Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Россошанские Коммунальные Системы" Безрукова Е.Н. на вступившие в законную силу постановление начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области - старшего государственного инспектора Российской Федерации по Воронежской области N392/ДЕ/2021 от 8 ноября 2021 года (с учетом определения об исправлении описки от 21 декабря 2021 года), решение заместителя руководителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды от 24 декабря 2021 года, решение судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 18 марта 2022 года, решение судьи Воронежского областного суда от 26 апреля 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Россошанские Коммунальные Системы" (далее по тексту ООО "РКС", Общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области - старшего государственного инспектора Российской Федерации по Воронежской области N392/ДЕ/2021 от 8 ноября 2021 года (с учетом определения об исправлении описки от 21 декабря 2021 года), оставленным без изменения решением заместителя руководителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды от 24 декабря 2021 года, решением судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 18 марта 2022 года и решением судьи Воронежского областного суда от 26 апреля 2022 года, ООО "РКС" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, генеральный директор Общества ставит вопрос об отмене процессуальных актов, состоявшихся по настоящему делу об административном правонарушении, ссылаясь на их незаконность, прекращении производства по делу.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении, доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, помимо прочего, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
Статьей 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ) определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (пункт 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ).
Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается (пункт 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ).
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в период с 31 августа 2021 года по 23 сентября 2021 года в отношении объекта по сбору и очистке сточных вод II категории, эксплуатируемого ООО "РКС", проведена внеплановая выездная проверка на основании решения N839в/В от 26 августа 2021 года о проведении внеплановой проверки.
В ходе проведения проверки 23 сентября 2021 года в 14 часов установлено, что ООО "Россошанские Коммунальные Системы" допустило сброс отходов производства и потребления - неочищенных сточных вод на открытый рельеф местности, непосредственно на почву, вблизи ул. Максима Горького г.Россошь Воронежской области и далее по рельефу местности в водный объект.
Актом N 78, составленным в ходе проведения осмотра места прорыва канализации по ул. Максима Горького г. Россошь было установлено: на ул. Максима Горького г. Россоши были определены точки географических координат, характеризующие места аварий в канализационной сети (50.172139° с.ш. 39.598444° в.д.) и (50.172194° с.ш. 39.599806" в.д.).
В ходе обследования установлен факт сброса на рельеф местности стоков с характерными цветовыми характеристиками и специфическим запахом канализационных стоков. Далее стоки воды из системы ливневой канализации проходят через перепускной поддорожный пенал, сбрасывались на рельеф местности в границах водоохранной зоны и попадали в реки Сухая Россошь и Черная Калитва.
В ходе проверки установлен факт поступления сточных вод на почву в результате выхода из строя канализационной линии, эксплуатируемой ООО "Россошанские Коммунальные Системы" в обход централизованной системы водоотведения, вследствие чего происходило накопление сточных вод на почве.
В ходе выезда 10 сентября 2021 года на место, где 24 августа 2021 года был прорыв в системе канализационного водоотведения на ул. Максима Горького г. Россоши и сточная вода стекала по рельефу местности, был осуществлен отбор проб почв с целью установления ее загрязнения химическими веществами.
Согласно экспертному заключению по результатам проведения отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний от 20 сентября 2021 года N 45/1 установлено наличие превышения полученных концентраций загрязняющих веществ по сравнению с предельно допустимыми и ориентировочно допустимыми концентрациями (СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"), а также фоновых значений (проба N 932) - объединенная проба из 5 точечных проб с территории идентичного целевого назначения и вида использования, не испытывающей негативного воздействия с координатами из точек N 50°11"12.8""; Е039°33"29.5"" глубина 0-20 см.
В объединенной пробе из 10 точечных проб, отобранной по линейной сетке вдоль канавы справа по кромке воды из трубы до вреза воды в реку Сухая Россошь с глубины 0-20 см (проба N933) установлены превышения предельно-допустимых концентраций: по сере в 5, 6 раза; по марганцу в 3, 3 раза, по меди в 1, 35 раза; по никелю в 2, 6 раза, по свинцу в 1, 4 6 раза; по цинку в 4, 3 раза; а также установлено превышение фоновых значений: по нефтепродуктам в 55, 3 раза; по азоту аммонийному в 10, 2 раза, по азоту нитратов в 4, 2 раза, по азоту нитритному в 7 раз, по анионным поверхностноактивным веществам в 42 раза, по фосфору подвижному в 3, 1 раза, по нитритам в 4, 2 раза, по хлорид-иону в 8, 3 раза.
