Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Федеральной службы исполнения наказания, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области, федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области" на решение Центрального районного суда города Воронежа от 10 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного от 16 июня 2022 года и дополнительное апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного от 12 июля 2022 года по делу по исковому заявлению Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к Федеральной службе исполнения наказаний, федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области" об устранении выявленных нарушений.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, объяснения представителя административных ответчиков Лучинкина С.С, поддержавшего доводы кассационных жалоб, и прокурора четвертого отдела (кассационного) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дедова С.Б, полагавшего, что кассационные жалобы не подлежат удовлетворению, судебная коллегия по административным делам
установила:
Воронежский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с названным иском, в котором просил обязать федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области" (далее - ФКУ ИК-2 УФСИН России по Воронежской области) в течение 3 месяцев со дня вступления в силу судебного решения обеспечить проведение строительно-технического экспертного исследования канализационной системы, находящейся в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Воронежской области по адресу: г. Воронеж, ул.3Интернационала, д. 17, в рамках которого определить техническое состояние, комплекс мер, необходимых для проведения ее восстановительного ремонта, стоимость и целесообразность восстановительного ремонта; возложить обязанность по ремонту насосной станции, обеспечивающему исключение попадания сточных вод от данной канализационной станции на рельеф местности; обязать в течение 3месяцев со дня вступления в силу судебного решения полностью ликвидировать свалку отходов, расположенную по адресу: г. Воронеж, ул. 3 Интернационала, д. 17, очистив территорию исправительного учреждения от захламления отходами производства и потребления. При недостаточности денежных средств у ФКУ ИК-2 УФСИН России по Воронежской области возложить на Федеральную службу исполнения наказаний (далее - ФСИН России) обязанность обеспечить финансирование указанных работ.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что территория ФКУ ИК-2 УФСИН России по Воронежской, не имеющая искусственного водонепроницаемого покрытия и не защищенная от воздействия атмосферных осадков и ветров, захламлена отходами производства и потребления, в том числе хаотично бытовыми и пищевыми, металлолом, строительным мусором, мусор от бытовых помещений, производственный смет (IV класс опасности), твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка) отсутствует, навеса не имеется. На территории ФКУ ИК-2 УФСИН России по Воронежской области в месте накопления отходов на открытых площадках ливневая канализация отсутствует. Не обеспечен селективный сбор отходов по видам и классам опасности. Допускаются случаи совместного накопления промышленных отходов (промасленная ветошь - III класс опасности, мусор от бытовых помещений - IV класс опасности, производственный смет - IV класс опасности, отходы упаковочного картона незагрязненные - V класс опасности) и твердых коммунальных отходов. В связи с нарушением требований законодательства создается угроза причинения вреда окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Также установлено, что вопреки требованиям законодательства в колодцах жилой зоны, штрафного изолятора (далее - ШИЗО), столовой для приема пищи осужденных запредельный уровень сточных вод в связи с неисправностью системы канализационной насосной станции, что мешает бесперебойной работе системы жизнеобеспечения учреждения.
Учреждение не обеспечило своевременный ремонт канализационной насосной станции (далее - КНС) в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Воронежской области, что также приводит к попаданию сточных на рельеф местности. В овощном цехе пищеблока и моечной столовой и кухонной посуды моечные ванны не присоединены к системе водоотведения, вода из моечных ванн сливается на пол, что не соответствует требованиям пункта 2.15 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения". В здании ФКУ ИК-2 УФСИН России по Воронежской области, где располагается ШИЗО, система канализации полностью поражена ржавчиной, в некоторых местах отсутствует вовсе. Подвальный этаж затоплен канализационными стоками. В результате при посещении душа, осужденные вынуждены пользоваться стеллажами, поскольку канализационная система не обеспечивает слив воды. В адрес начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Воронежской области вносилось представление, в котором требовалось принять необходимые меры по устранению нарушений закона, причин и условий им способствующих, а также недопущению их в дальнейшей деятельности, однако каких-либо мер, направленных на устранение нарушений, не принято в связи с отсутствием финансирования.
Решением Центрального районного суда города Воронежа от 10 марта 2022года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного от 16 июня 2022 года с учетом дополнительного апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного от 16 июля 2022 года, исковые требования были удовлетворены частично. На ФКУ ИК-2 УФСИН России по Воронежской области возложена обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления в силу судебного решения обеспечить проведение строительно-технического экспертного исследования канализационной системы, находящейся в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Воронежской области по адресу: г. Воронеж, ул.3Интернационала, д. 17, в рамках которого определить техническое состояние, комплекс мер, необходимых для проведения ее восстановительного ремонта, стоимость и целесообразность восстановительного ремонта, а также полностью ликвидировать свалку отходов, расположенную по адресу: г. Воронеж, ул.3Интернационала, д. 17, очистив территорию исправительного учреждения от захламления отходами производства и потребления. При недостаточности денежных средств у ФКУ ИК-2 УФСИН России по Воронежской области на ФСИН России возложена обязанность обеспечить финансирование указанных работ. В остальной части требований истцу отказано.
