Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью научно-производственное предприятие "Венд" Метельникова Михаила Александровича на вступившие в законную силу постановление начальника Центрального инспекционного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, старшего государственного инспектора Саратовской области от 9 июля 2021 года N181, решение судьи Ленинского районного суда города Саратова от 18 января 2022 года и решение судьи Саратовского областного суда от 18 апреля 2022 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью научно-производственное предприятие "Венд" (далее также - ООО НПП "Венд", общество) Метельникова М.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника Центрального инспекционного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, старшего государственного инспектора Саратовской области от 9 июля 2021 года N181, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда города Саратова от 18 января 2022 года и решением судьи Саратовского областного суда от 18 апреля 2022 года, директор ООО НПП "Венд" Метельников М.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, директор общества Метельников М.А. просит об отмене состоявшихся по делу актов, приводя доводы об их незаконности, и возвращении дела на новое рассмотрение.
Прокуратура Ленинского района г. Саратова в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уведомлена о подаче указанной жалобы, возражений на нее не представлено.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения заявителя к административной ответственности) неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункту 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона N 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ).
Пунктом 3 данной статьи определено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Согласно пункту 3 Порядка паспортизации отходов I - IV классов, утвержденного приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 года N 1026 (далее - Порядок), паспортизация отходов I - IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица). При паспортизации отходов I - IV классов опасности составляются паспорта отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242 (далее - ФККО), и паспорта отходов, не включенных в ФККО.
В силу пункта 6 Порядка для отходов, включенных в ФККО, паспорт отходов составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами по типовой форме паспорта отходов I - IV классов опасности, включенных в ФККО, согласно приложению N 2 к указанному Приказу.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Ленинского района города Саратова на основании решения заместителя прокурора Ленинского района города Саратова от 21 мая 2021 года проведена проверка соблюдения ООО НПП "Венд" (г. Саратов, проспект имени 50 лет Октября, д. 101) законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
По результатам проведенной проверки 21 мая 2021 года установлено, что в результате деятельности ООО НПП "Венд" образуются отходы: мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный, за исключением крупногабаритного, код по ФККО 73310001724 (IV класс опасности), от 7 работников; отходы сложного комбинированного состава в виде изделий, оборудования, устройств, не вошедшие в другие пункты в соответствии с ФККО, имеющие III или IV класс опасности. Однако в нарушение приведенных положений Федерального закона N89-ФЗ и Порядка паспорта на указанные отходы обществом, руководителем которого является Метельников М.А, не составлены и в ходе проверки не представлены.
Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние директора ООО НПП "Венд" Метельникова М.А. правильно квалифицировано по части 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы о том, что в ходе проведения прокурорской проверки были допущены существенные нарушения требований законодательства, были предметом рассмотрения судебных инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, мотивированно изложенная в судебных актах, не согласиться с которой оснований не имеется.
Вопреки доводам жалобы при установленных по делу обстоятельствах, в том числе с учетом содержания договора подряда от 5 апреля 2010 года N 261, правовых оснований для вывода о том, что на обществе не лежит обязанность по составлению паспортов отходов, не имеется.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки должностного лица и судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии директора ООО НПП "Венд" Метельникова М.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями законодательства не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения директора ООО НПП "Венд" Метельникова М.А. к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено директору ООО НПП "Венд" Метельникову М.А. с применением положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену состоявшихся по делу актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление начальника Центрального инспекционного отдела управления государственного экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, старшего государственного инспектора Саратовской области от 9 июля 2021 года N181, решение судьи Ленинского районного суда города Саратова от 18 января 2022 года и решение судьи Саратовского областного суда от 18 апреля 2022 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью научно-производственное предприятие "Венд" Метельникова Михаила Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью научно-производственное предприятие "Венд" Метельникова М.А. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.