В объединенной пробе из 10 точечных проб, обобранной по линейной сетке вдоль канавы слева по кромке воды из трубы до вреза воды в реку Сухая Россошь с глубины 0-20см (проба N934) установлены превышения предельно-допустимых концентраций: по сере в 7, 6 раза, по марганцу в 2, 9 раза, по меди в 1, 44 раза, по никелю в 2, 7 раза, по свинцу в 1, 51 раза, по цинку в 4, 8 раза; а также установлено превышение фоновых значение: по нефтепродуктам в 36 раз, по азоту аммонийному в 10, 6 раз, по азоту нитратов в 1, 4 раза, по азоту нитритному в 4, 1 раза, по анионным поверхностноактивным веществам в 39, 5 раза, по фосфору подвижному в 1, 1 раза, по нитритам в 1, 4 раза, по хлорид-иону в 6, 8 раз.
Общая площадь загрязнения составила согласно замерам 150х30 кв.м.
По полученной от администрации городского поселения г. Россошь информации сети водоотведения и ливневые канализации, расположенные на территории г. Россошь, находятся в собственности муниципального образования - городское поселение г. Россошь.
Концессионным соглашением N 1 в отношении объектов водоснабжения и водоотведения от 29 декабря 2016 года сети водоотведения переданы в ООО "РКС"; срок данного соглашения до 31 декабря 2046 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "РКС" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением должностного лица административного органа, с выводами которого согласились вышестоящее должностное лицо и судебные инстанции при рассмотрении жалобы Общества.
Вместе с тем, при принятии решения 26 апреля 2022 года не учтено следующее.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Федеральным законом от 26 марта 2022 года N 70-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", вступившим в силу 6 апреля 2022 года, статья 4.4 названного Кодекса дополнена частью 5, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Названным Федеральным законом статья 4.4 названного Кодекса также дополнена частью 6, согласно которой если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II данного Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 указанной статьи.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законы, устанавливающие, изменяющие или отменяющие административную или уголовную ответственность, должны соответствовать конституционным правилам действия закона во времени: согласно статье 54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет (часть 1); никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением; если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (часть 2). Данные правила, основанные на общеправовых принципах справедливости, гуманизма и соразмерности ответственности за совершенное деяние его реальной общественной опасности, имеют универсальное для всех видов юридической ответственности значение и являются обязательными и для законодателя, и для правоприменительных органов, в том числе судов; принятие законов, устраняющих или смягчающих ответственность, по-новому определяет характер и степень общественной опасности тех или иных правонарушений и правовой статус лиц, их совершивших, вследствие чего законодатель не может не предусмотреть - исходя из конституционно обусловленной обязанности распространения действия такого рода законов на ранее совершенные деяния - механизм придания им обратной силы, а уполномоченные органы не вправе уклоняться от принятия юрисдикционных решений об освобождении конкретных лиц от ответственности и наказания или о смягчении ответственности и наказания, оформляющих изменение статуса этих лиц (постановления от 20 апреля 2006 года N 4-П; от 14 июля 2015 N 20-П определения от 16 января 2001 года N 1-О, от 10 октября 2013 года N 1485-О и от 21 ноября 2013 года N 1903-О).
Положения статьи 54 Конституции Российской Федерации, устанавливающие правила действия закона во времени, конкретизируются в отраслевом законодательстве.
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
В силу части 2 статьи 1.7 названного Кодекса закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
По данным ГИС ГМП административный штраф по постановлению должностного лица не уплачен.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в период с 31 августа 2021 года по 23 сентября 2021 года внеплановой выездной проверки на основании решения N839в/В от 26 августа 2021 года в деятельности Общества выявлены нарушения, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 8.2 и частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные обстоятельства не были учтены при рассмотрении жалоб Общества на постановление и решение должностных лиц административного органа и решение судьи районного суда.
Между тем, выяснение указанных обстоятельств имеет существенное значение по данному делу об административном правонарушении для решения вопроса о наличии или отсутствии оснований для применения положений части 2 статьи 1.7, части 6 статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая изложенное, решение судьи Воронежского областного суда от 26 апреля 2022 года подлежит отмене, дело с жалобой ООО "РКС" на постановление начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области - старшего государственного инспектора Российской Федерации по Воронежской области N392/ДЕ/2021 от 8 ноября 2021 года, решение заместителя руководителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования - заместителя главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды от 24 декабря 2021 года, решение судьи Центрального районного суда г. Воронежа от 18 марта 2022 года подлежит возвращению на новое рассмотрение в Воронежский областной суд.
При новом рассмотрении жалобы следует учесть изложенное в настоящем постановлении, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административном правонарушении, дать оценку всем доводам и представленным доказательствам, и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
решение судьи Воронежского областного суда от 26 апреля 2022 года, состоявшееся в отношении общества с ограниченной ответственностью "Россошанские Коммунальные Системы" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело возвратить на новое рассмотрение в Воронежский областной суд.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.