В кассационных жалобах, поданных 6 июля 2022 года и 11 августа 2022 года, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Воронежской области, ФСИН России, УФСИН России по Воронежской области просят судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагают, что у прокурора не было полномочий обращаться в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку количественный, персональный состав лиц, отбывающих наказания в исправительном учреждении, определен. Указывают, что администрацией ФКУ ИК-2 УФСИН России по Воронежской области были предприняты соответствующие меры для определения технического состояния и перечня мероприятий для ремонта насосной станции, для вывоза отходов, в связи с чем оснований для удовлетворения требований прокурора не имелось. Считают, что возложение обязанности на ФСИН России обеспечить финансирование для устранения нарушений нарушает принцип разделения властей.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, в ходе проведенных Воронежской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проверок установлено, что территория ФКУ ИК-2 УФСИН России по Воронежской области (около 100 кв.м), не имеющая искусственного водонепроницаемого покрытия и не защищенная от воздействия атмосферных осадков и ветров, захламлена отходами производства и потребления, в том числе хаотично бытовыми и пищевыми, металлолом, строительным мусором, мусор от бытовых помещений, производственный смет (IV класс опасности), твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка) отсутствует, навеса не имеется. На территории ФКУ ИК-2 УФСИН России по Воронежской области в месте накопления отходов на открытых площадках ливневая канализация отсутствует. Не обеспечен селективный сбор отходов по видам и классам опасности. Допускаются случаи совместного накопления промышленных отходов (промасленная ветошь - III класс опасности, мусор от бытовых помещений - IV класс опасности, производственный смет - IV класс опасности, отходы упаковочного картона незагрязненные - V класс опасности) и твердых коммунальных отходов. в колодцах жилой зоны, ШИЗО, столовой для приема пищи осужденных запредельный уровень сточных вод в связи с неисправностью системы канализационной насосной станции, что мешает бесперебойной работе системы жизнеобеспечения учреждения.
Учреждение не обеспечило своевременный ремонт канализационной насосной станции в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Воронежской области, что также приводит к попаданию сточных на рельеф местности. В овощном цехе пищеблока и моечной столовой и кухонной посуды моечные ванны не присоединены к системе водоотведения, вода из моечных ванн сливается на пол, что не соответствует требованиям пункта 2.15 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения". В здании ФКУ ИК-2 УФСИН России по Воронежской области, где располагается ШИЗО, система канализации полностью поражена ржавчиной, в некоторых местах отсутствует во все. Подвальный этаж затоплен канализационными стоками. В результате при посещении душа, осужденные вынуждены пользоваться стеллажами, поскольку канализационная система не обеспечивает слив воды. Указанные обстоятельства не оспаривались ответчиками и подтверждаются результатами проведенных проверок.
В адрес временно исполняющих обязанности начальника ФКУ ИК-2 УФСИН России по Воронежской области Воронежским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях 18 октября 2021 года, 3 марта 2020 года были внесены представления N, N соответственно.
На указанные представления ФКУ ИК-2 УФСИН России по Воронежской области даны ответы от 1 декабря 2021 года исх. N, от 12 мая 2020года исх. N.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что доказательств реального исполнения представлений прокурора и устранения выявленных нарушений законодательства на момент рассмотрения дела суду не представлено.
При этом, отказывая в удовлетворении требований о возложении обязанности по ремонту насосной станции, районный суд исходил из преждевременности заявленных требований ввиду отсутствия строительно-технического экспертного исследования канализационной системы ФКУ ИК-2 УФСИН России по Воронежской области.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами.
Правильно применив положения Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N1314; Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N295; разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 25 декабря 2018 года N 47; положения Федерального закона от 30декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; Положения об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области, утвержденного приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 11 июня 2015 года N 518, суды пришли к обоснованным выводам о том, что в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Воронежской области имеются выявленные Воронежским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях нарушения. Доказательств реального устранения выявленных нарушений в полном объеме на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции ФСИН России, УФСИН России по Воронежской области, ФКУ ИК-2 УФСИН России по Воронежской области не представлено.
Доводы кассационных жалоб о принятии мер к устранению выявленных нарушений в 2022году не опровергают выводы судов о наличии таких нарушений на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции и не влекут отмену судебных актов.
Доводы кассационных жалоб об отсутствии у прокурора полномочий обращаться в суд с заявленными требованиями в защиту неопределенного круга лиц были предметом проверки областного суда и обоснованно отклонены.
Учитывая, что выявленные нарушения действующего законодательства в области санитарно-эпидемиологическом благополучии населения нарушают права лиц, содержащихся в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Воронежской области, у прокурора имелись полномочия на обращение в суд с требованиями в защиту неопределенного круга лиц, что согласуется с положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы о том, что круг содержащихся в колонии лиц является постоянным, ошибочны, поскольку состав осужденных постоянно меняется путем освобождения одних осужденных и прибытия в учреждение других осужденных, при этом заявлений или жалоб от осужденных применительно к наделению прав прокурора для обращения в суд в данной ситуации не требуется.
Доводы о незаконном возложении субсидиарной ответственности на ФСИН России при недостаточности денежных средств у ФКУ ИК-2 УФСИН России по Воронежской области были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены, поскольку в силу статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпункта 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N1314, ФСИН России как главный распорядитель бюджетных средств осуществляет финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджет. Обстоятельства недостаточного финансирования не могут являться основанием для освобождения административных ответчиков от исполнения указанных полномочий, поскольку они не должны влиять на права граждан.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами при рассмотрении дела не допущено.
Кассационная жалоба каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Воронежа от 10 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного от 16 июня 2022 года и дополнительное апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного от 12 июля 2022года оставить без изменения, кассационные жалобы Федеральной службы исполнения наказания, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области, федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области" - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 13 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.