Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Юлдашева Р.Х, судей Зайнуллиной Г.К, Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 6 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 14 июля 2022 г.
по административному делу по административному иску Оганнисян Е.М. к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным решения от 22 февраля 2022 г. об отказе в приеме в гражданство Российской Федерации и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдиновой Р.Ф, выслушав представителя Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике Пантелиди В.А, поддержавшую доводы кассационной жалобы, представителя Оганнисян Е.М. Бажева А.А, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Оганнисян Е.М. обратилась в суд с административным иском к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным решения от 22 февраля 2022 г. об отказе в приеме в гражданство Российской Федерации и возложении обязанности.
В обоснование требований указано, что Оганнисян Е.М. обратилась с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. Оспариваемым решением ее заявление было отклонено на основании пункта "д" части 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" в связи с сообщением заведомо ложных сведений. Однако административному истцу не сообщено, в каком из пунктов заявления административным ответчиком выявлены заведомо ложные сведения, либо представленные подложные документы, считает данное решение незаконным, поскольку при подаче заявления о приеме в гражданство Российской Федерации ею были сообщены достоверные сведения и предъявлены все необходимые документы.
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 6 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 14 июля 2022 г, требования удовлетворены частично, решение Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике от 22 февраля 2022 г. об отказе в удовлетворении заявления гражданки Республики Армения Оганнисян Е.М. о приеме в гражданство Российской Федерации признано незаконным, на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Оганнисян Е.М. о принятии в гражданство Российской Федерации, в удовлетворении административного иска в остальной части отказано.
В кассационной жалобе Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике, поданной 8 сентября 2022 г. и поступившей в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 19 сентября 2022 г, ставится вопрос об отмене постановленных судебных актов в той части, в которой требования административного иска удовлетворены, как незаконных и необоснованных, принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска в полном объеме требований.
От заинтересованного лица Управления Федеральной службы безопасности по Кабардино-Балкарской Республике поступило заявление о рассмотрении жалобы в их отсутствие, в котором также изложена правовая позиция о согласии с доводами жалобы Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике.
Иные лица, участвующие в деле и не явившиеся в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела административное дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, в связи с их надлежащим извещением.
Проверив материалы административного дела по правилам статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российский Федерации в пределах доводов жалобы и обсудив их, судебная коллегия пришла к следующему выводу.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций не допущены.
Как установлено судами, гражданка Республики Армения Оганнисян Е.М, родившаяся на территории РСФСР, прибыла на постоянное проживание в Российскую Федерацию, где на основании решения УФМС России по Кабардино-Балкарской Республике от 22 ноября 2013 г. ей было разрешено постоянное проживание сроком до 16 сентября 2016 г.
На основании решения УФМС России по Кабардино-Балкарской Республике от 16 сентября 2015 г. ей было разрешено постоянное проживание на территории Российской Федерации и выдан вид на жительство иностранного гражданина сроком действия до 16 сентября 2020 г.
На основании решения Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике от 6 июня 2020 г. N 376/20/07 ей повторно выдан вид на жительство иностранного гражданина сроком действия - бессрочно.
7 декабря 2021 г. Оганнисян Е.М. обратилась в уполномоченный орган с заявлением о принятии ее в гражданство Российской Федерации на основании положений Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
В результате проведенной Управления Федеральной службы безопасности по Кабардино-Балкарской Республике проверки установлено, что заявитель не указала в заявлении сведения о выезде за пределы Российской Федерации 18 апреля 2017 г. и обратном въезде 20 мая 2017 г, в связи с чем, ее заявление не согласовано на основании пункта "д" части 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
Решением Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике от 22 февраля 2022 г, выраженным в письме от 25 февраля 2022 г. N 24/1885 за подписью начальника Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике Бахова А.Х, административному истцу отказано в удовлетворении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации на основании пункта "д" части 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
Удовлетворяя заявление Оганнисян Е.М. в части требований о признании незаконным решения от 22 февраля 2022 г. и возлагая обязанности повторно рассмотреть заявление, суд первой инстанции исходил из отсутствия у заявителя умысла предоставления ложных сведений о пересечении государственной границы Российской Федерации, при этом доказательств обратного административным ответчиком не представлено.
С таким выводом суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции, признав, что сведения, указанные административным истцом при подаче заявления не носят характер заведомо ложных в силу их открытого характера и доступности для административного ответчика, в то время как заявление было составлено в объеме сведений, отраженных в действующем документе, удостоверяющем ее личность.
Судебная коллегия, проверив административное дело по правилам статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в пределах доводов кассационной жалобы, предусмотренных законом оснований для отмены либо изменения обжалуемых судебных актов не находит.
