Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Васлева В.С, Кривенкова О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сиволдаева Ильи Владимировича на решение Богучарского районного суда Воронежской области от 15 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 18 января 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Сиволдаева Ильи Владимировича к участковой избирательной комиссии N 2906 о признании решения незаконным.
Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В, объяснения Сиволдаева И.В, поддержавшего кассационную жалобу, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) с дислокацией в городе Саратове апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дедова С.Б, полагавшего кассационную жалобу оставлению без удовлетворения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сиволдаев И.В. обратился в суд с названным административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и отменить решение участковой избирательной комиссии N 2906 от 20 сентября 2021 года N 9 "О рассмотрении жалобы о нарушении законодательства о выборах"; возложить обязанность ознакомить его с реестром избирателей для голосования вне помещения, заявлениями избирателей о голосовании вне помещения, списками избирателей.
В обоснование своих требований административный истец указал, что на 19 сентября 2021 года были назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва. 19 сентября 2021 года Сиволдаев И.В, являясь членом Избирательной комиссии Воронежской области с правом совещательного голоса, назначенным политической партией "Коммунистическая партия Российской Федерации", реализуя свое право в соответствии с пунктом "г" пункта 23 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", обратился в участковую избирательную комиссию N 2906 с заявлением о выдаче ему заверенных копий всех протоколов участковой избирательной комиссии N 2906 об итогах голосования, уведомил о ведении фото- и видеосъемки.
В связи с тем, что на данном избирательном участке оказалось большое количество лиц, проголосовавших вне помещения, а с заявлениями избирателей о голосовании вне помещения, реестром голосования вне помещения, списками избирателей он не был ознакомлен, Сиволдаев И.В. 20 сентября 2021 года обратился в участковую избирательную комиссию N 2906 с жалобой на нарушение законодательства о выборах. Решением участковой избирательной комиссии N 2906 от 20 сентября 2021 года N в удовлетворении жалобы Сиволдаева И.В. было отказано.
Решением Богучарского районного суда Воронежской области от 15 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 18 января 2022 года, отказано в удовлетворении административного искового заявления.
В кассационной жалобе, поданной 19 июля 2022 года через суд первой инстанции, Сиволдаев И.В. просит отменить апелляционное определение и направить дело на новое апелляционное рассмотрение. Полагает, что в процедуру подсчета голосов входит оглашение данных каждой страницы списка избирателей, что не было выполнено участковой избирательной комиссией N 2906. Обращает внимание на необоснованный отказ в удовлетворении ходатайства об истребовании доказательств.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.
Согласно пункту 4 статьи 20 Федерального закона N 67-ФЗ комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 6 статьи 27 Федерального закона N 67-ФЗ участковая комиссия рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение данного Федерального закона, иных законов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения.
В силу подпункта "г" пункта 23 статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ член избирательной комиссии с правом решающего голоса и член избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, сведениями об избирателях, участниках референдума, подавших заявления о включении в список избирателей, участников референдума по месту своего нахождения, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, согласно Указу Президента Российской Федерации от 17 июня 2021 года N 367 на 19 сентября 2021 года были назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва.
Указанные выборы состоялись 19 сентября 2021 года, в том числе в Воронежской области.
Избирательной комиссией Воронежской области вынесено решение от 19 сентября 2021 года N7, которым принято к сведению постановление Комитета Бюро Воронежского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" от 8 сентября 201 года о назначении членом избирательной комиссии Воронежской области с правом совещательного голоса Сиволдаева И.В, и ему выдано соответствующее удостоверение установленного образца.
Сиволдаев И.В. 19 сентября 2021 года в 23 часа 41 минуту обратился в участковую избирательную комиссию N 2906 с заявлением об обеспечении возможности ознакомления с документами избирательной комиссии, а именно с реестром голосования избирателей вне помещения, заявлениями избирателей о голосовании вне помещения, списками избирателей.
Сиволдаев И.В. 20 сентября 2021 года в 6 часов 15 минут обратился в участковую избирательную комиссию N 2906 с жалобой на нарушение законодательства о выборах, в которой указывал, что ему не были предоставлены для ознакомления документы избирательной комиссии, а именно реестр голосования избирателей вне помещения, заявления избирателей о голосовании вне помещения, списки избирателей.
Участковой избирательной комиссией N 2906 вынесено решение от 20 сентября 2021 года N 9 "О рассмотрении жалобы о нарушении законодательства о выборах", в котором со ссылкой на статью 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указано, что подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, в связи с чем представить запрашиваемую информацию невозможно.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что оснований для признания оспариваемого решения незаконным и возложения на административного ответчика обязанности ознакомить административного истца с реестром избирателей для голосования вне помещения, заявлениями избирателей о голосовании вне помещения, списками избирателей не имеется.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами.
Оспариваемым решением участковой избирательной комиссией N 2906 от 20 сентября 2021 года жалоба Сиволдаева И.В. была рассмотрена в установленный законом срок с разрешением поставленных в ней вопросов.
Правильно применив положения пункта 2 статьи 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", частью 23 статьи 85 Федерального закона от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", пункта 4.1.20 Инструкции по составлению, уточнению и использованию списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, утвержденной постановлением ЦИК России от 1 июля 2021 года N 13/108-8, суды обоснованно пришли к выводам о том, что у участковой избирательной комиссии отсутствовала обязанность ознакомить Сиволдаева И.В. с истребуемыми им документами.
Учитывая, что и заявление об ознакомлении, и жалоба Сиволдаева И.В. были поданы после окончания времени голосования, до установления итогов голосования подсчет голосов избирателей проводится без перерыва до установления итогов голосования, в связи с чем ознакомление с запрашиваемыми документами в период проведения подсчета голосов не представляется возможным, и жалоба административного истца была обоснованно отклонена.
После подсчета голосов с заявлением об ознакомлении с запрашиваемыми документами участковой избирательной комиссии N 2906 административный истец не обращался. Более того, после опечатывания мешков (коробок) с избирательной документацией у участковой избирательной комиссии отсутствует обязанность предоставлять испрашиваемые Сиволдаевым И.В. документы для ознакомления в отсутствие соответствующего решения вышестоящей избирательной комиссии, организующей выборы, или суда.
Ссылка заявителя на лишение его возможности убедиться в правильности произведенного подсчета голосов ввиду неоглашения данных по каждой странице списка избирателей обоснованно отклонена, поскольку таких доказательств административным истцом суду представлено не было.
Кроме того, предоставление члену комиссии с правом совещательного голоса для ознакомления списка избирателей прямо запрещено подпунктом "г" пункта 23 статьи 29 Федерального закона N 67-ФЗ.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами при рассмотрении дела не допущено.
Доводы административного истца о незаконном отказе в удовлетворения ходатайства об истребовании видеозаписи подсчета голосов не могут повлечь отмену постановленных в соответствии с законом судебных актов.
Ходатайство разрешено судом в соответствии с требованиями статьи 154 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а относимость, допустимость и достаточность доказательств для разрешения конкретного спора определяется судом, рассматривающим дело, процессуальных нарушений при рассмотрении и разрешении ходатайств не допущено. Оснований для истребования доказательств исходя из положений статьи 63 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд первой инстанции не усмотрел.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Богучарского районного суда Воронежской области от 15 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 18 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Сиволдаева Ильи Владимировича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 13 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.