Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К. и Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия на решение Сунженского районного суда Республики Ингушетия от 25 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 9 июня 2022 г. по административному делу N 2а-2207/2021 по административному исковому заявлению исполняющего обязанности Малгобекского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования "сельское поселение Вознесеновское" к обществу с ограниченной ответственностью "Экосистема", Министерству имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия, Министерству природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия о ликвидации несанкционированной свалки отходов.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия Ажигова Б.Х, поддержавшего доводы жалобы, представителя общества с ограниченной ответственностью "Экосистема" Кузнецовой О.П, возражавшей против жалобы, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаринина Э.П, возражавшего против кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
исполняющий обязанности Малгобекского городского прокурора (далее также - прокурор) обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц и муниципального образования "сельское поселение Вознесенское" (далее также - МО "сельское поселение Вознесенское") к обществу с ограниченной ответственностью "Экосистема" (далее также - ООО "Экосистема"), Министерству имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия о ликвидации несанкционированной свалки отходов.
В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что Малгобекской городской прокуратурой с привлечением специалистов отдела Управления Роспотребнадзора по Малгобекскому району проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в ходе которой установлено, что на переданном в собственность Республики Ингушетия земельном участке, с кадастровым номером "данные изъяты" расположенном по адресу: "адрес", имеется несанкционированная мусорная свалка, образованная в период пользования земельным участком ООО "Экосистема" на основании договора аренды, заключенного 16 августа 2017 г. с Министерством имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия, расторгнутого 25 января 2019 г, в связи с чем просил обязать ООО "Экосистема" и Министерство имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия принять меры по ликвидации в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу несанкционированной свалки отходов и привести земельный участок в первоначальный вид в соответствии с требованиями экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Решением Сунженского районного суда Республики Ингушетия от 16 марта 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 26 ноября 2020 г, административное исковое заявление удовлетворено.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 18 марта 2021 г. апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 26 ноября 2020 г. отменено, дело направлено в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 25 мая 2021 г. решение Сунженского районного суда Республики Ингушетия от 16 марта 2020 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Сунженского районного суда Республики Ингушетия от 25 ноября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 9 июня 2022 г, административное исковое заявление удовлетворено частично, на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по ликвидации несанкционированной свалки отходов и привести земельный участок в первоначальный вид в соответствии с требованиями экологического и санитарно-эпидемиологического законодательства.
В кассационной жалобе, поданной через Сунженский районный суд Республики Ингушетия от 17 августа 2022 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 30 августа 2022 г, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального, норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия Ажигова Б.Х, поддержавшего доводы жалобы, представителя общества с ограниченной ответственностью "Экосистема" Кузнецовой О.П, возражавшей против жалобы, выслушав прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаринина Э.П, возражавшего против кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что нарушения такого характера судами не допущены.
В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду.
В силу пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" регламентировано, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 поименованного кодекса на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением администрации МО "сельское поселение Вознесенское" от 21 марта 2017 г. N в собственность Республики Ингушетия передан для государственных нужд земельный участок, площадью "данные изъяты" кв.м, с кадастровым номером "данные изъяты", из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования для размещения твердых бытовых отходов, расположенный по адресу: "адрес" передаточным актом того же дня N администрация МО "сельское поселение Вознесенское" передала участок, а Министерство имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия приняло его в собственность.
По договору аренды от 16 августа 2017 г. указанный земельный участок Министерством имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия (арендодатель) предоставлен ООО "Экосистема" (арендатор) для размещения твердых бытовых отходов сроком на семь лет. В последующем, соглашением сторон от 25 января 2019 г. N договор аренды расторгнут, сторонами подписан акт приема-передачи.
Суды также установили, что в ходе проведенной прокуратурой "адрес" проверки исполнения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на указанном земельном участке выявлено скопление твердых бытовых отходов, мероприятия по утилизации отходов производства и потребления с указанного земельного участка не произведены, меры по организации мероприятий по предотвращению деградации земель и восстановлению состояния, пригодного для его использования, не приняты.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Малгобекском районе в письме от 17 декабря 2019 г. N, направленном прокурору, сообщается, что в нарушение статей 21, 22, 40 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 1 статьи 13 Федерального закона Российской Федерации от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 3.2 СанПиН 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов" в станице "данные изъяты" по ул. "данные изъяты" вблизи от границы христианского кладбища расположена несанкционированная мусорная свалка, которая по периметру не имеет ограждения, отсутствует четкая граница подвоза мусорных отходов, места сброса, отсутствует освещение по периметру свалки и контроль за поступающими на полигон мусорных отходов.
Разрешая дело и удовлетворяя административные исковые требования прокурора, суды первой и апелляционной инстанций, проанализировав указанные выше нормативные правовые акты, принимая во внимание установленные обстоятельства о том, что собственник отходов, размещенных на вышеуказанном земельном участке, не установлен, земельный участок находятся в собственности Республики Ингушетия, возложили обязанность по ликвидации несанкционированной свалки на орган исполнительной власти республики, осуществляющий полномочия собственника в отношении названного имущества - Министерство имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом судов, поскольку он соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Доводы кассационной жалобы в том числе о том, что к загрязнению земельного участка привели действия ООО "Экосистема", в чьем пользовании в период действия договора аренды находился земельный участок, были предметом изучения судов первой и апелляционной инстанций, направлены на оспаривание обоснованности выводов судов обеих инстанций об установленных обстоятельствах и не могут служить предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Как правильно указали суды таких доказательств, свидетельствующих об образовании данной свалки отходов на земельном участке в период его нахождения в арендном пользовании ООО "Экосистема", в материалы дела не представлено, кроме того, как установлено при рассмотрении дела, 25 января 2019 г. N договор аренды земельного участка расторгнут, согласно приложенному к соглашению акту приема-передачи состояние земельного участка соответствует условиям договора аренды, претензий по передаваемому земельному участку у арендодателя к арендатору не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия полагает выводы судов об удовлетворении заявленных прокурором требований правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данными выводами и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сунженского районного суда Республики Ингушетия от 25 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 9 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений Республики Ингушетия - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 октября 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.