Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Зайнуллиной Г.К, Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Кортиевой Н.Д. Шанаева А.У. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 11 марта 2022 г.
по административному делу по административному иску Кортиевой Н.Д. к Министерству внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания о признании уважительными причин пропуска срока обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца, признании незаконным решения от 22 марта 2012 г. об утрате статуса вынужденного переселенца и снятии с учета, признании незаконным отказа в признании причин уважительными от 2 марта 2021 г, возложении обязанностей принять и рассмотреть заявление по существу.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кортиева Н.Д. обратилась в суд с административным иском к Министерству внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания о признании уважительными причин пропуска срока обращения с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца, признании незаконным решения от 22 марта 2012 г. об утрате статуса вынужденного переселенца и снятии с учета, признании незаконным отказа в признании причин уважительными от 2 марта 2021 г, возложении обязанностей принять и рассмотреть заявление по существу.
В обоснование требований указано, что Кортиева Н.Д. с матерью Кортиевой Х.С. (инвалидом второй группы по зрению) были признаны вынужденными переселенцами 2 августа 2002 г. Вопросами продления статуса вынужденного переселенца всегда занималась ее мать, так как Кортиева Н.Д. являясь несовершеннолетним ребенком и не знала, что имеет статус вынужденного переселенца. В феврале 2021 г. Кортиева Н.Д. узнала, что состояла с матерью на учете в качестве вынужденного переселенца и через своего представителя обратилась с заявлением о признании уважительными причин пропуска срока обращения и продлении срока действия статуса вынужденного переселенца, приложив к заявлению копию справки об инвалидности матери. Согласно ответу Министерства внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания от 2 марта 2021 г. N Кортиевой Н.Д. отказано в признании уважительными причин пропуска срока обращения и продлении статуса вынужденного переселенца на том основании, что Кортиевой Н.Д. своевременно не представлены уважительные причины пропуска срока обращения и 22 марта 2012 г. она утратила статус вынужденного переселенца и снята с учета, а рассмотреть заявление по существу не представляется возможным. Указанный отказ административный истец считает незаконным, так как в нарушение требований пункта 109 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного Приказом МВД России от 14 ноября 2017 г. N 853, заявление Кортиевой Н.Д. о признании уважительными причин пропуска срока обращения, по существу не рассмотрено, и не дано оценок, приведенных ею причин несвоевременного обращения, что повлекло нарушение ее прав на реализацию льгот предусмотренных для лиц, имеющих статус вынужденного переселенца.
Решением Правобережного районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 22 октября 2021 г. решение от 2 марта 2021 г. N об отказе в признании уважительными причин пропуска срока обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца в отношении Кортиевой Н.Д. признано незаконным; причины пропуска Кортиевой Н.Д. срока обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца признаны уважительными; решение от 22 марта 2012 г. об утрате статуса вынужденного переселенца и о снятии Кортиевой Н.Д. с учета признано незаконным с возложением на Министерства внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания обязанности принять и рассмотреть по существу заявление Кортиевой Н.Д. о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 11 марта 2022 г. решение Правобережного районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 22 октября 2021 г. отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Кортиевой Н.Д. в полном объеме.
В кассационной жалобе представителя Кортиевой Н.Д. Шанаева А.У, поданной 9 сентября 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 16 сентября 2022 г, ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 11 марта 2022 г, как незаконного и необоснованного, оставлении в силе решения Правобережного районного суда Республики Северная Осетия-Алания от 22 октября 2021 г.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела по правилам статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российский Федерации в пределах доводов жалобы и обсудив их, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судом апелляционной инстанции не допущены.
Как установлено судами, Кортиева Х.С, "данные изъяты" г.р, вместе со своей дочерью Кортиевой Н.Д, ДД.ММ.ГГГГ г. р, были признаны вынужденными переселенцами 2 августа 2002 г. Срок действия статуса вынужденного переселенца у них истекал 2 августа 2007 г. и несколько раз продлевался в установленном законом порядке, последний раз на срок до 2 августа 2010 г.
В связи с истечением срока действия статуса вынужденного переселенца, Кортиева Х.С. и Кортиева Н.Д. утратили статус вынужденного переселенца и были сняты с учета приказом Управления Федеральной миграционной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 22 марта 2012 г. N 50.
Кортиева Х.С. является инвалидом II группы. Кортиева Н.Д. достигла совершеннолетия в апреле 2019 г.
16 февраля 2021 г. Кортиева Н.Д. обратилась в УВМ МВД по РСО-Алания с заявлением о признании уважительными причин пропуска срока подачи заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца и продлении ей срока действия статуса вынужденного переселенца.
Ответом Министерства внутренних дел по Республике Северная Осетия-Алания от 2 марта 2021 г. N Кортиевой Н.Д. отказано в рассмотрении заявления на том основании, что она не представила своевременно уважительные причины пропуска срока обращения и в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" 22 марта 2012 года утратила статус и была снята с учета.
