Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фахретдиновой Р.Ф, судей Зайнуллиной Г.К. и Белоусовой Ю.К, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Зацепилина И.В. на решение Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 20 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 14 декабря 2021 г. по административному делу N 2а-3157/2021 по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ставрополя к Зацепилину И.В. о взыскании налоговых платежей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
инспекция Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ставрополя (далее также - ИФНС по Ленинскому району г. Ставрополя, инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Зацепилину И.В. о взыскании налоговых платежей.
В обоснование своих требований указала, что Зацепилину И.В. на праве собственности принадлежат земельные участки и он является плательщиком земельного налога, направленные в его адрес налоговое уведомление и требование не исполнены, в связи с чем инспекция обратилась с заявлением мировому судье судебного участка N 4 Ленинского района г. Ставрополя и в отношении Зацепилина И.В. определением мирового судьи от 30 декабря 2020 г. вынесен судебный приказ, который отменен определением мирового судьи от 18 февраля 2021 г. в связи с возражениями должника. ИФНС по Ленинскому району г. Ставрополя просила взыскать с Зацепилина И.В. задолженность на общую сумму 16 227, 28 руб, в том числе земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов, в размере 16 205 руб. за 2016 год, пени в размере 22, 28 руб. за 2016 год.
Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 20 августа 2021 г, измененным в части размера взысканной государственной пошлины апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 14 декабря 2021 г, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 19 апреля 2022 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 28 апреля 2022 г, Зацепилин И.В. просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и норм процессуального права
Относительно доводов жалобы ИФНС по Ленинскому району г. Ставрополя представлены письменные возржения.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций допущены.
Как следует из материалов дела, Зацепилин И.В. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами: с кадастровыми номерами: "данные изъяты", расположенных по адресу: "адрес"
ИФНС по Ленинскому району г. Ставрополя рассчитан и начислен земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов и через личный кабинет налогоплательщика направлены в адрес административного ответчика налоговое уведомление от 31 августа 2017 г. N сроком уплаты не позднее 1 декабря 2017 г, в связи с неисполнением обязанности по уплате налога, в адрес налогоплательщика через его личный кабинет направлено требование N по состоянию на 7 декбря 2017 г. сроком исполнения до 23 января 2018 г. Требование налогоплательщиком добровольно не исполнены, в связи с чем по заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка N 4 Ленинского района г.Ставрополя вынесен судебный приказ от 30 декабря 2020 г, который отменен определением мирового судьи от 18 февраля 2021 г. в связи с возражениями должника.
Разрешая заявленные ИФНС по Ленинскому району г. Ставрополя требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Зацепилин И.В, являясь плательщиком земельного налога, не исполнил обязанность по его уплате.
Между тем судами не учтено следующее.
Зацепилин И.В, не согласившись с расчетом налоговой базы для исчисления размера взыскиваемого земельного налога за 2018 г, определенной исходя из среднего удельного показателя кадастровой стоимости объектов недвижимости, утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 г. N 1380 "Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае", 16 августа 2019 г. обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлениями о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в связи с использованием недостоверных сведений об объектах недвижимости при определении кадастровой стоимости.
Решениями комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Ставропольском крае при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Ставропольском крае (далее - Комиссия) от 11 сентября 2019 г. N удовлетворены заявления Зацепилина И.В. от 16 августа 2019 г. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости четырнадцати земельных участков в связи с использованием недостоверных сведений об объектах недвижимости при определении их кадастровой стоимости. Комиссией принято решение - в соответствии с пунктом 2 приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 марта 2011 г. N "Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости" направить решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в адрес заказчика работ по государственной оценке объектов недвижимости на территории Ставропольского края - министерства имущественных отношений Ставропольского края.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей до 01.01.2019) налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) (пункт 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" 9далее также Федеральный закон N 135 (в редакции, действующей на момент возникновения правоотношения с участием административного истца) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Приказом Минэкономразвития России от 18 марта 2011 г. N 114 утвержден Порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее также - Порядок), который устанавливает правила определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в случаях использования недостоверных сведений об объекте недвижимости при определении кадастровой стоимости (пункт 1).
Из положений пунктов 2 и 3 Порядка следует, что в случае принятия комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости решения о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости заказчик работ уведомляется о необходимости пересмотра результатов определения кадастровой стоимости с учетом решения Комиссии и обеспечивает определение кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре их кадастровой стоимости.
Определение кадастровой стоимости осуществляется на основании отчета об определении кадастровой стоимости с использованием достоверных сведений об объекте недвижимости (пункт 4 Порядка).
В соответствии с абзацами пятым и шестым статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня начала применения кадастровой стоимости, изменяемой вследствие установления кадастровой стоимости в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. В случае наличия нескольких применяемых в один момент времени кадастровых стоимостей, определенных на одну дату, применяется наименьшая из таких стоимостей.
Суды, рассматривая данное дело, не установили, были ли исполнены решения Комиссии, установлен ли размер кадастровой стоимости объектов недвижимости с учетом достоверных сведений о них.
В связи с этим выводы судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении заявленных налоговым органом требований основан на ошибочном толковании и применении норм приведенного законодательства.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Ставрополя Ставропольского края от 20 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 14 декабря 2021 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Приостановление исполнения судебных актов отменить.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Ф. Фахретдинова
Судьи Г.К. Зайнуллина
Ю.К. Белоусова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 6 октября 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.