Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Непопалова Г.Г, судей Ившиной Т.В, Трух Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 22 февраля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 28 июня 2022 г. по гражданскому делу N 2-503/2022 по иску ФИО1 к областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области о возложении обязанности назначить ежемесячную денежную выплату в связи с рождением первого ребенка.
Заслушав доклад судьи Ившиной Т.В, объяснения участвующего в судебном заседании посредством видеоконференц-связи представителя ФИО1 - Шеянова А.Н, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском к Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области (далее ОГКУСЗН Ульяновской области), ссылаясь на то, что она в настоящее время находится в декретном отпуске, замужем за ФИО2 (официально не трудоустроен), воспитывают дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 12 августа 2021 обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребёнка. Однако, уполномоченный орган отказал в предоставлении указанной государственной услуги на основании отсутствия сведений о доходах супруга за расчётный период.
Считает данный отказ незаконным, так как она не может справку о доходах супруга, в связи с отсутствием обстоятельств (фактов), которые можно подтвердить данным документом. Не является основанием для отказа в назначении ежемесячной выплаты если один из родителей или оба родителя не трудоустроены. В качестве документа, подтверждающего отсутствие трудоустройства, может быть представлен, в том числе оригинал трудовой книжки (при её наличии).
ФИО1 просила суд обязать Областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области назначить ей ежемесячную денежную выплату в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N134-Ф3 "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, с момента рождения ребёнка - с 12 июня 2021 года.
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 22 февраля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 28 июня 2022 г, ФИО1 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов судов, просит отменить апелляционное определение, её исковые требования к Областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области удовлетворить в полном объёме.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлялись о месте и времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность принятых по делу решения и апелляционного определения, в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
На основании пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2017 N 418-ФЗ гражданин имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка в любое время в течение трех лет со дня рождения ребенка.
Как следует из пункта 1 статьи 4 указанного Федерального закона при расчёте среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка учитываются следующие доходы семьи, полученные в денежной форме:
1) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;
2) пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные гражданином в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации или полученные от иностранной организации в связи с деятельностью ее обособленного подразделения в Российской Федерации;
3) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;
4) компенсация, выплачиваемая государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;
5) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение федеральной государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации.
Суммы доходов, полученных от исполнения договоров гражданско-правового характера, а также доходов от предпринимательской и иной деятельности делятся на количество месяцев, за которые они начислены (получены), и учитываются в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период (пункт 5 статьи 4).
Среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев) путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Отсчет указанного двенадцатимесячного периода начинается за шесть месяцев до даты подачи заявления о назначении такой ежемесячной выплаты (пункт 8 статьи 4).
В состав семьи, учитываемый при расчёте среднедушевого дохода семьи, включаются родитель (в том числе усыновитель), опекун ребёнка, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение ежемесячной выплаты, супруг (супруга) такого гражданина, несовершеннолетние дети (пункт 10 статьи 4).
Приказом Минтруда России от 29 декабря 2017 N 889н утверждён Порядок осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, обращения за назначением указанных выплат, а также перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого и (или) второго ребенка".
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 состоит в браке с ФИО2, от брака имеют ребенка - ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
12 августа 2021 ФИО1 обратилась в ОГКУСЗН Ульяновской области с заявлением о назначении выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением первого ребёнка.
20 августа 2021 ответчиком ОГКУСЗН Ульяновской области было принято решение об отказе в назначении и выплате ежемесячного пособия в связи с рождением первого ребёнка, поскольку из представленных документов невозможно определить среднедушевой доход семьи заявителя.
Как следует из ответа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Ульяновской области, ФИО2 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 21 октября 2014 г. по 14 февраля 2019 г. В информационных ресурсах по состоянию на 11 января 2022 г. сведения о доходах по форме 2-НДФЛ в отношении ФИО2 отсутствуют.
По сведениям ПАО "Сбербанк" у ФИО1 и её супруга в расчётном периоде имелись многочисленные банковские счета в ПАО Сбербанк, движение средств по которым могло бы подтвердить либо опровергнуть наличие или отсутствие неофициальных (реальных) доходов семьи.
Из представленной суду 01 февраля 2022 ПАО Сбербанк индивидуальной выписки на ФИО1 за период с 01 января 2020 по 30 декабря 2020 усматривается движение по счету. Согласно выписке, со счёта списано - 607 493, 56 руб, зачислено от различных лиц - 321843, 72 руб.
Судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства стороне истца неоднократно предлагалось представить выписки из банковских счетов для проверки реальных доходов её семьи, однако какие-либо доказательства, документально подтверждающие отсутствие движения по счетам у ФИО2, ФИО1 за расчётный период сторона истца представить отказалась.
При таких обстоятельствах суд отказал истцу в удовлетворении заявленных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, исходил из того, что обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения спора, являлось отсутствие доходов у ФИО2, ФИО1 за расчётный период, либо их не превышение установленного Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ размера. При отсутствии указанных сведений определить среднедушевой доход семьи ФИО1, а, соответственно, решить вопрос о наличии у истицы права на получение ежемесячной денежной выплаты не представляется возможным.
Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ не содержит оснований для отказа в назначении ежемесячной выплаты в случае, если один из родителей или оба родителя не трудоустроены.
В качестве документа, подтверждающего отсутствие трудоустройства родителей, может быть представлен, в том числе оригинал трудовой книжки (при ее наличии) в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 перечня документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка, утвержденного приказом Минтруда России от 29 декабря 2017 г. N 889н.
Кроме того в соответствии с частью 9 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере социальной защиты населения, имеют право на проверку достоверности представленных гражданином сведений о доходах семьи. В этих целях указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию от всех владеющих такой информацией органов и организаций независимо от форм собственности, в том числе в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Доводы заявителя жалобы о том, что представить справку об отсутствии доходов супруга она представить не может, ответчик, отсутствие доходов может быть может быть подтверждено трудовой книжкой, органы исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющие полномочия в сфере социальной защиты населения, имеют право на проверку достоверности представленных гражданином сведений о доходах семьи, подлежат отклонению с учётом предмета заявленных истцом требований.
Поскольку истец просила обязать ответчика назначить ей ежемесячную денежную выплату, суд обязан был проверить наличие у истца права на такую выплату с учётом положений пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 N 418-ФЗ.
Несмотря на неоднократные разъяснения суда и предложения представить конкретные доказательства, ФИО1, с её слов работающая в расчётный период директором магазина с заработной платой в размере 50 000 - 60 000 руб, отказалась это сделать.
Между тем, согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истец была обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, судебными инстанциями не допущено, юридически значимые обстоятельства установлены полно и правильно, которым дана правовая оценка в их совокупности в полном соответствии положениям ст. 67 ГПК РФ.
Таким образом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам жалобы не усматривается.
Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Ленинского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 22 февраля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 28 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Г. Непопалов
Судьи Т.В. Ившина
Е.В. Трух
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.