Разрешая и удовлетворяя административный иск Кортиевой Н.Д. суд первой инстанции полагал, что до апреля 2019 г. Кортиева Н.Д. не обладала полной дееспособностью и по объективным причинам не могла самостоятельно совершать действия, направленные на продление срока действия статуса вынужденного переселенца, узнав об этом в феврале 2021 г. обратилась в орган внутренних дел, тем самым срок на обращение с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца пропустила по уважительной причине. В связи с этим, суд признал незаконным решение Управления Федеральной миграционной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 22 марта 2012 г. об утрате статуса вынужденного переселенца и о снятии с учета, которым нарушается право Кортиевой Н.Д. на реализацию льгот, предусмотренных для лиц, имеющих статус вынужденного переселенца, и возложил обязанность рассмотреть заявление по существу.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда первой инстанции не согласился, признав обстоятельства, на которые указывает заявитель, не влекущими отмену решения Управления Федеральной миграционной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 22 марта 2012 г. об утрате статуса вынужденного переселенца и о снятии с учета, а также об отсутствии каких-либо причин для признания пропуска срока после апреля 2019 г. уважительными. Суд апелляционной инстанции, принимая новое решение, исходил из того, что мать административного истца - Кортиева Х.С, будучи законным представителем несовершеннолетней Кортиевой Н.Д, возможность совершать такие действия, в том числе в ее интересах, имела, однако ею не воспользовалась, а с даты достижения Кортиевой Н.Д. совершеннолетия и до момента ее обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца прошло около двух лет, что также указывает на значительный период времени, который не был обусловлен уважительными причинами, доказательства таких причин пропуска Кортиевой Н.Д. срока обращения с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца суду не представлены и в материалах дела отсутствуют, основания для удовлетворения административного иска у суда первой инстанции не имелось.
Судебная коллегия полагает выводы суда апелляционной инстанции правомерными, соответствующими обстоятельствам дела и подтвержденными при правильной оценке доказательств, и не находит предусмотренных статей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.
В пункте 5 указанной статьи перечислены условия, при которых срок действия статуса вынужденного переселенца продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца, в том числе если вынужденный переселенец и (или) члены семьи вынужденного переселенца, в том числе не имеющие статуса вынужденного переселенца, не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения на территории Российской Федерации.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 9 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" лицо утрачивает статус вынужденного переселенца в связи с истечением срока предоставления статуса в соответствии с пунктом 4 статьи 5 данного закона.
В силу статьи 6 названного Закона Российской Федерации вынужденный переселенец обязан проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Таким образом, присвоение статуса вынужденного переселенца носит заявительный характер, то есть лицо для признания его вынужденным переселенцем после того, как оно покинуло место своего постоянного жительства по указанным выше основаниям, должно обратиться в территориальный орган миграционной службы в месте своего нового пребывания и заполнить бланк ходатайства установленной формы.
Аналогичные требования в части порядка признания гражданина вынужденным переселенцем содержались в приказе ФМС России от 31 марта 1997 г. N 19 "О мероприятиях, связанных с порядком признания лиц вынужденными переселенцами, их учета и переучета", действовавшем в период с 17 июня 1997 г. по 24 марта 2008 г.
Исходя из приведенных правовых положений, гражданин, покинувший место постоянного жительства, для целей получения льгот и гарантий, установленных Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах", должен обратиться в миграционный орган с ходатайством о предоставлении статуса вынужденного переселенца, а в дальнейшем, проходить соответствующий переучет с подтверждением обстоятельств, при которых данный статус сохраняется.
В связи с указанным, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что законодательством не предусмотрена возможность продления статуса вынужденного переселенца без подачи гражданином соответствующего заявления, продление статуса вынужденного переселенца носит личный заявительный характер и обязанность следить за окончанием срока, на который предоставлен данный статус, лежит на заявителе.
Доводы кассационной жалобы о том, что административными истцами соблюдены условия для продления статуса вынужденного переселенца, поскольку жильем они не обеспечены, какую-либо помощь от государства они не получали, подлежат отклонению, поскольку перечисленные в статье 5 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" основания подлежат проверке только при своевременном ежегодном продлении статуса.
Судом апелляционной инстанции дана соответствующая правовая оценка доводам административного истца об уважительности причин несвоевременной подачи заявления в миграционный орган для продления статуса вынужденного переселенца в связи с достижением совершеннолетия в 2019 г, в связи с неосведомленностью о наличии такого статуса, в связи с невозможностью обращения по состоянию здоровья матери, а также письменным доказательствам, представленным в суд в подтверждение указанных обстоятельств. Приведенные обстоятельства, а также подтверждающие их доказательства, судом второй инстанции мотивированно отклонены как не подтверждающие продление статуса вынужденного переселенца и не влекущие объективных препятствий для обращения с заявлением о его продлении.
Доводы жалобы о том, что судом апелляционной инстанции не были приняты во внимание обстоятельства, связанные с неосведомленностью о своем статусе Кортиевой Н.Д, установленного в отношении несовершеннолетней, подлежат отклонению, поскольку из содержания обжалуемого судебного акта усматривается рассмотрение административного иска в полном объеме доводов, в обжалуемом апелляционном определении приведены мотивы, по которым суд апелляционной инстанции не усмотрел уважительных причин для восстановления срока, выводы об отказе в удовлетворении в полном объеме требований сомнений не вызывают.
Правовые основания для продления уже истекшего, т.е. отсутствующего статуса вынужденного переселенца, у органа внутренних дел не имелось, в связи с этим административный ответчик по итогам рассмотрения обращения дал мотивированный и обоснованный отказ, о чем изложено правильное суждение в обжалуемом апелляционном определении, поскольку причин, по которым законный представитель Кортиевой Н.Д. с марта 2010 г. и до апреля 2019 г, а с апреля 2019 г. сама Кортиева Н.Д. объективно не могли подать заявление, не приведено, ни одно из указанных в административном иске к числу непреодолимых обстоятельств судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания не отнесено.
Доводы жалобы по существу сводятся к несогласию заявителя с правовой оценкой доказательствам, данной судом второй инстанции, и не содержат фактов, которые не проверены и не учтены при рассмотрении заявления, направлены на переоценку доказательств и выводов, оснований и полномочий для которой у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 11 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Кортиевой Н.Д. Шанаева А.У. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 октября 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.