Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Зайнуллиной Г.К, Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 12 апреля 2022 г.
по административному делу по административному иску Андрианова В.В. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав представителя Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" Волынскую В.Ю... поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Андрианов В.В. обратился в суд с административным иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости.
В обоснование требований указано, что кадастровая стоимость, установленная в отношении принадлежащих Андрианову В.В. на праве собственности объектов недвижимости (земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 1 653 126, 15 рублей, земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 14 288 007, 02 рублей, земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 2 432 928, 32 рублей, здания с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 10 083 640, 87 рублей, здания с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 35 267 574, 82 рублей, здания с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 35 890 649, 38 рублей, здания с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 83 881 034, 93 рублей, здания с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 21 644 140, 22 рублей, помещения с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 33 202 402, 2 рублей, помещения с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 5 857 917, 01 рублей) существенно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права административного истца, поскольку влечет увеличение налогового бремени.
Решением Ставропольского краевого суда от 22 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 12 апреля 2022 г, принят отказ от административного иска в части требований Андрианова В.В. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", производство по административному делу в указанной части прекращено; требования Андрианова В.В. удовлетворены в отношении остальных объектов недвижимости, по состоянию на 1 января 2019 г. установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере его рыночной стоимости 1 602 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере его рыночной стоимости 12 035 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере его рыночной стоимости 2 041 000 рублей, здания с кадастровым номером "данные изъяты" в размере его рыночной стоимости 9 634 000 рублей, здания с кадастровым номером "данные изъяты" в размере его рыночной стоимости 23 254 000 рублей, здания с кадастровым номером "данные изъяты" в размере его рыночной стоимости 23 618 000 рублей, здания с кадастровым номером "данные изъяты" в размере его рыночной стоимости 51 392 000 рублей, помещения с кадастровым номером "данные изъяты" в размере его рыночной стоимости 26 016 000 рублей, помещения с кадастровым номером "данные изъяты" в размере его рыночной стоимости 5 191 000 рублей; по состоянию на 15 мая 2020 г. установлена кадастровая стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" в размере его рыночной стоимости 11 810 000 рублей; датой подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости определено 20 сентября 2021 г.; с Андрианова В.В. в пользу ООО " "данные изъяты"" взысканы судебные расходы за проведение судебной оценочной экспертизы в размере 395 000 рублей.
В кассационной жалобе Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество", поданной 24 августа 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 6 сентября 2022 г, ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 12 апреля 2022 г, как незаконного и необоснованного, принятии нового решения об исключении Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" из числа административных соответчиков и привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Иные лица, участвующие в деле и не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела по правилам статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российский Федерации в пределах доводов жалобы и обсудив их, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами в собственности административного истца Андрианова В.В. находятся следующие объекты недвижимости:
земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты";
здания с кадастровыми номерами "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты", "данные изъяты";
помещения с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты".
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 ноября 2019 г. N 1175 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края по состоянию на 1 января 2019 г.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 1 января 2019 г. кадастровая стоимость объектов недвижимости определена:
земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 1 653 126, 15 рублей, земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 14 288 007, 02 рублей, земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 2 432 928, 32 рублей;
здания с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 10 083 640, 87 рублей, здания с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 35 267 574, 82 рублей, здания с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 35 890 649, 38 рублей, здания с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 83 881 034, 93 рублей;
помещения с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 33 202 402, 2 рублей, помещения с кадастровым номером "данные изъяты" в размере 5 857 917, 01 рублей.
Кадастровая стоимость здания с кадастровым номером "данные изъяты" была установлена на основании акта ГБУ СК "Ставкрайимущество" об определении кадастровой стоимости от 28 мая 2020 г. N 97 по состоянию на 15 мая 2020 г. в размере 21 644 140, 22 рублей.
В обоснование доводов о том, что кадастровая стоимость объектов недвижимости является завышенной, административный истец представил отчеты от 3 сентября 2021 г. N КС 172/2021, N КС 173/2021, выполненные индивидуальным предпринимателем Шуруповым Д.А, которые были исследованы и отклонены судом первой инстанции как ненадлежащие доказательства с назначением по делу судебной экспертизы проведение которой поручено ООО "данные изъяты"".
Согласно заключению судебной экспертизы от 23 ноября 2021 г. N 138/1-Э/11/2021, выполненной экспертом ООО "данные изъяты"" ФИО10, рыночная стоимость объектов недвижимости составила:
земельных участков с кадастровым номером "данные изъяты" 1 602 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты" - 12 035 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты" - 2 041 000 рублей;
зданий с кадастровым номером "данные изъяты" - 9 634 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты" - 23 254 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты" - 23 618 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты" - 51 392 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты" - 11 810 000 рублей;
помещений с кадастровым номером "данные изъяты" - 26 016 000 рублей, с кадастровым номером "данные изъяты" - 5 191 000 рублей.