Согласно статье 35 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" решения о приеме в гражданство Российской Федерации принимаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальными органами.
Согласно пункту "а" части 2 статьи 14 названного Федерального закона иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, если указанные граждане и лица родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР.
Согласно пункту "д" части 1 статьи 16 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" отклоняются заявления о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации, о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации, поданные лицами, которые использовали при подаче заявления подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения.
Согласно Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325, заявление о приеме в гражданство Российской Федерации подается в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства или по месту пребывания заявителя, по установленной форме, при заполнении бланка заявления не допускается использование сокращений и аббревиатур, а также внесение исправлений, ответы на содержащиеся в бланке заявления вопросы должны быть исчерпывающими.
Заявление и документы, оформленные ненадлежащим образом, не принимаются к рассмотрению и возвращаются заявителю, за исключением случая, предусмотренного абзацем 8 пункта 12 указанного Положения.
Представление заявителем подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений является основанием для отклонения заявления. Решение об отклонении заявления по основанию, предусмотренному абзацем вторым пункта 9 настоящего Положения, принимается полномочным органом в случае: а) представления заявителем документов, содержащих недостоверную информацию о заявителе (подложных документов), или сообщения им заведомо ложных сведений о себе (фамилия, имя, отчество, дата, место рождения, гражданство либо отсутствие гражданства); б) представления заявителем подложных документов о наличии установленных Федеральным законом оснований и соблюдении условий приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации либо сообщения заявителем заведомо ложных сведений об этом, что предусмотрено пунктами 9, 9.1 Положения.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования административного иска частично, исходили из фактических обстоятельств дела, свидетельствующих о том, что Оганнисян Е.М. не совершала действий при заполнении и подписании заявления, в котором не был указан факт пересечения ею государственной границы Российской Федерации в ходе туристической поездки в 2017 г, которые бы свидетельствовали об использовании ею подложных документы либо указывали на намеренное сообщение ею заведомо ложных сведений с целью приобретения гражданства Российской Федерации.
Ложность сведений, сообщенных о себе иностранным гражданином при решении вопроса о гражданстве, должна быть связана с наличием намеренного искажения иностранным гражданином данных о себе. Должно быть доказано, что иностранный гражданин сознательно исказил или утаил истинную информацию о себе. В противном случае, несоответствие данных объясняется допущенной иностранным гражданином ошибкой, неверным пониманием им содержания вопроса, правовая позиция об этом изложена в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. N 316-О.
Таким образом, поскольку заявителем сведения о выезде и въезде в Российскую Федерацию намеренным образом не искажались, судебные инстанции не усмотрели не указание их в заявлении о приеме в гражданство совершенным с умыслом предоставления заведомо ложных сведений, доказательств о том, что Оганнисян Е.М. выезжала за пределы Российской Федерации в иные периоды времени, которые не указаны в заявлении о приеме в гражданство и одновременно отсутствуют в сведениях документа, удостоверяющего ее личность, и противоречат соответствующим официальным учетным данным, административным ответчиком не представлено.
Судами обоснованно учтены руководящие положения Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно высказывавшего правовую позицию о том, что представление подложных документов или сообщение заведомо ложных сведений в заявлении о приеме в гражданство Российской Федерации не является безусловным основанием для отмены решения о приеме в российское гражданство, поскольку они распространяются только на случаи, когда отсутствовали законные основания для приобретения российского гражданства и возникновения устойчивой правовой связи лица с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. В противном случае в Российской Федерации как правовом государстве в нарушение принципов справедливости и правовой безопасности не соблюдались бы предопределенные частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации требования необходимости, соразмерности и пропорциональности ограничения прав и свобод человека и гражданина, обращенные, по смыслу ее статьи 18, не только к федеральному законодателю, но и к органам исполнительной и судебной власти (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 г. N 4-П, от 8 апреля 2014 г. N 10-П, от 8 июня 2015 г. N 14-П и др.).
При таком положении доводы кассационной жалобы, повторяющие правовую позицию административного ответчика в письменных возражениях на административный иск и в апелляционной жалобе, были проверены судами первой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены, обстоятельства по делу, при которых осуществлялась заполнение заявления, проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют собранным по делу доказательствам, которым дана надлежащая оценка.
Каких-либо иных доводов, опровергающих выводы судебных инстанций и нуждающихся в дополнительной проверке, жалоба не содержит, вопреки утверждению заявителя жалобы сведений о заведомо ложном характере указанных иностранным гражданином сведений в заявлении о приеме в гражданство Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 6 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 14 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Р.Х. Юлдашев
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 октября 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.