Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдинова Р.Ф., рассмотрев с истребованием и изучением материалов дела об административном правонарушении (дело поступило 23 сентября 2022 года) жалобу защитника Агджабекова З.Р.О. Эмирбекова А.М. на вступившее в законную силу постановление судьи Ленинского районного суда города Махачкалы Республики Дагестан от 13 июля 2020 года вынесенное в отношении Агджабекова З.Р.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением судьи Ленинского районного суда города Махачкалы Республики Дагестан от 13 июля 2020 года Агджабеков З.Р.О. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем контролируемого самостоятельного выезда Агджабекова З.Р.О. из Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Пятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Агджабекова З.Р.о. Эмирбеков А.М. просит отменить названный судебный акт, приводя доводы о его незаконности.
Данная жалоба рассматривается судьей Пятого кассационного суда общей юрисдикции в соответствии с требованиями, предусмотренными частью 2 статьи 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании приказа председателя Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 30 марта 2021 года N 27л/с.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.
Административная ответственность по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния и влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно статье 2 названного Федерального закона в целях настоящего Федерального закона применяются основные понятия, в частности, иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 5 того же Федерального закона срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
В пункте 2 статьи 5 приведенного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2018 года N528-ФЗ) установлено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо у него принято заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации иностранного гражданина, признанного носителем русского языка в соответствии со статьей 33.1 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", или заявление о выдаче вида на жительство, либо федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, либо ходатайство образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается по очной или очно-заочной форме по основной профессиональной образовательной программе, имеющей государственную аккредитацию, или ходатайство федеральной государственной образовательной организации, в которой иностранный гражданин обучается на подготовительном отделении или подготовительном факультете по
дополнительной общеобразовательной программе, обеспечивающей подготовку иностранных граждан к освоению основных профессиональных образовательных программ на русском языке (далее - подготовительный факультет федеральной государственной образовательной организации), о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации такого иностранного гражданина.
В силу статьи 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 12 июля 2020 года в 12 часов 40 минут гражданин Республики Азербайджан Агджабеков Зияддин Рахид Оглы нарушил режим пребывания (проживания) в Российской Федерации, проживал по адресу: "адрес", без регистрации, находясь незаконно на территории Российской Федерации с 29 января 2020 года.
Факт уклонения Агджабекова З.Р.О. от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 12 июля 2020 года (л.д. 3); объяснениями Агджабекова З.Р.О. от 12 июля 2020 года (л.д. 4); копией 2-й и 3-й страниц паспорта гражданина Республики Азербайджан Агджабекова З.Р.О. (л.д. 5) и копией миграционной карты, согласно которой срок пребывания установлен с 29 ноября 2019 года до 28 января 2020 года (л.д. 5), которые оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, Агджабеков Зияддин Рахид Оглы обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании анализа собранных доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Постановление о привлечении Агджабекова З.Р.О. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесено судьей в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, порядок привлечения Агджабекова З.Р.О. к административной ответственности соблюден.
Вопреки доводам жалобы, как на стадии возбуждения дела об административном правонарушении, так и при рассмотрении дела в суде, заявителю были разъяснены положения статьи 51 Конституции Российской Федерации и процессуальные права, предусмотренные статьями 24.2, 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе, право пользоваться помощью защитника и переводчика, в чем заявитель собственноручно расписался, ходатайств о предоставлении переводчика и защитника заявлено им не было, в объяснениях 12 июля 2020 года указал на то, что в услугах переводчика и защитника он не нуждается, русским языком владеет хорошо, причину отсутствия документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, и невыезд из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации назвал нахождение в Реабилитационном центре "Ковчег" для лечения от наркомании до мая 2020 года.
Более того, он участвовал в судебном заседании у мирового судьи, которому дал собственноручную расписку о разъяснении ему прав, предусмотренных статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснения по обстоятельствам дела давал на русском языке, пользовался иными процессуальными правами, что не позволяет усомниться во владении им языком, на котором ведется судопроизводство, в той степени, которая необходима для понимания смысла и значения процессуальных действий, совершаемых в рамках возбужденного в отношении него дела об административном правонарушении.
Доводы жалобы, что должностным лицом составившим протокол об административном правонарушении в качестве обоснования нарушения гражданином Республики Азербайджан Агджабековым З.Р.О. режима пребывания в Российской Федерации или уклонения от выезда из Российской Федерации должна была быть представлена информация, содержащаяся в специальном программном обеспечении "Мигрант-1" АС ЦБД УИГ Федеральной миграционной службы, из которой можно установить когда Агджабеков З.Р.О. въехал на территорию Российской Федерации, отклоняются, поскольку имеющихся в материалах дела доказательств достаточно для установления всех юридически значимых обстоятельств совершения Агджабековым З.Р.О. административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Напротив, доводы жалобы свидетельствуют о том, что Агджабековым З.Р.О. сознавались сроки его пребывания в Российской Федерации.
Доводы жалобы о неверном указании в мотивировочной части решения вместо фамилии и инициалов лица, привлеченного к административной ответственности, фамилии "Кожевников" с инициалами "Н.В.", не свидетельствует о незаконности принятого решения, а является явной технической опиской, которая может быть устранена в соответствии со статьей 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях путем вынесения соответствующего определения. Допущенная судьей районного суда описка не повлияла на суть вынесенного постановления, его законность и обоснованность.
Не обоснованы и приведенные в жалобе доводы о не тождественности подлинника постановления судьи районного суда и его копии, выданной Агджабекову З.Р.О, поскольку их сопоставление относительно подписей, содержания текста, сведений, указанных в статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, идентично, использование иного шрифта при изготовлении копии судебного акта не влечет их не тождественность.
Административное наказание назначено Агджабекову З.Р.О. в пределах санкции части 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции, ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Ленинского районного суда города Махачкалы Республики Дагестан от 13 июля 2020 года вынесенное в отношении Агджабекова З.Р.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Агджабекова З.Р.О. Эмирбекова А.М. - без удовлетворения.
Судья Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Фахретдинова
Справка:
судья районного суда Багандов Ш.Б.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.