Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Зайнуллиной Г.К, Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края на решение Арзгирского районного суда Ставропольского края от 25 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 5 июля 2022 г.
по административному делу по административному иску прокурора Арзгирского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконными бездействия и возложении обязанностей.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав прокурора отдела генеральной прокуратуры Российской Федерации Карасева С.В, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Арзгирского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с административным иском к Администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края о признании незаконными бездействия и возложении обязанностей.
В обоснование требований указано, что в ходе прокурорской проверки исполнения Администрацией Арзгирского муниципального округа природоохранного законодательства выявлены нарушения, а имено: на земельном участке с кадастровым номером26:10:090102:38, расположенном в 500 м на северо-запад от с. Серафимовского, общей площадью 5 га, размещены отходы производства и потребления, умершие туши домашнего скота, иные органические и неорганические отходы. Указанный участок располагается на территории Арзгирского муниципального округа. Постановлением глав администрации муниципального образования села Серафимовского свалка твердых бытовых отходов на вышеуказанном земельном участке закрыта с 1 августа 2018 г, однако каких-либо мер по рекультивации земель, занятых свалкой, до настоящего времени не предпринято, что влечет загрязнение окружающей среды, способствует распространению инфекционных заболеваний.
В ходе рассмотрения дела судом в качестве заинтересованных лиц привлечены территориальный отдел администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края с. Серафимовское, ГКУ Ставропольского края "Земельный фонд Ставропольского края", Министерство имущественных отношений Ставропольского края.
Решением Арзгирского районного суда Ставропольского края от 25 февраля 2022 г. требования прокурора удовлетворены, бездействие администрации Арзгирского муниципального округа, выразившееся в неразработке проекта рекультивации земель, нарушенных в результате размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером 26:10:090102:38, расположенном на расстоянии 500 м на северо-запад от с. Серафимовского Арзгирского района Ставропольского края, географические координаты 45.228026, 43.913199, общей площадью более 5 га, а также в непринятии мер к ликвидации свалки на указанном земельном участке, признано незаконным; на администрацию Арзгирского муниципального округа возложена обязанность не позднее трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать проект рекультивации земель, нарушенных в результате размещения отходов на указанном земельном участке, а также ликвидировать свалку на указанном земельном участке, восстановить нарушенные права неопределенного круга лиц и сообщить об исполнении решения суда в течение трех месяцев, со дня вступления его в законную силу, в суд и административному истцу.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 5 июля 2022 г. решение Арзгирского районного суда Ставропольского края от 25 февраля 2022 г. изменено в части срока его исполнения с возложением на Администрацию Арзгирского муниципального округа Ставропольского края обязанности разработать проект рекультивации земель в срок не позднее семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу и обязанности восстановить нарушенные права неопределенного круга лиц и сообщить об исполнении решения суда в течение семи месяцев, со дня вступления его в законную силу, в суд и административному истцу; в остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Арзгирского муниципального округа Ставропольского края, поданной 19 августа 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 30 августа 2022 г, ставится вопрос об отмене постановленных по делу судебных актов, как не соответствующих нормам материального и процессуального права, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска прокурора.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, по итогам проведенной на основании поручения прокуратуры Ставропольского края проверки соблюдения требований природоохранного законодательства, регламентирующего обращение с твердыми бытовыми отходами, прокуратурой Арзгирского района Ставропольского края проверки установлено, что на территории Арзгирского муниципального округа, на земельном участке в границах кадастрового квартала с кадастровым номером 26:10:090102:38, расположенном на расстоянии 500 м на северо-запад от с. Серафимовского Арзгирского района Ставропольского края, географические координаты 45.228026, 43.913199, общей площадью более 5 га размещены отходы производства и потребления, иные органические и неорганические отходы, что подтверждается представленными доказательствами.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок кадастровым номером 26:10:090102:38, расположенный в 500 м на северо-запад от с. Серафимовского, является обособленным земельным участком земельного участка с кадастровым номером 26:10:090102:39 (единое землепользование), государственная собственность на которые не разграничена, что отражено в выписке из Единого государственного реестра недвижимости.
Из материалов дела следует, что на земельном участке с кадастровым номером 26:10:090102:38 находилась свалка бытовых отходов и мусора. Постановлением главы администрации муниципального образования с. Серафимовского Арзгирского района Ставропольского края от 1 августа 2018 г. N 100а-р свалка твердых коммунальных отходов с 1 августа 2018 г. закрыта.
27 августа 2021 г. по результатам проверки прокуратурой Арзгирского района внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства, причин и условий им способствующих, на которое дан ответ, что вывоз мусора на свалку запрещен, полномочия по рекультивации земель возлагаются на Арзгирский муниципальный округ, виновное лицо за ненадлежащее выполнение своих должностных обязанностей к привлечено дисциплинарному взысканию.
