Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника Степановой Е.Г., действующей в интересах комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" Саратовской области, на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям от 21 июля 2021 года N 1-404/2021, решение судьи Кировского районного суда города Саратова от 28 января 2022 года и решение судьи Саратовского областного суда от 28 марта 2022 года, вынесенные в отношении комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" Саратовской области (далее также - комитет) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям от 21 июля 2021 года N1-404/2021 комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" Саратовской области признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Кировского районного суда города Саратова от 28 января 2022 года постановление должностного лица от 21 июля 2021 года изменено, снижен размер административного штрафа до 200 000 рублей. В остальной части постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.
Решением судьи Саратовского областного суда от 28 марта 2022 года состоявшиеся по делу акты оставлены без изменения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник комитета Степанова Е.Г. просит об отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности, и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Целями охраны земель в соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В силу пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, помимо прочего, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 25 марта 2021 года межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской областям в ходе проведения рейдового обследования земельного участка, расположенного в районе дома N171 по ул. имени В.И. Чапаева в г. Саратове, предоставленного комитету дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" (в пределах автомобильной дороги, тротуаров и зеленых насаждений по ул. имени В.И. Чапаева в г. Саратове) на основании распоряжения комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" от 10 февраля 2012 года N 121-Р, выявлена несанкционированная свалка коммунально-бытовых отходов, в том числе на территории тротуаров и зеленых насаждений по ул. имени В.И. Чапаева в г. Саратове (земельный участок в границах кадастрового квартала N захламлен отходами производства и потребления - отходы из жилищ несортированные, упаковка полиэтиленовая, загрязненная пищевыми продуктами, шины пневматические автомобильные отработанные). Комитетом в нарушение приведенных требований статей 12, 13 и 42 Земельного кодекса Российской Федерации не приняты меры по недопущению организации несанкционированной свалки, по своевременной ее ликвидации.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние комитета правильно квалифицировано по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам защитника Степановой Е.Г. из фотоматериалов (т.1, л.д.105-108), с учетом данных публичной кадастровой карты и ресурса "Яндекс карты", земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка, находится в пределах кадастрового квартала N по ул. имени В.И. Чапаева между ул. Соколовой и ул. Крайней в г. Саратове, переданной распоряжением комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "Город Саратов" от 10 февраля 2012 года N 121-Р в комитет дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов". При этом указанная территория с географическими координатами N N не входит в состав земельного участка с кадастровым номером N с адресом: г. Саратов, ул. имени В.И. Чапаева, д.171, а находится между ним и земельным участком с кадастровым номером N с адресом: г. Саратов, ул. имени В.И. Чапаева, д.173. Таким образом, территория, на которой обнаружены отходы производства и потребления, находится в ведении комитета.
Учитывая изложенное, ссылки в жалобе на определения и постановления Конституционного Суда Российской Федерации, не свидетельствуют о незаконности судебных актов.
Вопреки доводам жалобы из материалов дела следует, что в данном случае внеплановая проверка в отношении комитета не проводилась. Существенных нарушений требований законодательства при проведении рейдового обследования территории должностным лицом административного органа не допущено.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки должностного лица и судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии комитета объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм законодательства не свидетельствует о том, что должностным лицом и судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения комитета к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено комитету с применением положений части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 8.7 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям от 21 июля 2021 года N 1-404/2021, решение судьи Кировского районного суда города Саратова от 28 января 2022 года и решение судьи Саратовского областного суда от 28 марта 2022 года, вынесенные в отношении комитета дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации муниципального образования "Город Саратов" Саратовской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Степановой Е.Г. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.