Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Кишаев А.А., рассмотрев жалобу Кия В.И. (далее - Кий В.И.) на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 12 Советского судебного района города Брянска от 20 сентября 2021 г., вынесенное в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "ИПУТЬ" (далее - ООО "ИПУТЬ") Кия В.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 12 Советского судебного района города Брянска от 20 сентября 2021 г, генеральный директор ООО "ИПУТЬ" Кий В.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде дисквалификации на срок 1 год 6 месяцев.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, Кий В.И. просит отменить указанный судебный акт, приводя доводы его незаконности, прекратить производство по делу.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Кия В.И. к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.
В соответствии с частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 названной статьи, а также представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
Пунктами 1, 2 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.
Таким уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Федеральная налоговая служба (ФНС России), Положение о которой утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 (далее также - регистрирующий орган).
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее также - Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N129-ФЗ).
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах его места нахождения.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Пунктом 5 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ предусмотрено, что, если иное не установлено названным Федеральным законом, юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 упомянутой статьи сведений, за исключением сведений, указанных в данной норме, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 названного Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном данным Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения генерального директора ООО "ИПУТЬ" Кия В.И. к административной ответственности по указанной выше норме послужили изложенные в обжалуемом судебном акте выводы мирового судьи судебного участка N 12 Советского судебного района города Брянска о том, что в нарушение Федерального Закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ ООО "ИПУТЬ", руководителем которого является названное лицо, повторно не представило в МИФНС России N 10 по Брянской области, расположенную по адресу: город Брянск, площадь Карла Маркса, дом N 2, достоверные сведения об адресе места нахождения данного юридического лица.
Вместе с тем, состоявшееся по делу постановление мирового судьи от 20 сентября 2021 г. законным признать нельзя.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Мировым судьей при рассмотрении и разрешении настоящего дела требования приведенных норм о всестороннем и полном рассмотрении дела не выполнены.
Из материалов дела следует, что вступившим в законную силу 24 декабря 2020 г. постановлением начальника МИФНС России N 10 по Брянской области от 3 декабря 2020 г. с N, генеральный директор ООО "ИПУТЬ" Кий В.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей (л.д. 51-52).
27 ноября 2020 г. МИФНС России N 10 по Брянской области принято решение N 10136А о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ ООО "ИПУТЬ", и внесении изменений в сведения о данном юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, на основании представленных для государственной регистрации документов, согласно которым адресом (местом нахождения) постоянно действующего исполнительного органа ООО "ИПУТЬ", по которому осуществляется связь с юридическим лицом, является адрес: 241020, "адрес", (л.д. 23-47).
В протоколе об административном правонарушении от 26 августа 2021 г. (л.д. 4-5) буквально указано, что в дальнейшем МИФНС России N 10 по Брянской области была установлена недостоверность сведений об адресе нахождения юридического лица ООО "ИПУТЬ", в связи, с чем данному юридическому лицу направлено уведомление о необходимости представления достоверных сведений.
Согласно уведомлению о необходимости представления достоверных сведений от 20 мая 2021 г. N (л.д. 21-22), направленным МИФНС России N 10 по Брянской области в адрес ООО "ИПУТЬ", Кия В.И. и ФИО5, названные лица уведомляются о том, что в отношении ООО "ИПУТЬ" установлена недостоверность содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений об вышеуказанном адресе его места нахождения, а также разъясняются положения пункта 6 статьи 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ о том, что в течение тридцати дней с момента направления данного уведомления юридическое лицо обязано сообщить в установленном названным Федеральным законом порядке достоверные сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых направлено уведомление о недостоверности.
Однако, в нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мировым судьей при рассмотрении дела не проверено и не выяснено на основании каких данных должностным лицом административного органа установлена недостоверность содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа ООО "ИПУТЬ". В протоколе об административном правонарушении не приведены обстоятельства установления данного факта. В материалах дела отсутствуют какие-либо сведения, на основании которых возможно сделать однозначный вывод об этом.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка N 12 Советского судебного района города Брянска от 20 сентября 2021 г, вынесенное в отношении генерального директора ООО "ИПУТЬ" Кия В.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Поскольку на момент рассмотрения жалобы Кия В.И. в Первом кассационном суде общей юрисдикции срок давности привлечения его к административной ответственности по части 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истек, производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 12 Советского судебного района города Брянска от 20 сентября 2021 г, вынесенное в отношении генерального директора общества с ограниченной ответственностью "ИПУТЬ" Кия В.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья А.А. Кишаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.