Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Федотовой Е.В, Осиповой С.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 10 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 31 мая 2022 г. по гражданскому делу N 2-706/2022 по иску прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах ФИО1, к Государственному учреждению - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Федотовой Е.В, объяснение старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Тихоновой Ю.В, полагавшей судебные акты законными и обоснованными, судебная коллегия
установила:
Прокурор Заволжского района города Ульяновска в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда. Требования мотивировал тем, что в результате проведенной прокуратурой Заволжского района проверки по обращению ФИО4, действующей в интересах сына ФИО1, о нарушении его права на предоставление мер государственной социальной поддержки, установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ФИО8. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида N от 10 марта 2021 нуждается в обеспечении креслом-коляской с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП с электроприводом (для инвалидов и детей инвалидов) с аккумуляторной батареей, шириной сиденья - 46 см, глубиной сиденья - 45 см, высотой сиденья - 50 см, высотой подлокотника - 23 см, высотой подножки - 45 см, видом спинки - с регулируемым углом наклона, подножкой - регулирующей по высоте, объемом бедер 116 см, с 10 марта 2021 бессрочно. Заявление ФИО1 на обеспечение данного вида TCP зарегистрировано в ГУ УРО ФСС 16 апреля 2021. Однако, до настоящего времени инвалид TCP не обеспечен. В связи с изложенным прокурор просил обязать ответчика обеспечить ФИО1 креслом- коляской с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП с электроприводом (для инвалидов и детей инвалидов) с аккумуляторной батареей, шириной сиденья - 46 см, глубиной сиденья - 45 см, высотой сиденья -50 см, высотой подлокотника - 23 см, высотой подножки - 45 см, видом спинки - с регулируемым углом наклона, подножкой - регулирующей по высоте, объемом бедер 116 см, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации N от 10 марта 2021, взыскать в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.
Судом к участию по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 10 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 31 мая 2022 г, исковые требования прокурора Заволжского района города Ульяновска в интересах ФИО1 к Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, компенсации морального вреда удовлетворены частично. На Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность обеспечить ФИО1 креслом-коляской с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП с электроприводом (для инвалидов и детей инвалидов) с аккумуляторной батареей, шириной сиденья - 46 см, глубиной сиденья - 45 см, высотой сиденья - 50 см, высотой подлокотника - 23 см, высотой подножки - 45 см, видом спинки - с регулируемым углом наклона, подножкой - регулирующей по высоте, объемом бедер 116 см, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации N от 10 марта 2021. Этим же судебным постановлением с Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу ФИО1 взыскана компенсация морального вреда в размере 5000 руб. В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит об отмене судебных актов.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы с учетом требований статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ФИО9.
В соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида N от 10 марта 2021 ФИО1 нуждается в обеспечении креслом- коляской с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП с электроприводом (для инвалидов и детей инвалидов) с аккумуляторной батареей, шириной сиденья - 46 см, глубиной сиденья - 45 см, высотой сиденья - 50 см, высотой подлокотника - 23 см, высотой подножки - 45 см, видом спинки - с регулируемым углом наклона, подножкой - регулирующей по высоте, объемом бедер 116 см, с 10 марта 2021 бессрочно.
16 апреля 2021 ФИО1 обратился с письменным заявлением об обеспечении данным средством реабилитации к ответчику.
На период рассмотрения дела в суде первой инстанции ФИО1 указанным TCP не обеспечен.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 10, 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", исходил из того, что ответчик не исполнил свои обязательства по обеспечению инвалида необходимыми средствами реабилитации в установленный срок, в связи с чем пришел к выводу о возложении на ответчика обязанность обеспечить ФИО1 креслом-коляской с дополнительной фиксацией (поддержкой) головы и тела, в том числе для больных ДЦП с электроприводом (для инвалидов и детей инвалидов) с аккумуляторной батареей, шириной сиденья - 46 см, глубиной сиденья - 45 см, высотой сиденья - 50 см, высотой подлокотника - 23 см, высотой подножки - 45 см, видом спинки - с регулируемым углом наклона, подножкой - регулирующей по высоте, объемом бедер 116 см, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации N от 10 марта 2021.
Приходя к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, суд указал, что ответчик нарушил право ФИО1 на получение со стороны государства поддержки и обеспечения благоприятных, не ущемляющих охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации им своих прав, в том числе, на получение технических средств реабилитации, необходимых для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
При определении размера компенсации морального вреда суд принял во внимание обстоятельства, при которых был причинен вред, возраст, инвалидность истца, необходимость в технических средствах реабилитации, степень вины ответчика, не исполнившего возложенную законом обязанность, что повлекло нарушение прав истца как инвалида, гарантированных Конституцией Российской Федерации, в связи с чем, с учетом требований разумности и справедливости пришел к выводу о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда в размере 5000 руб, полагая, что данный размер компенсации отвечает требованиям разумности, соответствует степени и длительности физических и нравственных страданий истца, а также целевому назначению данной компенсационной выплаты.
С выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, проверяя в пределах доводов кассационной жалобы законность оспариваемых судебных постановлений, не имеет оснований для их отмены, поскольку выводы судов основаны на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 указанного Федерального закона индивидуальная программа реабилитации инвалида является разработанным на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплексом оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающим в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида, выполнению определенных видов деятельности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07 апреля 2008 года N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных, категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, согласно пункту 4 которых заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном). либо лицом, представляющим его интересы, однократно в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (месту пребывания или фактического проживания) инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов. При подаче заявления представляются документ, удостоверяющий личность инвалида, или документ, удостоверяющий личность лица, представляющего интересы инвалида, а также документ, подтверждающий его полномочия, программа реабилитации (заключение).
В силу пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом (ветераном) заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил. Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней, а для инвалида, нуждающегося в оказании паллиативной медицинской помощи, 7 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др. (абзац второй пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда").
Принимая во внимание, что ответчик своевременно не исполнил возложенные на него обязанности по предоставлению инвалиду средств реабилитации, выводы судов о возложении обязанности на Государственное учреждение - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить техническими средствами реабилитации ФИО1, взыскании денежной компенсации морального вреда, являются обоснованными.
Доводы кассационной жалобы о наличии правовых оснований для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме основаны на неверном, ошибочном толковании норм материального права, а потому не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений. Более того, данные доводы приводились заявителем ранее, являлись предметом исследования судов предыдущих инстанций, были обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебных постановлениях.
Доводы кассационной жалобы о том, что истец, в силу норм действующего законодательства мог приобрести ТСР за счет собственных средств с последующей выплатой ему компенсации, выплата компенсации морального вреда повлияет на сокращение бюджетных средств, отсутствует причинно-следственная связь между непредставлением ТСР и моральными страданиями истца, не опровергают выводов суда о том, что в результате виновного бездействия ответчика истцу причинен моральный вред.
Меры социальной поддержки, предоставляемые в силу закона отдельным категориям граждан, направлены на создание им достойных условий жизни, поддержание их жизнедеятельности, сохранение их здоровья и в связи с этим на обеспечение достоинства их личности.
При таких обстоятельствах доводы жалобы о том, что требования истца о компенсации морального вреда вытекают из имущественных отношений, несостоятельны и подлежат отклонению, поскольку не предоставлением необходимых ТСР ответчик нарушил личные неимущественные права истца.
Признав, что ни один из доводов кассационной жалобы не свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 10 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 31 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий: Г.Г. Непопалов
Судьи: С.К. Осипова
Е.В. Федотова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.