Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Шамшутдинова Г.К., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Сапфир" Чебановой Д.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 138 Видновского судебного района Московской области от 28 февраля 2022 года, решение судьи Видновского городского суда Московской области от 11 мая 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Сапфир" (далее по тексту - ООО "Сапфир", Общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением мирового судьи судебного участка N 138 Видновского судебного района Московской области от 28 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Видновского городского суда Московской области от 11 мая 2022 года, ООО "Сапфир" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Первый кассационный суд общей юрисдикции, защитник Общества Чебанова Д.А. просит об отмене вынесенных по делу судебных актов, ссылаясь на их незаконность.
Изучение доводов жалобы, материалов дела об административном правонарушении, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Общества к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 этого Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 1 указанной статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Юридические лица и их руководители, допустившие нарушение Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Федеральный закон N 294-ФЗ), не обоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу частей 1, 2 статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязанных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.
В силу части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ одним из оснований для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Исходя из положений статьи 10 названного Федерального закона, в случае, если внеплановая проверка проводится в связи с истечением срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предписания об устранении нарушения требований законодательства, предметом такой проверки может являться только исполнение выданного соответствующим уполномоченным органом предписания.
Согласно части 4 статьи 11 Федерального закона N 294-ФЗ в случае, если сведения, которые содержатся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора) направляет в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.
Как следует из материалов дела 27 сентября 2021 года по результатам проведенной проверки Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" в адрес ООО "Сапфир" вынесено предписание N об устранении нарушений жилищного законодательства в срок до 10 декабря 2021года.
10 декабря 2021 года заместителем руководителя Управления вынесено распоряжение N о проведении в отношении ООО "Сапфир" внеплановой документарной проверки с целью проверки выполнения юридическим лицом ранее выданного предписания от 27 сентября 2021года об устранении нарушений жилищного законодательства.
Срок проведения проверки установлен с 13 по 31 декабря 2021 года.
Согласно пункту 13 данного распоряжения для достижения целей и задач проверки Обществу необходимо представить документы в соответствии с приложением N 1 к распоряжению от 10 декабря 2021 года, а именно: 1)документы согласно предписанных мероприятий законного предписания N от 27 сентября 2021 года; 2) другие документы (при необходимости).
Согласно названному предписанию Обществу необходимо произвести ежегодную корректировку по коммунальной услуге отопление за 2020 год; отразить проведенную корректировку в платежных документах абонентов дома; представить письменную информацию о сумме произведенной корректировки платы; представить платежный документ по лицевому счету абонента жилого помещения N 29 с опубликованной информацией о произведенной корректировке, с указанием суммы; при проведении ежегодной корректировки определить абонентов, по которым произведено необоснованное увеличение размера платы по коммунальной услуге отопление; абонентам, по которым произведено необоснованное увеличение размера платы по коммунальной услуге отопление уплатить штраф в размере пятидесяти процентов начисленной плато за коммунальную услугу отопление над размером платы, которую надлежало начислить в срок, указанный пункте 7 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации; отразить в платежных документах абонентов штраф; представить копии платежных документов абонентов с опубликованной информацией о штрафе.
В части расчет платы за отопление абонентам дома с 1 марта 2020 года по настоящее время производится исходя из утвержденного норматива, обществу предписано: произвести перерасчет платы за коммунальную услугу отопление с 1 марта 2020 года по 1 января 2020 года всем абонентам дома в строгом соответствии с пунктом 3 приложения 2 формулой 3 Правил N 354; произвести перерасчет платы за коммунальную услугу отопление с 1 января 2021 года по 27 сентября 2021 года всем абонентам дома в строгом соответствии с пунктом 3 приложения 2 формулой 3 Правил N354; производить начисление платы за коммунальную услугу отопление с 27 сентября 2021 года строго в соответствии с пунктом 3 приложения N 2 формула 3 Правил N 354; отразить в платежных документах всех абонентов дома произведенный перерасчет платы; представить письменную информацию суммах перерасчетов (за каждый отдельно): с 1 марта 2020 года по 1 января 2021 года, с 1 января 2021 года по 27 сентября 2021 года; представить платежный по лицевому счету жилого помещения N 29 с опубликованной информацией (с суммой перерасчета платы); абонентам, по которым произведено необоснованное увеличение размера платы по коммунальной услуге отопление уплатить штраф в размере пятидесяти процентов начисленной платы за коммунальную услугу отопление над размером платы, которую надлежало начислить; отразить в платежных документах абонентов штраф; представить копии платежных документов абонентов с опубликованной информацией о штрафе.
Уведомление о проведении внеплановой документарной проверки от 22 декабря 2021 года, где были истребованы документы согласно приложению N 1 к указанному распоряжению от 10 декабря 2021 года (перечень запрашиваемых документов), получено ООО "Сапфир" 22 декабря 2021 года.
Однако в указанный срок перечисленные выше документы не представлены.
По данному факту 30 декабря 2021 года консультантом территориального отдела N 10 Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения Общества к административной ответственности, установленной данной нормой.
Мировой судья и вышестоящая судебная инстанция пришли к выводу о том, что Общество воспрепятствовало проведению документарной проверки, что повлекло невозможность проведения или ее завершения.
Вместе с тем с состоявшимися по настоящему делу судебными актами согласиться нельзя.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в совершении деяния, направленного на создание препятствий для осуществления, в частности, должностным лицом органа государственного контроля (надзора) законной деятельности по проведению проверок, либо направленного на избежание таких проверок, если они повлекли невозможность проведения или завершения проверок.
Необходимым условием требования должностного лица административного органа (в данном случае о представлении документов для проведения проверки) является его законность.
Как следует из материалов дела, по результатам ранее проведенной проверки Обществу было выдано предписание об устранении нарушений жилищного законодательства.
В распоряжении от 10 декабря 2021 года N о проведении проверки и соответствующем уведомлении от 22 декабря 2021 года фактически указано на необходимость представления Обществом для проведения проверки документов, подтверждающих исполнение предписания.
Между тем решением арбитражного суда Московской области от 12 апреля 2022 года (дата объявления резолютивной части решения, полный текст изготовлен 25 мая 2022 года) названное предписание Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" N от 27 сентября 2021 года признано незаконным и отменено.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 19 июля 2022 года указанное решение оставлено без изменения.
Данный факт имеет существенное значение для рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку именно во исполнение данного предписания Общество должно было представить уполномоченному органу истребуемые документы.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 138 Видновского судебного района Московской области от 28 февраля 2022 года, решение судьи Видновского городского суда Московской области от 11 мая 2022 года, вынесенные в отношении ООО "Сапфир", по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Сапфир" Чебановой Д.А. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 138 Видновского судебного района Московской области от 28 февраля 2022 года, решение судьи Видновского городского суда Московской области от 11 мая 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Сапфир" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Г.К. Шамшутдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.