определение Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 25 мая 2022 г. нельзя признать законными, поскольку они приняты с нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены с направлением дела на новое рассмотрение, в суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛ:
решение мирового судьи судебного участка N 1 Сарапульского района Удмуртской Республики от 11 февраля 2022 г. и апелляционное определение Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 25 мая 2022 г. отменить, гражданское дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судья Е.С. Речич
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.