Судья Пятого кассационного суда общей юрисдикции Фахретдинова Р.Ф., рассмотрев кассационную жалобу представителя Утина М.В. Сидельниковой А.В. на судебный приказ мирового судьи судебного участка N 1 Ленинского района г. Ставрополя от 26 июля 2022 г.
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Ставропольскому краю о взыскании с Утина М.В. задолженности по обязательным платежам в виде пени по транспортному и земельному налогам в общем размере 38 168, 79 рублей,
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Ставропольскому краю обратилась к мировому судье судебного участка N 1 Ленинского района г. Ставрополя с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Утина М.В. о взыскании недоимки по транспортному налогу с физических лиц: пеня в размере 21, 23 рублей; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: пеня в размере 38 318, 56 рублей; земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов: пеня в размере 9 рублей; на общую сумму 38 168, 79 рублей.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка N 1 Ленинского района г. Ставрополя Ставропольского края от 26 июля 2022 г. удовлетворено ходатайство налогового органа о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу заявления и взыскана задолженность в виде пени по транспортному и земельному налогам в общем размере 38 168, 79 рублей, а также государственная пошлина в размере 672, 53 рублей.
В кассационной жалобе, направленной через суд первой инстанции 13 сентября 2022 г. и поступившей в суд кассационной инстанции 19 сентября 2022 г, представитель Утина М.В. Сидельникова А.В. просит отменить судебный приказ мирового судьи судебного участка N 1 Ленинского района г. Ставрополя Ставропольского края от 26 июля 2022 г. в части определения о восстановлении срока подачи заявления и вынести новый судебный акт об отказе принятии заявления о вынесении судебного приказа.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу определения, которыми не оканчивается производство по административному делу, и вынесенные по результатам их обжалования судебные акты, рассматриваются судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления.
Проверив материал, изучив доводы кассационной жалобы, полагаю обжалуемый судебный акт подлежащими отмене с разъяснением права обращения в суд в административном исковом порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего административного дела нарушения такого характера допущены мировым судьей.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии заявления о вынесении судебного приказа по основаниям, предусмотренным статьей 128 настоящего Кодекса, а также в случае, если из заявления и приложенных к нему документов усматривается, что требование не является бесспорным.
Согласно статье 123.2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление о вынесении судебного приказа подается в суд по общим правилам подсудности, установленным Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Обращаясь к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, налоговый орган указал, что должником допущена несвоевременная уплата транспортного и земельного налогов, в связи с чем начислены пени в общем размере 38 168, 79 рублей, а также заявлено о восстановлении процессуального срока обращения с заявлением о вынесении судебного приказа.
Удовлетворяя требования налогового органа о вынесении судебного приказа, мировой судья основывался на информации, приведенной в заявлении налогового органа о неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате земельного и транспортного налога, что повлекло начисление пени по ним, а также признал уважительными причины пропуска процессуального срока.
Однако, как следует из материалов дела, а также из кассационной жалобы Утин М.В. выражает несогласие с бесспорным характером заявленных требований, указывает на несоблюдение налоговым органом срока обращения в суд без уважительных причин.
При таких обстоятельствах заявленное налоговым органом требование о вынесении судебного приказа о взыскании с Утина М.В. налоговой задолженности не является бесспорным и не подлежит рассмотрению в рамках приказного производства, что свидетельствует о нарушении норм процессуального права, без устранения которого невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы на урегулирование налогового спора, ввиду чего судебный приказ подлежит отмене.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела.
В связи с этим, вопрос о наличии либо отсутствии уважительных причин для обращения в суд может быть разрешен в случае обращения налогового органа в суд с соответствующим административным иском.
В силу пункта 2 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу с делом, вправе отменить судебный акт суда первой, апелляционной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.
С учетом изложенного, обжалуемый судебный приказ подлежит отмене, с разъяснением права предъявить административное исковое заявление о взыскании с Утина М.В. задолженности в порядке, предусмотренном главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 327.1, 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
судебный приказ мирового судьи судебного участка N 1 Ленинского района г. Ставрополя от 26 июля 2022 г. по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Ставропольскому краю о взыскании с Утина М.В. задолженности по обязательным платежам в виде пени по транспортному и земельному налогам в общем размере 38 168, 79 рублей и государственной пошлины в размере 672, 53 рублей отменить.
Разъяснить, что требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Ставропольскому краю к Утину М.В. о взыскании задолженности может быть предъявлено в порядке административного искового производства, установленного главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Судья Пятого кассационного суда
общей юрисдикции Р.Ф. Фахретдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.