Разрешая и удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции пришел к обоснованным выводам о том, что в нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, регламентирующих порядок сбора, складирования, использования, сжигания, переработки и обезвреживания, транспортировки, захоронения и иного обращения с отходами производства и потребления, администрация Арзгирского муниципального округа Ставропольского края допустила организацию несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на спорном земельном участке и не обеспечила надлежащее содержание указанной территории, где отсутствует ограждение, ненадлежащее использование земельного участка приводит к порче земли, несанкционированное размещение отходов создает опасность для окружающей среды, нарушает право граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду. Суд исходил из отсутствия доказательств принятия каких-либо мер по выявлению и пресечению незаконных действий по сбросу отходов либо невозможности принятия таких мер, принятия каких-либо мер по организации вывоза и утилизации твердых коммунальных отходов из места их несанкционированного размещения на спорном земельном участке. Установив, что сведений о загрязнении указанной территории конкретными землепользователями либо расположения несанкционированной свалки вне пределов территории муниципального округа материалы дела не содержат, проверив доводы административного ответчика о передаче земельного участка в аренду, суд пришел к выводу о том, что обязанность по ликвидации свалки должна быть возложена на администрацию Арзгирского муниципального округа Ставропольского края.
Указанные выводы суда первой инстанции признаны судом апелляционной инстанции верными, основанными на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, на исследованных судом письменных доказательствах и пояснениях, данных в судебном заседании, юридическая оценка и подробный анализ которых признаны надлежащими. Судом апелляционной инстанции мотивированно отклонены доводы жалобы о том, что спорный земельный участок не относится к категории земель населенных пунктов, не находится в муниципальной собственности, а также о ненадлежащем административном ответчике со ссылкой на правообладателя Министерство имущественных отношений Ставропольского края и арендатора Серафимовское хуторское казачье общество Святокрестовского районного казачьего Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества, которое ликвидировано, однако договор аренды не прекращен.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции указано, что установленный трехмесячный срок для разработки проекта рекультивации земель и ликвидации свалки не учитывает положения Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 800, согласно которым лица, органы местного самоуправления и лица, чья деятельность привела к деградации земель, обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее чем семь месяцев: а) со дня окончания лицом или органом государственной власти, органом местного самоуправления деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения; б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель; в) со дня выявления деградации земель; г) со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель. Поскольку вопрос о необходимости рекультивации и ликвидации свалки разрешается в судебном порядке, то указанный срок установлен судом апелляционной инстанции с момента вступления в законную силу судебного акта и должен составлять семь месяцев, в связи с чем решение суда изменено в данной части.
Судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" закреплено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется: органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом; органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом; органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом.
Согласно части 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Подпунктом 24 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 800, ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, предусмотрена рекультивация земель после ликвидации свалки.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения муниципального района (округа) относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Из представленных доказательств следует, что закрытая в 2018 году свалка, не ликвидированная по настоящее время и представляющая собой несанкционированное размещение твердых коммунальных отходов, располагается на землях, государственная собственность которых не разграничена, в границах Арзгирского муниципального округа в районе с. Серафимовского, в связи с чем руководствуясь приведенными выше нормами права, вопреки доводам кассационной жалобы, обязанность по организации ее устранения и рекультивации земель после ликвидации, лежит на указанном муниципальном образовании, в том числе по ее территориальному размещению, отнесение которого к Арзгирскому муниципальному округу Ставропольского края подтверждается представленными доказательствами.
Такое бездействие органа местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на благоприятную среду обитания.
Доводы административного ответчика об обратном, являются необоснованными, основаны на неправильном толковании норм материального права. Установленные Законом Ставропольского края от 7 декабря 2020 г. N 138-к полномочия субъекта по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, к данным правоотношениям в той мере, как об этом ставится в кассационной жалобе, применению не подлежат.
При этом доводы кассационной жалобы, являлись предметом оценки судебных инстанций, в частности суда апелляционной инстанции, рассмотрены надлежащим образом, мотивированно и обоснованно отклонены. У судебной коллегии основания для переоценки выводов судебных инстанций не имеется.
При таком положении принятые судебные акты являются законными и обоснованными, при их принятии существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела, допущено не было, доказательств, которые не соответствуют критериям допустимости, по делу не имеется, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основания для отмены судебных актов, предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Арзгирского районного суда Ставропольского края от 25 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от 5 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации Арзгирского муниципального округа Ставропольского края - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 6 октября 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.