До рассмотрения административного иска по существу в суд от Андрианова В.В. в лице его представителя подано заявление об отказе от требований в части объекта с кадастровым номером "данные изъяты".
Разрешая требования, суды первой и апелляционной инстанций в соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 6 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" пришли к выводу о том, что результаты определения кадастровой стоимости недвижимого имущества затрагивают права административного истца и могут быть оспорены им в установленном законом порядке. Суд первой инстанции, оценив и приняв в основу результаты судебной экспертизы, установилкадастровую стоимость объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, определенной в соответствии с заключением 23 ноября 2021 г. N 138/1-Э/11/2021. Суд также принял отказ административного истца от части требований в связи с чем прекратил производство в указанной части.
С такими выводами суда о размере рыночной стоимости объектов недвижимости, установленной по результатам судебной экспертизы, согласился суд второй инстанции, отклонив доводы апелляционной жалобы о неверном определении надлежащего административного соответчика, поскольку органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, является ГБУ СК "Ставкрайимущество", кадастровая стоимость одного из объектов недвижимости была определена этим учреждением.
Судебная коллегия находит обоснованными выводы судов первой и апелляционной инстанции, а постановленные по делу судебные акты - соответствующими нормам материального и процессуального права.
В силу положений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности. Доказательство признается судом достоверным, если в результате его проверки и исследования суд придет к выводу, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в своем решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Согласно пункту 7 постановления Пленума Верховного Суда Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" по делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", административным ответчиком является государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
В силу положений статьи 24.19 названного Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Приведенные процессуальные и материальные нормы права при вынесении судебных актов судами нижестоящий инстанций были соблюдены.
Данные выводы судебных инстанций также соответствуют правовой позиции, высказанной Верховным Судом Российской Федерации в ответе на вопрос N 10 Обзора судебной практики N 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 г. согласно которого в соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации, что предусмотрено частью 2 статьи 6 названного Федерального закона.
Согласно подпунктам 1 и 2 части 1 статьи 7 того же Федерального закона полномочиями бюджетных учреждений в сфере государственной кадастровой оценки являются в том числе: определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о них и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.
Согласно части 1 статьи 15 того же Федерального закона результаты определения кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки утверждаются уполномоченным органом субъекта Российской Федерации путем принятия соответствующего акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.
Вместе с тем, частью 6 статьи 16 Федерального от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" по результатам определения кадастровой стоимости в отношении объектов, кадастровая стоимость которых установлена не в порядке государственной кадастровой оценки, а в связи с образованием объектов либо изменением их характеристик, бюджетным учреждением составляется акт об определении кадастровой стоимости.
Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости содержатся в актах об их утверждении.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о круге лиц, привлеченных к участию в деле в качестве административных ответчиков, следуют из акта ГБУ СК "Ставкрайимущество" об определении кадастровой стоимости N 97 от 28 мая 2020 г. и сведений из Единого государственного реестра недвижимости, подтверждающих, что кадастровая стоимость здания с кадастровым номером 26:04:020304:36 внесена исходя из соответствующего решения ГБУ СК "Ставкрайимущество".
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 15 августа 2018 г. N 570 "О наделении государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости" указанное учреждение наделено полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Ставропольского края.
Таким образом, доводы жалобы о ненадлежащем административном ответчике были мотивированно отклонены судами как основанные на неверном понимании положений законодательства и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, поскольку органом, утвердившим результаты определения кадастровой стоимости, является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, в данном случае ГБУ СК "Ставкрайимущество".
При этом использование ГБУ СК "Ставкрайимущество" расчетного метода определения кадастровой стоимости (а не ее утверждение) либо какого бы то ни было иного способа не может повлечь другую трактовку норм материального права, закрепленных в статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и правильно приименных судом апелляционной инстанции к спорным правоотношениям.
По тем же основаниям подлежат отклонению доводы заявителя жалобы о том, что акт об определении величины кадастровой стоимости не является актом об утверждении результатов определения кадастровой стоимости по смыслу статьи 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и не содержит грифа "утверждаю", поскольку какого-либо иного способа или акта для определения кадастровой стоимости объектов, поставленных на учет в связи с их образованием либо изменением характеристик, законом не предусмотрено.
При таком положении судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 12 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения Ставропольского края "Ставкрайимущество" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 10 октября 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.