Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К. и Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 8 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 22 февраля 2022 г. по административному делу N 2а-2257/2021 по административному исковому заявлению Парамонова М.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о признании решений незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Маргиани Н.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Парамонов М.А. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее также - Управление Росреестра по Ставропольскому краю) о признании решений незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения
В обоснование своих требований указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" площадью "данные изъяты" кв.м, из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования для жилищного строительства, находящегося по адресу: "адрес", поставленного на государственный кадастровый учет 23 октября 1992 г..без уточнения границ. В связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка 31 мая 2021 г..он обратился в Управление Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, приложив межевой план от 30 мая 2021 г, согласно которому площадь данного участка по фактическому землепользованию составляет "данные изъяты" кв.м, по результатам рассмотрения которого уведомлением от 7 июня 2021 г..принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета зельного участка в связи с тем, что в приложении к межевому плану отсутствует документ, подтверждающий уточненную площадь и местоположение границ земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" при его формировании. Решением апелляционной комиссии при Управлении Росреестра по Ставропольскому краю от 3 августа 2021 г..N в удовлетворении его жалобы на решение о приостановлении отказано. Уведомлением административного ответчика от 7 сентября 2021 г..в осуществлении государственного кадастрового учета ему отказано на основании статьи 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г..N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", поскольку причины, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации в установленный срок им не устранены.
Полагает свои права и законные интересы нарушенными, в связи с чем просит признать незаконными решения Управления Росреестра по Ставропольскому краю от 07 июня 2021 г..N о приостановлении государственного кадастрового учета и от 7 сентября 2021 г..N об отказе в государственной регистрации, а также решение апелляционной комиссии от 3 августа 2021 г..N, обязать административного ответчика осуществить государственный кадастровый учет изменений площади земельного участка.
Решением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 8 ноября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 22 февраля 2022 г, административный иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции 19 августа 2022 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 30 августа 2022 г, Управление Росреестра по Ставропольскому краю просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и норм процессуального права.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Маргиани Н.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Парамонов М.А. на основании договора купли-продажи от 29 апреля 2021 г. является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования для жилищного строительства, расположенного по адресу: "адрес".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости граница земельного участка не установлена, описание местоположения земельного участка отсутствует, в связи с чем административный истец 31 мая 2021 г. обратился в Управление Росреестра по Ставропольскому краю с заявлением о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, приложив к заявлению межевой план от 30 мая 2021 г, согласно которому площадь находящегося в собственности земельного участка по фактическому землепользованию составляет "данные изъяты" кв.м.
Уведомлением Управления Росреестра по Ставропольскому краю от 7 июня 2021 г. N с которым согласилась апелляционная комиссия Управления Росреестра по Ставропольскому краю своим решением от 3 августа 2021 г, административному истцу сообщено о приостановлении государственного кадастрового учета изменений площади и описания местоположения границ земельного участка в связи с тем, что в приложении межевого плана отсутствует документ, подтверждающий уточненную площадь 1032 кв.м и местоположение границ земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" при его формировании.
Уведомлением административного ответчика от 7 сентября 2021 г. "данные изъяты" Парамонову М.А. отказано в государственном кадастровом учете, в связи с неустранением причин, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, в установленный срок.
Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что представленный административным истцом межевой план отвечает требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. N921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке"; увеличение площади земельного участка в связи с уточнением границ не превышает предельные минимальные размеры земельного участка, установленные Правилами землепользования и застройки г. Невинномысска, утвержденными решением Думы г. Невинномысска от 24 декабря 2014 г. N 647-61 для территориальной зоны, в которой расположен спорный участок.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами судов, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Организация и порядок проведения землеустройства предусмотрены статьей 69 Земельного кодекса Российской Федерации. Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда (часть 1).
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Федеральный закон N 218-ФЗ).
В силу пункта 3 части 4 статьи 8 Федерального закона N 218-ФЗ в кадастр недвижимости в качестве основного сведения об объекте недвижимости вносится описание местоположения объекта недвижимости.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ).
Приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 утвержден порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, согласно пункту 23 которого при описании местоположения земельного участка указывается среди прочего список координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы (границы контура) земельного участка в метрах с округлением до 0, 01 м и с указанием метода и погрешности определения координат, система координат).
В соответствии с частью 1 статьи 43 Федерального закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, сведения о котором, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков или в содержащемся в Едином государственном реестре недвижимости описании местоположения границ которого выявлена ошибка, указанная в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона.
Таким образом, уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка.
Как следует из материалов настоящего административного дела, граница принадлежащего административному истцу земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 13 статьи 22 Федерального закона N 218-ФЗ).
Приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921 утверждены требования к подготовке межевого плана (далее - Требования).
Согласно части 6 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ местоположение уточняемых границ земельных участков указывается в графической части межевого плана.
Пунктом 70 Требований установлено, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные". В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории. При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе "Исходные данные", указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются. В разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера" в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например: описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата предоставления земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, иной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства до 1 января 2019 года, или организациям, при которых были созданы (организованы) некоммерческие организации для ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, пользующиеся такими земельными участками, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Суды установили, что представленный Парамоновым М.А. в целях уточнения границ земельного участка межевой план подготовлен с соблюдением норм статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ и пункта 70 Требований, административным истцом представлены документы, требуемые для осуществления государственного кадастрового учета в соответствии со статьей 21 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ, в связи с чем доводы кассационной жалобы в указанной части являются несостоятельными.
Доводы, изложенные в жалобе, основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения.
В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в результате осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о местоположении границ земельного участка и (или) его площади, в том числе на основании карты-плана территории, площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В силу пункта 1 части 1 статьи 38 Градостроительного кодека Российской Федерации предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь).
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков устанавливаются в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1, частью 2 статьи 30 Градостроительного кодека Российской Федерации документом градостроительного зонирования, который включает в себя градостроительные регламенты, являются правила землепользования и застройки.
Правилами землепользования и застройки г. Невинномысска утверждена минимальная площадь земельных участков для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства от 500 кв.м до 1 500 кв.м при разделе земельного участка, предоставленного гражданам для индивидуального жилищного строительства, в случае выделения жилых строений в самостоятельные домовладения, площадь вновь образуемых участков и участков, сохраняемых в измененных границах, не может быть менее 300 кв.м.
В данном случае, в результате осуществления государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о местоположении границ земельного участка и его площади, величина, на которую площадь земельного участка будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, не превышает предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством.
При этом судами первой и апелляционной инстанций сделан правильный вывод о том, что в данном случае изменение площади земельного участка и изменение описания местоположения его границ обусловлены уточнением его границ в рамках Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ, а не образованием земельного участка, к одному из способов которого в соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации относится перераспределение земельных участков.
Нельзя согласиться и с доводами кассационной жалобы о том, что заявленные требования подлежали рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку правильное определение вида судопроизводства, в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой, а не от избранной им формы обращения в суд.
В силу пункта 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суды рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений: о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации); связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (части 1 и 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
К административным делам, рассматриваемым по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
С учетом изложенного, требования Парамонова М.А. об оспаривании решений Управления Росреестра по Ставропольскому краю по приостановлению и отказу в осуществлении государственного кадастрового учета подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает выводы судов правильными, поскольку они основаны на приведенных нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, и сделаны на основании представленных доказательств. Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к несогласию с данным выводом и не содержат ссылок на нарушения норм материального или норм процессуального права, влекущих за собой отмену обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 8 ноября 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 22 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 октября 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.